Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Грамота п. Досифея Московскому патриарху Иоакиму, присланная в 1679 году июля 24 с Васильем Даудовым, в которой он заявляет, что в интересах веры епископы должны находиться между собою в частой переписке и писать друг другу просто, без титулов, сообщает о

14

Грамота п. Досифея Московскому патриарху Иоакиму, присланная в 1679 году июля 24 с Васильем Даудовым, в которой он заявляет, что в интересах веры епископы должны находиться между собою в частой переписке и писать друг другу просто, без титулов, сообщает о положении дел в Иерусалиме, об интригах против православных, особенно со стороны латинян, просит Иоакима заботиться о недопущении в Церкви ничего нового, просит его запретить православным читать латинские и протестантские книги, воспоминать при богослужении восточных патриархов поименно, прислать оставшееся после Паисия Лигарида имущество.

 

Господину моему превозлюбленному и сослужителю Иоакиму о Господе радоватися.

Яко нужное есть дело епископом меж собою писати, и противу того паки не писати, кажется быть умаление веры. То дело ведает и ваша любовь, и мы о том выбор учинили из повести дел вселенских соборов и святаго писания, которое иным временем пошлем к вам. Но писати друг другу епископом часто, зело есть потребное и нужнейшее, единое токмо тому делу задержание причиняет, се есть: нашествие меж собою мирских владетелей. Пребывали и мы некогда в том согрешительном помышлении, однакоже егда благодатию Христовою и мы познавали есмы яко образцы, которые случились после в Церкви, се есть: что епископом писати и подписание учинити и пописати золотыми писмами и титлами и начертаниями и великими печатми, в тех делах есть (не)что опасное, а буде учинится древней старой и препростой обычай, ничего опасное не следует. Евсевий Памфилий во истории, идеже пишется о великом Константине, объявляет древний образ церковный, се есть, как писали цари к патриархом: Константин присный Август Макарию, епископу Иерусалимскому. Лев малый писал к малому Феодосию сице: преславному и человеколюбивейшему Феодосию Лев епископ. Святый Кирилл Александрийский писал ко иеросалимскому сицевым образом: господину моему превозлюбленному и сослужителю Иувена-

 

 

61

лию Кирилл о Господе радоватися. Римский святый Лев писал ко Евтиху сице: превозлюбленному сыну Евтиху старейшему Лев, епископ. Келестин папа к третиему вселенскому собору: Келестин святому собору, иже во Ефесе собравшихся, возлюбленным и прежелательным о Господе радоватися. Патриарх Александрийский Кирилл к митрополиту верийскому Ананию сице написал: господину моему возлюбленному, брату и сослужителю Ананию Кирилл о Господе радоватися. Верийский митрополит Акакий к патриарху александрийскому: владыце моему во всем святейшему и боголюбезнейшему епископу Кириллу о Господе радоватися. Иже во святых Флавиан константинопольский к Римскому пишет: преподобнейшему и боговозлюбленнейшему отцу и сослужителю Льву Флавиан епископ. — Где есть здесь написано: вселенский, или святейший, или божественнейший патриарх, митрополит, папа, судья вселенней, Востока, Сирии, Аравии, Запада, великий господин, великаго или святаго града и прочая сицевая? Того ради, аще праведно есть писати церковным друг к другу с титлами и прозвищами, которые Церковь и церкви им даровали, подобает тогда писати, когда время пристойно есть, а когда не благополучное время, не подавати себе к славе и к предпочтенным имянам, которые содержатся в предревнем церковном образе, по котором надобно писати часто для исправления Церкве, и друг друга правити и церковныя дела меж собою разсудити, и помочь подавати друг другу и для иных причин, которых невозможно ныне глаголати. Того ради и мы пишем ныне и подаем ведомость братской твоей любви, чтобы ведал и не подивился на той образец, как тебя поздравляем, с которым и впредь будем вам часто писати и молим, чтоб и вы писали к нам о себе.

К тому с Богом здравии пребываем и не печалимся о том, что страдаем в великой нищете и окаянстве, зане имели блаженнаго Павла, иже в послании к филиписием утешающе нас и глаголюще: нам даровано есть не токмо еже во Христа веровати, но еже и о нем страдати. Наипаче, когда Бог склоняет сердце владеющих нами, и умилосердятся над нами и можем пребывати, имеюще основание пребываний терпения, яко твердый и ненарушимый якорь надежды к Богу. Но нашествия, и нахождения, и лукавства скверных еретиков привели нас в безмерную нищету, понеже прежде сего армяне, во время блаженного епископа кир Паисия, великия беды кознствовали над православными; однакоже изобрете Бог орудие крайней правды стараго визиря, правителя царствия, и он их во всем посрамил и то дело причинило немалыя протори. И кир

 

 

62

Паисий абие умре, а кир Нектарий, который по нем стал, будучи немощен и стар, отнюдь не мог ходити и милостыни собирати (зане и мы по Бозе не имеем иной помощи кроме от нищих нищенскую помощь) и заплатити те долги и протори и умалити их. Мы же абие, когда избрани есмы к службе святыя матери церквей, в том же часу случилося и обновление предивнаго и превеликого храма святого Вифлеема, для которого дела хотя и некоторый христолюбивый человек подал помочи, н. и. (sic) ефимков, но притом и мы издержали g. н. (sic) ефимков. И потом мы вышли оттуду и поехали в Сербскую землю для прошения милостыни, и тогда посол французский пошол в Иерусалим и хотел обновити (свод), что над святою гробницею, и святыя братия наши не припустя ево к тому делу. Он и папистове, ево старцы, убили при двери святого Кувуклия преславнаго и богоприемнаго гробнища брата единаго, именем Климента и иных двух, Макария и иных ранили до полусмерти, и иныя многия беды чинили над святыми братиями внутрь онаго святаго храма Божия, и было видети такия дела, что плачь достойная: тамо, идеже излиял кровь свою Слово Божие тут же руки осквернены убийством излияли кровь мужа праведнаго; и тамо, идеже есть преизрядное жилище и поклонение Святаго Бога, тут же ученики папины иудейский действовали дела нечестивыя, иначе — смелости. И не токмо то, но и тысяща семьдесят лет, что ныне превозлюбленный град пребывает в жалости, еще никто из тех, что плачют ево, не смел делати такое дело, каково ныне латины делали во святом Сионе, идеже пребывают спасительные символы блаженнаго страстей Бога-Слова. Сотворили убо все, елико хотяще, яже аще будем писати подробну, много времене требе есть. Мы же, будучи тогда в Белеграде и сие слышаще, искахом слезы Иеремиины плакати по достоину случившагося, и глаголахом с Ним во втором же плаче: како омрачил в гневе своем Господню дщерь Сион, и не воспомянул подножие ног Его в день ярости Его. Они же изобыкоша кровию, яко волки свирепия, потекоша к царствию и много нас обвиняху, и многообразно радяще, воеже под свое владение привести те Святыя Места. Но той же Бог, который побудил иногда Кира, царя персидского, одолети тех, которые были окрест святаго града и искусили его ко обновлению храма ветхого поклонения, возбудил Бог и умершаго везиря царскаго, который учинился оборонитель и отмститель нас, рабов своих, и святых мест. И хотяше тот французский волк, беззаконный посол западной гордости, посмотрити Египта и Синайской горы, абие послал оный правитель царства, ко-

 

 

63

торый паче меры любил правду и ненавидел лукавства, и приведе его в Царь-град, чтобы он жил в берлоге своей, яко медведь губительный; приведе и папиных поклонников старцов, также и нас пред великим царским судилищем, и разсмотрил оправдания обоих — наше и латинское, и как скоряе оправдал нас царским указом, и латинов выгнал, и Святой Гроб и все святыя места подал нам, и еликие обновления делали папины поклонники, и все изнес, и как подобает указ над ними учинил преправдивым разсуждением, ибо и нам даде указ царской и человека, и идохом во Иерусалим и восприяхом ключи живоноснаго Гроба и прочих святых мест. Потом и патриаршеское жилище, будуще изстари ветхое, царским указом обновили предивно, и еликая были потребная создахом, и по святой пасце приидохом от Иерусалима в Царьград. Тогда убо послы немецкие, французские, венецыйские, генувские и прочие, вдруг собравшеся, приидоша к оному предивному правителю царствия и клеветали нас многообразно и вымыслили ложь, но яко яйца о жестоком камень ударени быша и сокрушилися. По смерти того, при нынешнем везире, что ни сотворили, или ни писали, или ни говорили, или ни обещалися, или не вымышляли в Адрианополи и здесь, или что посол польский не вымыслил делати, но было бы мочно всякому видети великого разума и правдолюбия и великолепия предивного сего мужа, было бы видети изрядна мужа, который носит на главе своей законы правды, яко многоценный венец, и име-юще крепкого разума около правды и не токмо иное, но и слышати от них не хотел, о чем они говорили. Притом еще говорил послу, слово такое достойно правды и разума его, что, глаголет, рече о человече, что буде не возьмете святыя места от греков, миру не учиним; ведай себе, что царь еще 20 лет и больши будет воевати Польшу, а верных рабов своих не даст во обиду. И паки подал нам указ прекрепкий, и сами пошли во Иерусалим и исправили елико подобаше, и обновили с Богом един монастырь преславный святаго Илии, который лежал меж Иерусалима и святого Вифлиема, преветхий будучи и разорен. И свинец, которым была покрыта глава св. Гроба переменили и новое положили, хотя и стена и лес уже сгнил и близ падения; и иные многие обновления внутре и вне с Богом сотворихом. Потом пресветло празновахом святую пасху и изыдохом из святаго града маиа в 8 день, и прииде зде иуня в 4 день. И паки беды и нашествия часты от лукавых советов еретиков армянов, часты же и от поляка, который зде недавно приехал,

 

 

64

также и от немцов, которые недавно приехали, и от некоторого скверного латина, который ныне приехал из гишпанской земли с множеством червонных золотых, токмо надеемся на Бога, что просветит преславнаго царскаго везиря и изгнани будут яко же и прежде. При том имеем и иную великую нужду, понеже грузинцы имяху во Иерусалиме монастырь Честнаго Креста и притом еще пять монастырей, и сатанинским завистием великий долг положили на свои монастыри и, не могуще платити, побежали, и ныне 20 лет есть, что запустели и приближаются к разорению. И сия тягость прииде над нами яко бремя тяжкое, имеем однакоже надежду на Бога, что в нынешнем году будет исправление тому делу, как о том оттуду к нам писали, и будут дела совершатся, как чаем. Паки сами пойдем в нынешнем году в святой град Иерусалим, идеже и о спасении вашем присно прилежно молимся. Молим же вашей братской любви, яко да молитися об нас, яко да Господь подаст нам милость, помощь и терпение, ему же слава во веки. Аминь.

Наши дела сицевы суть, и сице прейдем чрез огнь и воду, и в немочи благодатию Христовою совершается. А имеем попечение о том, как пребывает ваша святая церковь, и не можем поведати как желаем, молим же Господа нашего Иисуса Христа, яко подаст вам разум во всем, и можете править стадо Его в преподобности и правде, молим же и мы вашей любви, яко да посетите мирнаго состояния святыя Церкви, образы бывающе благих дел и созиждуще всякаго словом евангелия, и наипаче о том потщитеся, чтоб не учинилось в церкви каких новых образцов; но и в малейших повелениях, и чинах, и обычаях последуйте следам отцев ваших, и внимайте с великим прилежанием, чтоб никто из верных, так от великих так и от малых, чтоб не чли и отнюдь бы не держали у себя такия книги, в которых содержится скверное и безбожное учение папиных поклонников, или безбожное и скверное учение лютеров и калвинов, понеже наполнены суть лести и лукавства, и в притворении благочестия имеют учение безбожства. И будите ревнители божественного Павла: бдите, трудитеся и посетите тем, что оный учит о епископах, яко да наставище вверенное вам стадо в путь спасении, достоин и будете венца правды в день Господа. И с некоторым человеком разумным пишите к нам, как пребываете вы и тамошняя святая церковь, яко да радуемся и мы с вами радующимися, якоже плачем и с плачущими. Обаче пишите к нам просто и не искусно и таким образом и обычаем, что мы сие пишем.

 

 

65

Внизу своею рукою пишет:

Знаменательно и сие: яко в прошлом году, будучи нам в Ясех, сказал нам некоторой священномонах литвин-латинник: что добро творит патриарх московский, который четырех патриарх, тех, что его поставили быти патриархом, не воспоминает их по имени, но обще о православных патриархах, которое дело мы не верили. А буде есть истинно, так братская любовь твоя впредь берегися о том и не воспоминай обще, зане и еретики своих несвященных епископов патриархами имянуют, и отступник папа патриарх имянуется, и все схизматики, и отступники, и еретики себе православных имянуют, и для того, когда воспоминаешь обще, родится от того усомневание, и к тому следует подозрение, и, наконец, причиняется мятеж. А будете делаешь то дело для того, что причиняются частая пременения патриаршества для ради лакомства владеющих нами, или для того, что подобает быти и злым (якоже Павел к коринфяном глаголет), яко да искусные явные бывают, яко Петр во втором послании глаголет: яко будут ложные учители, и для того ведомо тебе буди, что подобает, когда услышишь кого, что постановлен тогда и воспоминай, понеже то дело нужно есть, зане только тот не поминается, который яко еретик отложен и насильствием восприял престол. Аще же есть благочестив, частое пременение не возбраняет воспоминанию, понеже, яко Бог о том свидетель, причина пременению не есть иная, кроме лакомства владеющих, было бы много о том писати, только зрение о тех делех будет трудолюбие иным временем.

Превозлюбленный брате мой! Апостольскаго епископа не начертает богатая и мирская гордость, яко мирская носяще, в домах царей суть; но свидетельствуют его исполнение приказание Господне, и поучительное слово, и сохранити церкву от всяких новых уставов; в тех пребывай и действуй, яко да похвала твоя будет при Бозе, а не при человеках.

Преосвященных и богобоязных братии святых епископов и сослужителей наших всех, пребывающих в вашей пресвятой Церкви, лобызаем святым лобызанием; также преблагородных бояр и пресвятых священников и священномонахов и всего вашего клироса, и прочее стадо ваше предаем Богу и благословляем. Господь же наш Иисус Христос даст вам еликая прошения к спасению и живот вечный.

Писано в Константинополи нуля 24-го числа лета 1679-го от воплощения. Внизу подписано: Ваш Досифей.

 

 

66

И опять своею рукою пишет:

Воспоминания ради посылаем вам 15 свеч, которые зажжены от святаго огня и употребляются на подсвечники, и двои четки, и 2 пояса от Святых Мест; посылаем еще един платок наш, который бы употреблялся воспоминания нашего ради.

На стороне его ж рукою написано:

Газский архиепископ Паисий Лигаридий умер в Киеве, и будите ведоми, что он, хотя был и под запрещением, однакоже был под Иерусалимом, и для того, что осталися после него книги, деньги и иное что, молим вас, чтоб приказали прилежно тем, что завладели их, чтоб они посылали бережно в Ясии с торговыми людьми, и заказали бы вручить галицкому игумену Иоанникию, и просим, чтоб то дело прилежно учинили. А наши дела от грамотоносца можете выразуметь, который здесь пребывал дивно, достоин и разумный служитель. Досифей.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.