Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Грамота п. Досифея к государю Петру Алексеевичу в январе 1705 года, в которой он сообщает о происшедших переменах при турецком дворе, говорит о делах Святого Гроба, высказывает обещание всегда верно служить России, просит царя удалить Стефана Яворского, д

11

Грамота п. Досифея к государю Петру Алексеевичу в январе 1705 года, в которой он сообщает о происшедших переменах при турецком дворе, говорит о делах Святого Гроба, высказывает обещание всегда верно служить России, просит царя удалить Стефана Яворского, дает совет, кого следует избрать в патриархи, просит удалить из Церкви все нововведенное, молит все церковные дела решать в согласии с восточными патриархами и увеличить количество епископов в России.

 

Державнейшему, святому и великому самодержцу, государю, государю Петру Алексеевичу, победоносцу и всегда почтенному Августу, еже о Христе лобызание.

Вашея божественности поклоняемую грамоту приняли есмы, и по божественному Давиду, возвеселихомся, наипаче же по словеси Богоматери во евангелисте святом Луке: возрадовася дух наш о благом и мироспасательнейшем здравии вашем и Господь Бог, иже вашего божественнейшаго величества вождь, защитник и споборник, да подаст нам, смиренным богомольцем вашего боговенчаннаго тишайшества, такую радость и веселие даже до последняго нашего дыхания, яко ему слава во веки. Аминь.

Прежде десяти дней приехал сюды в Ясы Давидов человек, и не учинили мы ответа вскоре, потому что хан крымской умер и ожидали, покамест уведаем, кто будет хан вместо того, и тако б отписати вам в ведомость и о иных некоторых делех и о сем. А понеже пременение везирево умедлило, кого б учинити ханом, и от сего пройдет еще и другое время, посылаем сии письма единым часом прежде, по священному указу вашея божественности, и когда приидет ведомость о том, что кто учинился ханом, но говорили здешнему игемону Михаиле воеводе, чтоб он тотчас ведомость послал, понеже мы ныне, генваря 8-го, отъезжаем отсюду в мултянскую землю. О сем воеводе пишем пространнее в письме к славнейшему боярину господину Феодору. Везирь, он безчеловечный и христианоборец, привез некоторых из разных мест, которые прежде были откинуты яко злонравнии от власти, и

 

 

53

ввел их в достоинства, и наипаче в полках янычарских и самого янычар агу переменил; учинил и своих общих судей, которых и казиаскерами называют. Когда езживал к султану, езживал с великою помпою повсядневно, надевая соболью шубу, и тем он дал подозрение, что имеет переменити и протчих вельмож и учинити своих, и будучи везирем многое время, чтоб пременити и султана, и поставити султаном малое дитя, сына прежде бывшаго Мустафы, дяди его, султана Агмета, которое дитя, будучи не в возрасте, чаял имети его в воли своей и быти ему всегда везирем. От чего нынешний султан, подозревая, позвал по него и призвал в палату свою декабря 14, и он поехал по обычаю с помпою, однакож на дворец пошел пеш по обычаю, и тако заключил его в некоей палатке, потом тотчас послал и взял у него печать, и ночью, спустя по веревке с одною подушкою и с единым слугою и посадя его на каторгу, послал. А понеже та каторга по утру назад возвратилася, знатно, что утопил его в мори, а везирем учинил некоторого стариннаго своего слугу, котораго везирь Хасан паша учинил было конюшим, а Калаилис учинил его адмиралом. Того ради сего, яко свойственнаго, султан учинил везирем, который человек молодой и ничтожный и весьма непотребный, и учиня его, тотчас указал, чтоб всех сенаторей и чиновных, которых учинил Калаилис, и янычар агу выкинул и поставил бы своих. Везир Калаилис будучи замышлен, что удобно есть возвигнути войну против вас, для того учал делать и некоторыя уготовления. Но понеже огласилося, что москвичи учинили твердый мир с поляками и разбилися и каторги, о которых и прежде писали есмы, на Черном мори, умыслил продерзливец что полезнее, того ради призвал господина Петра Андреева и сказал ему, как о том честность его писал прежде сего к вашей Богом возвеличенной державе. Недавно некоторые проезжие отсюду в Царьград сказали тамо и сямо, что в Каменец вошел Димитрий Голицын с двенадцатью тысячью Москвы, и устрашился весь синклит, хотя не явно, но тайно. Того ради паки у судили войну на вас, указали делати телеги и иныя уготовления для отъезда султанскаго во Адрианополь, и велели делать триста шаек, послали указы в Анатолию, чтоб готовилися войска, указали хану быти готову к подъезду к странам казацким для плену. Однакож видя они дело, что случилася у них междоусобная зла, еще пришли указы сюда и в мультянскую землю нынешняго декабря, и велено накрепко готовить лес и иную разную потребу к отсылке в Очаков, и делати тамошней город креп-

 

 

54

чае. Явно же есть, что той визирь Калаилис, у кого ведал в Цареграде, что есть деньги отнимал все, а нынешний везирь откуду возмет? Того ради три вещи недостает ныне в сем царстве: разума, единомыслия и денег.

О грузинцах добрый пристойный совет есть, и мы будем писати туды и пошлем и человека ныне вскоре по святой пасце, и скажем и действовати будем, Богу благоволяющу, нуждная потому, что тамошние начальники суть наши знакомцы и друзья, и имеют к нам склонность, благоговение и любовь. Однакож сыскати тамо людей, которые б знали по-русски, невозможно, только как приидет тот благословенный человек тамо, вельможный господарь грузинский, господин Арчил, имеет многих, которые знают по-русски и мирских и старцов, и пойдут вкупе некоторые из их переводчики, наипаче буде поедет вместе господин Арчил, или сын его господин Александру, имут утвердити большая.

Буди и сие ведомо, что французы, когда отлучилися и имели власть над Святыми Местами во Иерусалиме, многажды просили указу, чтоб разорити великий храм Святаго Гроба и построите б новый, и мы видя, что имеют следовати от сего многая зла, сколько указов они ни брали, а мы потщилися и взяли с Богом иныя указы, и их указы разрывали. И когда они возвратились из Карловича, дали им французы не мало мешков денег, и получили указ и агу ко отшествию туда и строить тот храм; а мы, у ведав о том в мултянской земле, поехали во Адрианополь и, вышед на диван, получили мы указ крепкий и агу и послахом и паки тое препяли есмы. И в толиких указах, каковы даны крепки и явны, буде узрите ваша тишайшая держава список с письма Кесарийского Хрисанфа, каково пишет к нам из Царяграда, выразумеет великое непостоянство поганцов и безумие и ничтожность архитиранна султана. Того ради, имея мы намерение побыти в мултянской земле до Святой Пасхи, поедем заранее в Царьград, зане буди победим, надеемся препяти тое, а буде не поедем, то могут сотворити волю свою нечестивцы и еретики, и после будут нам многия труды и головоломы. И Бог святой да смилуется о нас, яко же и прежде, и да поставит в препятие сие противное. Потом с священным указом вашего божественнаго величества к господину Петру Андреевичу надеемся, пошед туда и переговоря с ним, как подобает: или святые места отыщем, или тому злу препятие учиним, и паки честь и слава по Бозе вашего великаго и святого царствия есть. Того ради благодарим и преблагодарим святейшей и благоговейнейшей души вашей боже-

 

 

55

ственности за изволение, каково писал и совершил тое, что прилежно просили мы. К сему же, дабы застал Давид нас в мултянской земле, чтоб уведати нам что-нибудь больше об тех, что желаем, а о том, чтоб его паки назад прислати, будем говорить с стариком (с господином) его, и найдем способ и управление, чтоб ему паки прийти способом чистым, и оттоле будем писати и мы большая, яснейшая и нужднейшая, токмо молим, чтоб ныне приехать ему.

Изволяет ваша Богом основанная держава, чтоб нам имети туюжде ревность к вам, как имели есмы даже доныне. О сем глаголем благочестивейший царю, что мы вдалися в службу вашего богоизбраннаго человеколюбия не от нас, коеже бо возмогло престати сие божественнейшее дело, но от самого Бога; того ради и хранится даже до последняго нашего дыхания, ибо по блаженному Павлу: дарования Божия нераскаятельно суть. И тако, Богу благоволящу, время покажет, как будем служити вашему божественному величеству многими образы, как нам подобает, и можем паче всякого человека, обретающагося в сих странах. Авраам, купно и Моисей, обретше от всеблагаго Бога многую надежду, глаголаху многая многажды о спасении человеческих душ, и едва ли не ведяше, или не хотяше благоутробный Бог содействовати, яже в пользу верных? Ей ведяше, но хотяше да явится и оных рабов его ревность и усердие, едино имяху в рабех его. Сему тако сущу, понеже ваше почтеннейшее тишайшество дал нам дерзость писати, что разумеем безлестно и наипаче о церковном состоянии; ей знает и хочет добра церкви, яко от всех разумнейший и всех православных благоговейнейший, и толиких и таковых православных царей и самодержцев наследник и отродие. Но и мы, смиреннии богомольцы и раби ваши, аще воспомянем какое-нибудь нуждное, чаем, что приимет с великим благоутробием и совершит со усердием и любовию просимое, понеже приналежат ко спасению и вечной чести и славе вашей от Бога и от человек, яко истинно познаваемый и от сего искреннейший монарх и всеистиннейший архиерей.

И того ради колена преклоняя пред вашею божественностию и касающееся священных твоих колен, и лобызая честнейшее и светлейшее лицо твое, молим и просим святое и великое твое царствие, яко молебницы и ходатаи всех Бога, чрез Господа нашего Иисуса Христа в Дусе Святе, перво: сей список послания, каково послали мы прежде к господину Стефану, наместнику патриаршескаго

 

 

56

престола, да соизволит прочести великое твое царствие и, выразумев укорителя и хульника восточныя, тожде рещи, кафолические церкве, ругателя и хульника отцев и праотцев наших, ругателя и хульника святых, да сотворит отмщение блаженных отцев и праотцев ваших и всех православных и да не понесет тое, еже оставити его в такой чести, хотя и вспокается и напишет противная в книгах хуления своего, в тех же да умолчает и от чести пречестныя да лишается. А какия суть хулы его, объемлет книга, которая напечатана в мултянской земле, и надписана на имя вашея великия и самодержавныя державы. Второе: аще великое твое царствие имеет намерение учинити избрание патриарха, да повелит, чтоб не учинилося избрание особы из казаков, и (мало) россиян, и сербян, и греков, зане суть много смешени и сплетени с схизматиками и еретиками, тем же ниже имут не лестна и чиста во всем православнаго догмата, но да повелит быти избранию особы из самого москвича; а чтоб был стар и добраго гражданства (жития), зане москвитяне патриархи покамест были, хранили целу православия проповедь; и чтоб был такой человек, которой смотрел бы одну токмо церковь, а от политичных был бы отлучен и не писался бы господин и патриарх, но токмо архиепископ и патриарх; и хотя не будет философ, довольно ему знати церковная, и может имети архиереев или клириков мудрых, служащих ему. Есть и другое: что москвитяне патриархи как церкве, так и царства не бывают наветники и предатели. Есть и еще: да не явится в мире, что не осталося потребных людей из москвитян и возводятся странные на патриаршеской престол. Третие: да повелит святейшему патриарху, его же будет предводити Божия благодать, что отнележе упокойся о Господе блаженнейший и приснопамятный самодержец государь Алексий Михайлович, прежелаемый отец высокаго и великаго твоего царствия, елика новоуставишася в Церкви, якоже ваянная (шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье) и оныя комидии, которыя составлены от некоторых в праздники, игры папежския, от сердца дьявольского произведенныя, или что иное причинил ося, хотя велико, хотя не велико, дабы имел власть и указ святейший патриарх истребить тая из Церкви, и токмо бы оставил оная, яже беша древняя и отечественная. Четвертое: дабы имел великое и святое твое царствие попечение единаго токмо государства, и Церковь бы всегда была мирна и безмятежна. Да повелит доблественно и твердо, зане если случится какое взыскание церковное, да не будет решение в тамошних странах, чтоб не причинилися

 

 

57

прения и сумнительства и главоболия царей, но дабы писана была грамота к четырем святейшим патриархам, и потом да взыскуется решение. Сие, всеблагий государь, несть новое и новоуставленное, но древнее и отечественное, потому что тако творили блаженные и приснопамятные отцы и праотцы святаго твоего царствия, а наипаче сотвори приснопамятный и преблаженный отец великаго твоего царствия. Тако бысть согласие и уставление, егда хиротонисан первый патриарх Москвы, тако обещался божественнейший праотец великаго твоего царствия пред приснопамятным самодержцем Михаил Феодорович и пред покойным патриархом Иерусалимским господине Феофане в лето 1618 июня 18, и буде изволит великое твое царствие, да посмотрит предавая печати. Пятое: молим, понеже великое и святое твое царствие взял много мест у шведов, да не поставить архиерея тамо, но да поставить архиерея в Петрополе, а другого в Нарве, чтобы было удобнейшее церковное поучение. Наипаче и сие полезнейше есть, дабы был митрополит в больших городах, а в иных епископы, подлежащие митрополиту, и тако да возрастает предание православной веры. И аще будет какое-нибудь препятие в тамошних странах, — архиереев украшения и расходы многия, тогда сотворит власть вашего царскаго величества меньши, как имели то в Царьграде архиерее во время святых самодержцев, и якоже творим и мы, что расходы наши суть равны с едиными игуменом наименьшаго монастыря, и на одежды наши все не изойдет пятисот копеек. При сем молим и просим о сих со всяким духовным дерзновением вашу почтеннейшую и божественнейшую державу, и тмищно молим, да не отлучимся от того, понеже взыскуются, якоже речеся, от страны Божия и ради Бога. Отъезжая отсюду, предаем ваше выспреннее и превелие монаршеское царствие в Троице Богу, да подаст вам, яко отмстителя и защитника православныя веры, победу на враги, и да сохранит во всяких и всегда со всяким здравием, благоденствием и благополучием под кровом крыла своего. 1705 г. генваря в — день. Смиренный Досифей


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.