13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
В. В. З. – К. В. Мочульский. Владимир Соловьев. Жизнь и учение.Журнал "Путь" №52
К. В. МОЧУЛЬСКИЙ. «Владимир Соловьев. Жизнь и Учение». Париж, 1936 г.
После своей прекрасной книги о Гоголе К. В. Мочульский выпустил в свет книгу о Влад. Соловьеве. В основу своего труда К. В. Мочульский положил биографию Вл. Соловьева, в свете которой он излагает и анализирует все творчество Соловьева. Благодаря этому книга К. В. Мочульского читается очень легко и дает живой и яркий образ великого нашего философа. В литературе о Вл. Соловьеве книга К. В. Мочульского займет по праву первое место, как лучшее введение в изучение Соловьева. Однако, несмотря на большие достоинства книги, она вызывает некоторые серьезные возражения — и это прежде всего относится к основной мысли книги о том, что в основе всего творчества Соловьева лежит мистическая интуиция Софии. Я не буду отрицать реальности «видения» Вл. Соловьева, но решительно не согласен с тем, что в этих «видениях» дан ключ к философским построениям Соловьева. Скажу даже больше: внутренняя диалектика мысли Соловьева очень мало связана с его мистикой. Можно и должно видеть в «Философских начатках цельного знания» ключ к пониманию этой внутренней диалектики философских исканий Соловьева, но его учение о Софии очень расплывчато и неопределенно и с о в с е м н е стоит в центре его философского творчества. Если тема о Софии после Соловьева и под его влиянием получила дальнейшее развитие в русской философской и богословской мысли, то его общие идеи действовали совершенно независимо от его софиологии. Чем дальше отходим мы от Соловьева, тем больше научаемся мы в нем ценить самый замысел философского синтеза, который был намечен уже славянофилами, — и тем больше искусственности и философской выдумки ощущаем мы в его учении о Софии. Заслуги Соловьева в настойчивом введении софюлогической темы в русскую мысль не должны закрывать нам глаза на всю искусственность и шаткость его построений в этой области. Значительность темы неизмеримо превосходит ее разрешение у Соловьева.
Не развивая дальше наших замечаний, еще раз подчеркнем большую ценность книги К. В. Мочульского, как лучшего введения в изучение творчества Вл. Соловьева.
В. В. З.
79
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.