13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
В. Christiansen: «Der neue Gott». Журнал "Путь" №48
Broder Christiansen: Der neue Gott. 1934.
В переживаемую нами эпоху религиозного кризиса в христианстве, достигшего особенной остроты в протестантизме, заслуживают внимания в все серьезные попытки выяснить его подлинный смысл и обнажить его глубочайшие корни. К числу таких попыток следует отнести блестяще написанную книгу Бродера Христианина о «Новом Боге», в которой этот философ известный преимущественно своими трудами по эстетике (PhilosophiederKunst 1909; DieKunst 1930) строит религиозно-философскую теорию на антропологической основе. Точнее говоря: он выводит эту теорию из развиваемого им учения о волевой жизни человека. Основным стремлением (Grundtrieb) человека X. признает жизненный инстинкт (Lebenswille). У человека этот инстинкт в отличие от животных, которые, конечно, тоже им обладают, направлен не только на самосохранение, но кроме того и на удовлетворение потребностей высшего рода (Plusbedurfnisse), служащих обогащению жизни и повышению жизненного уровня. В области жизненного инстинкта в этом расширенном его значении, обнимающем сверх инстинкта самосохранения в узком смысле «добавочный потребности» разного рода, X. различаете две формы: естественно-непроизвольные (das Wuechsige) и искусственно-намеренные (das Gemachte) его проявления наблюдаемые в разных сферах человеческой жизни. Так внимание бывает естественно-непроизвольным и сознательно-намеренным, причем вторая его форма резко отличается от первой тем, что требует напряжения и связана с утомлением. В сфере наших представлений ярко выделяются две группы: интуиции непроизвольно возникающая в нас и понятия намеренно нами создаваемые. В эмоциональной душевной жизни надо различать естественные чувства от суррогатов таковых, без которых, например, искусство актера исполняющего роль в драме было бы невозможным. Далее: наши суждения либо коренятся в живойве-
77
ре и непосредственных твердых убеждениях; либо основаны на более или менее произвольно делаемых нами предположениях и допущениях. То же самое различие замечается и в волевых актах, которые отличаются либо инстинктивным либо сознательно намеренным характером. Расширяя таким образом понятие жизненного инстинкта X. включает в него разумную волю и нравственную, творческую и научную деятельность человека, поскольку она в нем имеет достаточное основание и из него без натяжек объяснима.
Но жизненный инстинкт (Lebenswille) по мнению Христиансена не исчерпывает внутренней сущности человека. Наряду с ним человек обладает другим основным стремлением, для обозначения которого психологическая наука до сих пор непонятным образом даже не создала определенного термина. А между тем мы сплошь да рядом наталкиваемся на человеческие действия не только не вытекающие из жизненного инстинкта, но даже явно ему противоречащие. Сюда относятся факты такого рода: человек с опасностью для собственной жизни спасает ребенка из горящего дома; горсть отважных людей предпринимает экспедицию в неисследованные области; солдат умирает в битве, не выпуская из рук знамени, офицер жертвует жизнью за честь полка; капитан погибает с тонущим кораблем, хотя он мог бы спастись; художник осуществляет свой творческий замысел, зная наперед, что современники не оценят его произведения; ученый посвящает свою жизнь открытию истин, от которых он не может ждать практической пользы. Если признать основным рычагом всей человеческой деятельности один лишь жизненный инстинкт, то подобныйдействия совершенные необъяснимы и должны казаться принципиально нелепыми. Но факты остаются фактами, и, если они не выводимы из общепринятых начал, то возникает вопрос, нет ли пробелов в нашем знании. Христиансен утверждает, что это именно так и есть. Факты, о которых идет речь, объясняются им из наличности в нас «иного» стремления называемого им «демонической волей», которая является источником всех героических актов. Хотя автору и не удалось вполне раскрыть внутренней сущности этого основного стремления, он все же убедительно указал на характерное коренное свойство определенных волевых актов, свидетельствующее об их происхождении из этого источника, а именно на присущее им двойственное отношение к жизни одновременно утвердительное и отрицательное. Правда существуют два направления в современной мысли, которые, будучи по существу резко противоположными, сходятся именно в том, что оба отрицают наличность или по меньшей мере действенность «демонической воли» в человеке: исторический материализм и диалектическое богословие. Но как раз в этом общем им взглядеобе теории по справедливому замечанию автора опровергаются неоспоримыми фактами.
Основываясь на противоположности указанных двух коренных стремлений, Христиансен на этом антропологическом фундаменте строит религиозно-философскую теорию, составляющую центральную тему его книги. Как жизненный инстинкт так и демоническая воля обладают творческой способностью, которая проявляется в конечном итоге в создании сверхъестественного мира, причем каждое из этих стремлений является источником особого типа религиозного миросозерцания и своеобразной формы трансцендентности. В исторически сложившихся рели-
78
гиях человечества оба типа религиозного творчества несмотря на свою противоположность зачастую сосуществуют. Задачу современной эпохи автор полагает в их разъединении, которое он признает освобождением высшего религиозного типа от связывающих его уз низшего. Христиансен пытается охарактеризовать эти типы религиозного миросозерцания в общих чертах, пользуясь для разъяснения своей мысли образом по-видимому подсказанным ему философией Шопенгауера. Шопенгауер уподобил человеческий ум факелу указывающему волевому стремлению его ближайшие цели и освещающему ему путь. По Христиансену ум возбуждаемый жизненным инстинктом ставит вопросы и дает на них ответы, давая тем основному стремлению человека сознательное направление требуемое его существенным характером. Но не на всякий вопрос ум находить ответ. Есть вопросы остающиеся без ответа, проблемы неразрешимые, к числу которых прежде всего надо отнести проблему смерти. Непроницаемый для умственного взора мрак несуществования невыносим для жизненного инстинкта и поэтому вызывает в человеке предметный страх (Angst), под влиянием которого его мысль и воображение стремятся всячески рассеять тьму неведомого, творчески замещая ее потусторонним миром. Этот созданный жизненным инстинктом сверхчувственный мир получает у Христиансена не особенно удачное название «царства H Е» (das Reich des UN), т. е. царства Непознаваемого, Непостижимого (das Unfassbare, Unerforschliche). Христиансен утверждает, что эта форма религиозного творчества, получившая яркое выражение в разнообразных религиозных мифах, испытывает процесс разложения, который вскоре будет закончен. По мере того как наука тоже служащая жизненному инстинкту прогрессирует и человеческая мысль снимает покровы с природных тайн, царство богов порожденное страхом неизвестного неизбежно должно исчезнуть. Но помимо этого с развитием человеческого духа меркнущего царства из героических стремлений человека вырастает иное царство, созданное демонической волей и превышающее сферу природно-естественной жизни. В зачаточном виде оно по мнению автора заложено во всех больших религиях человечества, но в чистой и законченной форме выявится только после освобождения от примеси исчезающего царства UN. Христиансен думает, что религия будущего возможна исключительно в этой форме. С этой точки зрения он производить оценку и христианства в его современном исторически сложившемся облике и считает его жизнеспособность всецело зависящей от его дальнейшей эволюции в указанном направлении. В христианстве Христиансен старается установить наличность обеих различаемых им основных религиозных форм. Он отмечает двойственность христианства уже в самом центральном понятии Бога. Христианский Бог с одной стороны является бесконечно нас превосходящим и для нас вполне недостижимым всеведущим, всемогущим и всеблагим личным существом, к которому мы обращаемся в молитве и милостью Которого мы надеемся обрести вечное блаженство представляемое нами в формах нашей земной жизни, но без ее несовершенств. С другой стороны христианство мыслить Бога достижимого для нас силою нашей бескорыстной любви. Достигая его, мы становимся причастными не будущего, а настоящего блаженства в том самом акте, которым мы сами себя обожествляем, разрывая узы связы-
79
вающие нас с земною жизнью. Вот этот Бог по мнению автора и есть «новый бог». А так как всякую подлинную реальность мы познаем исключительно в действии — таков основной гносеологический тезис автора явно коренящийся в фихтианстве, — то и реальность «нового бога» мы полагаем в действии особого рода: в героическом акте. Подобно тому как наша обыденная деятельность порождает общий всем людям реальный мир чувственного опыта, так актами героизма осуществляется мир сверхчувственного опыта как бытие высшего порядка: динамическая реальность «нового бога» доступная, конечно, только лицам одержимым динамической волей. Но если это так, то этот бог оказывается созданием человека и в результате религиозно-философской концепции развиваемой автором получается полное отожествление бога с человеком-героем. Отсюда ясно, что бог объявленный Христиансеном «новым» таковым признан быть не может. С ним уже прекрасно ознакомил нас Достоевский, ярко осветивший его истинный облик. Этот бог никто другой как «человекобог», грезившийся исступленному воображению Кириллова в «Бесах». Едва ли приходится особенно настаивать на том, что идея человекобога в корне антихристианская. Понимая христианство как сочетание двух в сущности непримиримых форм религиозного сознания, Христиансен проглядел самое существенное в нем: богочеловечество Христа. Указанный им выход из современного религиозного кризиса отнюдь не является освобождением христианства от элементов якобы не вмещаемых сознанием современного человечества, но отказом от самого христианства.
Но признавая теорию автора и в особенности его толкование и оценку христианства несостоятельными, я тем не менее считаю его наследование плодом искреннего и напряженного искания религиозной истины и вижу заслугу его преимущественно в том, что оно несомненно содействуешь выяснению характера и причин религиозного кризиса в современном христианском человечестве.
Н. Б-ов.
80
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.