13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
От. Алексей Б. — Две проповеди священника, произнесенные в Советской России. Журнал "Путь" №42
ОТ. АЛЕКСЕЙ Б. *)
Проповедь священника в советской России.
_________
«АЗ ЕСМЬ ХЛЕБ ЖИВОТНЫЙ»
(Богослужение недели св. жен Мироносиц и Иосифа Праведного).
«Мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд» (троп. на ныне).
«Что же живому мира приносите» (Ин. Кан. 6 ч.).
«Хощу бо создание свое радостию озарити». (Еканостин.)
«Пленися ад, дерзайте мертвии, и гробы отверзошася, восстаните от ада, вопиет вам Христос, все пришедший избавити от смерти и тли». (Ин. Канон. 6 ч.).
1. Иоанн. 6, 29.
«Иди по Мне» — зовет Христос — не стой праздно, не губи дара своего, который получил ты от Бога, сие есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он».
— Но куда Ты идешь, Господи? спросили мы и что именно делать, чтобы идти за тобой. Этим вопросом нам необходимо задаться и не кой-как, но кровно, т.е. приблизительно так, как он (этот вопрос) представлялся Матери Божией, когда Она стояла у креста и матерински рыдала, видя, как Ее «едино утешение» тихо, незлобиво угасал в смертельно-страшной агонии, истекая кровью.
__________________
*) Печатаемые проповеди и заметки о таинствах принадлежат священнику одной из московских церквей от. Алексею Б., служившему в ней с 1925 по 1930 год, после чего он был арестован и в настоящее время находится в Соловках. Проповедь эта произнесена была в 1928 году, а заметки о таинствах записаны одной из слушательниц на беседах, которые велись им после служб. Обе вещи отражают то направление мысли, которым в СССР живут довольно широкие круги верующих. Несомненно сильное влияние идей Η. Ф. Федорова.
68
Предстояще кресту, Агнце Твоя Иисусе плачем, вопияще, камо идеше Сыне? Камо грядеши Агнче за всех заклавыйся? (Ин. Кан. 3 и 4).
Так рыдала Пречистая Матерь, как это изображает св. Церковь. Подобным образом плакал и Иосиф, когда снимал со креста израненное тело замученного до смерти Христа Спасителя. «И како погребу Тя, Боже мой?» говорил Иосиф — или како плащаницею обвию, коими руками прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кая песнь воспою Твоему исходу «щедре»? (Стих. на стих «Слава»).
Такое же рыдание было и у Мироносиц, когда шли они ко гробу помазать миром Пречистое Тело Господа:
«Почто мира со слезами, о ученицы, растворяете?» С такими словами встрел Ангел св. жен; И как же не плакать? Как же не рыдать? Ведь страшная тайна свершилась на глазах: умер за грехи мира Спаситель.
Но как осмыслить этот факт, как обнять своим разумом эту смерть, которая является тайной Божьего домостроительства? Страшно подумать об ошибке или о неведении в отношении к этой тайне. Кто не уразумеет ее, кому она не откроется, тот не может быть участником в жертве Христовой, или, как говорит Евангелие, не может есть Тела и пить Крови Господней! А о таковых сам Христос сказал:
«Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесете Плоти сына человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Иоанн. 6. 53).
Так с трепетом, со страхом Божиим, брате, приди и вопроси о тайне смерти Христа с подлинной тоской и ты уразумеешь тайну великой жизни Слова, которое плоть бысть. Послушайся, брате, как св. Церковь уже отвечает тебе словами Самого Господа:
«Яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (т.е. не прихоть личная была у Христа снити на землю, но величайшее разумное дело, дело совершения замысла Божия о спасении мира).
«Се же есть воля пославшего Мя Отца, да все еще даде Мне не погублю от него, но воскрешу в последний день». (2. Ионн. 6, 38-39).
«Аз есмь хлеб животный, да еще кто от него яст, не умрет». Аз есмь хлеб животный, иже снидый с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб его же Аз дам плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Иоанн. 6, 48-51).
— так вот он тот ответ, брате, не получив которого, невозможно жить разумно. В трех словах опреде-
69
лил Господь и для чего Он приходил на землю и для чего должно жить каждому, оставшемуся в живых. И эти три слова следующее:
1. Воссоздать все погубленное, все преданное во власть смерти и тления.
2. Победить навсегда смерть.
3. Дать всему живущему нетление и жизнь вечную, по образу св. и Живоначальной Троицы (2. Иоанн. 6, 38, 39, см. выше. 3 Иоанн. 6, 48, 50, см. выше. 4. Иоанн. 6, 51, см. выше).
Вспоминается то святое древнее время, когда св. Мироносицы, «купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса». Зело до утра во едину от суббот, оне шли к гробу, плачуще, отдать свой последний долг почившему от дел Спасителю и Богу Своему. Они шли, но души их были смущены: они не знали, удастся ли им пройти не замеченными стражей, а также они недоумевали, кто отвалить им камень от входа в пещеру (5 Марк. 16, 1. — Марк. 16, 21, Марк. 16,4).
И вот, когда св. жены подошли ко гробу, то увидели камень отваленным и вместо тела Иисусова, Ангела?
— Не ужасайтесь, — сказал им Ангел — Иисуса ищете Назарянина, распятого, восста, несть зде... 2 Марк. 16, 5 — 3 Марк. 16,6.
От всего видимого и слышанного у св. жен недоумение и ужас возросли еще больше. Что же им теперь делать?
«Мира мертвым суть прилична» (троп. на ныне), «Христос же истления явися чужд», а ведь Мироносицы, как и всякий, кто любил Христа, всю жизнь свою понимали только лишь как служение Христу.
Итак, что же им теперь делать, для чего теперь им жить? Когда Он жил жизнью подзаконной, подобной человекам, им сердце безошибочно подсказывало, что им надо делать, чтобы послужить Христу. Он был беден — они отдавали Ему свои имения. Он не имел крова — они питали и покоили Его в своих домах. Он страдал на кресте, несправедливо осужденный — они плакали и рыдали; наконец, Он умер — они вместе с праведным Иосифом и старцем Никодимом с честью погребли Его тело. Но теперь, когда Мироносицы шли отдать свой последний погребальный долг, они не застали Христа мертвым. «Воскресе Христос, яко же предрече». Оделся в нетление (Ин. Канон. 6, 4). Стал новым человеком, который уже ни в чем прежнем не нуждался. Что же теперь Ему дать? Чем теперь Ему послужить? Да, воистину Воскрес Христос, воистину Он, явившись чужд нетления, перешел ту грань, когда Ему непосредственно можно было послужить, но, брате, посмотри: остались в подзаконной жизни Его братья, сыны человеческие, кото-
70
рые покрыли себя невежеством, погубили свой образ и подобие Божие, замученные, утружденные, угнетенные, болящие, смертные и, наконец, погибшие, т.е. предавшиеся тлению (1 Мат. 9, 37). «Посмотри, брате, как обильна жатва, ведь все эти несчастные, все они имеют великую нужду. Ее приходил Господь утолить. Ныне, брате, жаждет Господь видеть мир преображенным миром, в котором обитает правда и жизнь вечная. Он ждет, брате, своих делателей. Пойдем же за Ним. Пойдем тою дорогою, которой нисходил к нам Спаситель. Станем жить не для себя, как жили доселе и не для других, которые тоже живут для себя, для взаимной борьбы, для взаимного стеснения и вытеснения, но станем жить со всеми живущими, так чтобы их горе и счастье принять на себя, а свое им передать, чтобы вместе всем сообща выйти, наконец, из мрака невежества, из-под ига рабства, которое тяготеет над каждым живущим в силу невежества, вражды и разделения, царящих ныне, выйти сообщать, утереть каждому слезу, снять каждое горе, и, наконец, возвратить жизнь тем, кто дал ее нам, а сам погиб и потому вправе и от нас ожидать возвращения дара жизни. Совершим все сие, чтобы всем нам: и живущим, и умершим не подпасть суду (т.е. власти тления), но перейти в жизнь вечную и исполнить таким образом волю создавшего нас Бога.
«Аз есмь хлеб животный», говорит Господь. 1 Иоанн. 6, 48, и «пленися ад», говорит св. Церковь, дерзайте мертвии и гробы отверзошася, восстаньте от Ада». 2, Ин. Канон. 6, 12.
Вот наше дело; вот чего хочет от нас живой Христос. Так несите, несите же верующие в Господа свой труд на сие дело Божие.
Господь повелевает нам: «Шедше в мир весь (одряхлевший и гибнущий мир), воссоздавайте все погубленное, побеждайте и победите смерть и вместе со всеми войдите в жизнь вечную. Этого — говорит Господь, — ныне Я жду от вас. Это есть ваий долг, ваше дело. Итак, шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. «Иже веру иметь и крестися, спасен будет, а иже не имет веры — осужден будет».
1. Марк. 16, 16-16.
Аминь.
Для чего Христос пришел на землю.
«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ев. от Мат. X, 10), т. е. чтобы люди не умирали,
71
победили слепую силу природы, умерщвляющую людей и все живущее, и возвратили жизнь ранее умершим.
Каков путь жизни людей? Путь единения. «Да будут все едино, как Мы едино» (Иоанн. XVII, 22). Образами единения людей являются таинства Христовой Церкви.
Порядок таинств следующий:
1. Крещение
2. Миропомазание
3. Брак
4. Елеосвящение
5. Евхаристия
6. Покаяние
7. Священство.
Что такое таинство? Это — проект, который должны достигнуть люди общими усилиями (осуществить). Тайное должно быть явным. В таинстве от Бога дается залог этой цели.
Люди понимают христианство, как уже осуществленное. На самом деле христианства еще не было, так как никто еще не исполнил завет Христов. Есть только делатели христианства. Надо смотреть вперед, наши усилия надо направить на то, чтобы создался храм.
Понимание Евангелия монахами неверное. Мы должны прикладывать — новое к старому. Таинства были установлены при Адаме и Еве; первым людям были даны все возможности Царства Божия. Христос пришел не нарушить законы, но исполнить.
Таинство Крещения.
Это таинство Христос установил словами: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. XXVIII, 19). См. 66-20 ст. Об этом таинстве упоминается в Посланиях к Римлянам, гл. VI, 3-11.
Цель таинства Крещения: Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Римл. VI, 5), т.е. мы должны соединиться со Христом подобием смерти Его, жизнь направить к той цели, за которую умер Христос. Христос же умер ради единения людей для жизни в труде воссоздания жизни.
Сущность таинства — обещание человека объединиться.
Условия таинства — отречение от сатаны, соединение с Христом и вера в Него.
Крестимся мы для мертвых. Здесь весь план искупления. «Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые
72
совсем не воскресают, то для чего и креститься для мертвых». (1 Кор. XV, 29).
Плод таинства Крещения — нам ходить в обновленной жизни. Монахи понимают таинство Крещения — соединение со Христом подобием смерти Его так: надо распять плоть со страстями и похотями, надо умерщвлять плоть. Делатели христиане же должны блага мира не отвергать, а направлять их на труд воссоздания.
Таинство Миропомазания.
Это таинство Христос установил словами: «Примите Духа Святого» (Иоанн. гл. ХХ-22).
Указание на таинство это имеется еще: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лука XXIV, 49).
«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанн. III, 3 и 5).
Цель таинства Миропомазания — принять св. Духа. Зачем нужен Святой Дух?
В крещении дан обет, а сил выполнить это обещание нет. Нам нужно получить Св. Духа, чтобы исполнить обещание. Все наше тело предназначено быть сосудом для Св. Духа. Св. Духа мы получим только усилием. Не будет растлевать наши чувства. Сначала получи Св. Духа молитвой.
Этим таинством нам дается талант, возможность отдать наши ум и сердце на стяжания Св. Духа.
Сущность таинства — разум и сердце — одно, оба отдаются на стяжание Св. Духа.
Условия таинства — те же, что и в таинстве Крещения, а также обет быть верным Христу, отдать Ему все свои силы.
Плод таинства — возможность принять Св. Духа. Монахи только сердцем идут к Богу, а надо и разум ввести для стяжания Духа Святого. Нужен пастырь, который будет вести и сердце, и ум человека. Таких пастырей сейчас нет, должна вести человека Церковь соборным разумом. Церковь выносит решение, а пастырь проводит его в жизнь, являясь душеприказчиком Церкви.
Таинства Брака.
Христос установил это таинство на браке в Кане Галилейской (Иоанн. II, 1-11).
73
Об установлении его в Евангелии говорится словами:
«Теперь почерпните (воды) и несите к распорядителю пира» (Иоанн. II, 8).
Об этом таинстве указывается и в Евангелии Мтф. XIX, 3-8 и в послании к Ефесянам V, 22-23.
О цели таинства указывается в послании к Ефесянам: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви и Он же спаситель тела. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Еф. V, 23-30-31.
Цель таинства — мужу и жене стать членами тела Христова, служителями делу Христову. Двое должны стать одною плотью.
Чудо в Кане Галилейской. В Царствии Божием вино будет новое (Map. XIV, 25).
Вино молодое не вливают в мехи старые. Новое вино на браке в Кане было лучшее из всех вин, ранее бывших.
Смысл чуда: вино, начало новой жизни. Беря воду и претворяя ее в лучшее вино, Христос указывает, чтобы этот брак закончился новой жизнью, жизнью бессмертной. Рождение детей должно быть ради того, чтобы дети могли использовать силу воссоздания. Детям передается долг и правнуки — восстановители рода. Божия Матерь указала, что род должен освободиться от рождения отца. При будущем браке при воссоздании будут рождаться те, кого мы хотим. В деторождении залог воссоздания. Ребенок не самоцель. Смысл жизни в родителях.
Сила рождающая будет превращена в силу воссоздания. Детей надо воспитывать как работников Божиих. Вино — символ закваски, брожения. Дети должны быть закваской Царства Божия.
Разделенные полы в Царстве Божием должны быть объединены. В Царствии Божием не будут различные полы. Люди там будут, как Троица. Разделение полов — след греха. Противоречия нет в словах «Смысл жизни в родителях», и «Оставит человек отца своего и мать свою». В первом случае — родство, во втором — творчество человеческое. Муж и жена впрягаются в новое дело, и они должны быть ближе друг к другу, чем к своим родителям. Уход от родителей не для ухода, а для возвращения. Сын враждебен отцу и матери. Дети поглощают отца и матерь.
Цель таинства брака — объединение мужчины и женщины для обращения рождающей силы в воссоздающую.
Плод брака — восстановление родства.
74
Условие брака — любовь и решимость выбора человека; и обет спасения без силы рождающей не может быть. В рождении нет таинства. Обращение рождающей силы в воссозидающую — таинство.
Монахи отказываются от брачного состояния. У нас с монахами общее — в проекте мы отказываемся от деторождения, т.е. действием рождающей силы мы не придем к спасению. Разница с миропониманием монахами — мы хотим обратить силу рождающую в воссозидающую. Во время брака мы даем обет. Под обетом здесь разумеется соединение для воссоздания родства. В иудействе брак — продолжение рода. В христианстве род сохранять не нужно, брак преследует задачу воссоздания. Наши браки в лучшем случае иудейские — т.е. в браках продолжают род.
Языческие браки — по страсти, при этом стараются избавиться от детей. Есть браки хуже языческих — когда женщина продает себя, чем дороже, тем лучше: между двумя людьми существует договор, т.е. купля-продажа, такие браки невозможно венчать.
Отрицать брак во имя того, чтобы не подпасть под ложный брак — недостаточно, так как монашество отрекается от родства.
Возможен ли развод, если браки заключены неправильно, с точки зрения обетов? Возможен только в случае того, если заключенный брак есть прелюбодеяние. Раньше по древнему закону, брак не расторгался. «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами, а сначала не было так» (Мат. XIX, 8).
Таинство Елеосвящения.
Христос установил это таинство за шесть дней до своего воскресения (Иоанн. XII, 1-8) словами: «Оставьте ее: она сберегла это на день погребения Моего» (7).
«Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мт. XXVI, 12, см. 6-14).
Цель таинства — в оживлении. Нужно ли соборовать всех людей? Нужно, чтобы человек не был вполне поглощен смертью.
Мы обещаемся направить ум, сердце, все чувства на то, чтобы умерщвляющую силу превратить в оживляющую в себе и вне себя (вне себя, т.е. мажем лоб, т.е. разум).
Чтобы победить смерть, нужна наука христианская, наука, ставящая целью воссоздание жизни. До настоящего времени мы этого не видели, все научные изобретения не есть победа, а только приспособление.
75
Условие — обет отдать свои силы и объединиться для борьбы со слепой силой.
Таинство Евхаристии.
Об установлении этого таинства Христом указывается в следующих местах Св. Евангелия: Мтф. XXV, 26-29; Марк XIV, 22-25; Лука XXII, 19-20, Иоанн. VI, 27-50.
В первых четырех таинствах Крещения, Миропомазания, Брака и Елеосвящения — человек дает обет объединиться с Христом; разум, сердце и все свои силы отдать на стяжание Св. Духа, превратить силу рождающую в воссоздающую и силу смертоносную — в животворящую.
Что же нужно для соединения с Богом?
«Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоанн. V, 17), т.е. для соединения с Богом нужно дело. Какое?
«Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоанн., V, 21), т.е. этим делом должно быть воскресение мертвых, воссоздание рода человеческого.
Цель таинства — воскрешение мертвых делом. Во время таинства мы едим Тело Христово и пьем Кровь Его, принимается нами весь Христос.
«Ядущий Меня жить будет Мною» (Иоанн. VI, 37).
«Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоанн. XV).
В будущем единение с Богом будет, как ветви и лоза. Что значит хлеб — тело, вино — кровь. Это тело воскресшего Христа.
Таинство — проект.
Смысл таинства — пусть хлеб станет в нас Телом Христовым, но не сейчас; этот хлеб будет плотью после воскресения. Тело и Кровь неотделимы от хлеба и вина.
Здесь говорится от преображения плоти нашей. Это будет только через воскрешение.
Мы даем обет, что делом нашим хлеб этот будет плотью Христа.
Условие таинства — мы даем обет словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть Твои силы, которые в нас, мы принесем ради Твоего дела воскрешения. Наши силы отдадим делу Бога.
Плод таинства — жизнь вечная.
В первых пяти таинствах указан план искупления людей.
Когда говорилось о таинстве Крещения, то указывалось, что крестимся мы для мертвых и в этом признали план искупления. «Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые
76
совсем не воскресают, то для чего и креститься для мертвых?» (I Кор. XV, 29).
Что будет, если человек дает обеты, но не исполняет их? На это отвечает таинство Покаяния.
Таинство Покаяния.
Это таинство установлено Христом в первый день после Его воскресения словами, обращенными к ученикам Своим (Иоанн XX, 19-23).
«Кому простите грехи, тому простятся. На ком оставите, на том останутся».
Покаяние — таинство, в котором человек разрешается от последствий своего греха.
Примеры покаяния: 1) Мтф. IX, 9-13: Иисус сказал Матфею (грешнику): «следуй за мной». Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
2) Лука XV, 4-10. «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
3) (Иоанн VIII, 3-11). Иисус сказал женщине, взятой в прелюбодеянии:
«Иди и впредь не греши».
Крещение совершается для мертвых, а покаяние для живых. Можем каяться и за другого.
Цель таинства — «Иди и впредь не греши», т.е. необходимо освободиться от греха.
Покаяние, о котором говорил Иоанн Креститель, не есть Христово покаяние. Покаяние по Иоанну (Лука III, 7-14): «У кого две одежды, тот дай неимущему и у кого есть пища — делай тоже».
Ничего не требуйте более определенного вам.
Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».
Покаяние Иоанново освобождает от злых дел. И мы до сего времени принимаем покаяние по Иоанну. Учение Л. Толстого — Иоанново покаяние. Покаяние Иоанново одно недостаточно.
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк., 1, 14-15).
Покаяние по Христу — освобождение от греха, «Иди и впредь не греши». «Следуй за Мною».
Сущность Христова покаяния — «не греши больше», т. е. «следуй за Мной».
77
Без покаяния Иоаннова нельзя придти ко Христу.
Грех, по учению Христа — разделение с тем, кто следует за Христом. Работники, способные к делу, не должны стоять праздно, а надо идти и работать. Стоящий праздно (Сократ, Толстой и др.) — грешник.
«Что вы стоите здесь целый день праздно? Идите и вы в виноградник Мой и что следовать будет, получите» (Мтф. XX, 6-7).
Христианин — человек кающийся. «Чертог Твой вижу... но одежды не имею войти в него». Человек кается и становится дела делателем.
__________
Кто кается и не причащается, тот еще не служит Богу. По учению Л. Толстого, человек, когда приходит конец его жизни, должен покойно умирать. А Христос любит сильнее смерти. Соломон любит как смерть. Кто не участвует в Евхаристии — не делатель Царства Божия.
В одной притче Христос сказал, что один сын сказал: «я пойду» и не сделал, что обещал. Другой сын сказал: «я не пойду», а потом сделал. Мало говорить, давать обещания — надо делать.
Покаянием Иоанновым надо подготовить себя к деланию дела Божия. Грехи не случайно у нас, надо понять корень греха — основное препятствие человека.
Покаянием Иоанновым надо подготовить себя к деланию дела Божия. Грехи не случайно у нас, надо понять корень греха. У каждого разный корень (греха) в разное время бывает, разный корень греха — основное препятствие человека.
Плод таинства покаяния — человек становится делателем Христовым.
Условие таинства — решимость перестать быть праздным и вновь взяться за дело (покаяние Христово) и обет исправиться (покаяние Иоанново).
Таинство Священства.
Об установлении этого таинства в Евангелии указывается в следующих местах:
«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоанн. XX, 21).
«Паси агнцев Моих». «Паси овец Моих» (Иоанн. XXI 15-17).
«Ты Петр и на сем камне Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного
78
и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мат. XVI, 18-19).
Цель таинства Священства — сообщить власть избранному от Церкви человеку вести делателей Христовых к жизни вечной, утверждать путь правды (камень) и осуществлять Царство Божие (ключи), без пастыря спасения быть не может.
Где двое соберутся, там и Я — сказал Христос, т.е. там будет и Церковь. Это надо понимать так, что из двоих один обязательно должен быть пастырь.
Условие совершения таинства Священства —произнесение слова «Аксиос» (достоин), т.е. признание верующими, теми, куда посвящается избранный, народ признает его разум, его волю. Посвящаемый дает обещание. Следовательно желание обеих сторон — народа и пастыря — должно быть.
Путь христианский — соборный.
Верующие постановляют, пастырь приводит в исполнение, или следит за исполнением; пастырь душеприказчик церкви.
Пастырь принимает решение, если верующие решают неправильно. Воля пастыря выше воли верующих.
Плод таинства — исполнение всех семи таинств. Пастыря можно судить народу до избрания, после же избрания судья ему только Господь (I Коринф. III, и IV кл.).
Пастыря в Св. книгах Нового Завета называют: священный, святой, царственное священство, участник небесного звания, Ангел Церкви, посланник Бога, служитель примирения, ловец человеков, домостроитель Тайн Божиих, сотрудник Апостолов, домостроитель многообразия Божия.
79
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.