Поиск авторов по алфавиту

Письмо в редакцию из Румынии. Журнал "Путь" №38

Живя у самой границы старой, больной Европы и пребывающего еще в горячечном бреду нового мира, мы особенно чутко прислушиваемся ко всякой живой мысли и новому слову, раздающемуся извне. Нас особенно радует в этом отношении тот ценный вклад, который делает журнал «Путь» в сокровищницу религиозно-нравственной литературы, пополняя в сознании читателей пробелы духовной и религиозной устойчивости, вызванной разочарованиями, сомнениями и унынием.

Хотя к нам не легко заглядывают хорошие книжки, и жизнь складывается так бедно, что и выписать их нам не под силу (мне удалось прочитать 2 сборника 1926 и один 1930 годов), тем не менее да будет мне позволено поделиться как читателю некоторыми мыслями и соображениями, которые явились нашему духовному взору и которые не лишены большого значения для той среды, в которой я живу и работаю, а могут иметь и вообще большое общее значение. Оговариваюсь: я не знаком, к сожалению, с общей программой и задачами журнала и потому сужу лишь по прочитанному.

Передо мной богатый литературный материал русской религиозной мысли, богатая эрудиция сотрудников, среди коих многие корифеи литературы этого рода. Блестящие исследования в области догматики, философии, богатая критика литературно-научных трудов данной области, отчеты, библиография.

Мне ясно, что материал предназначен для образованного и не обще образованного, а специально образованного читателя и что просто образованному читателю понимание этой литературы будет затруднительно. Но не только это. Кроме специальной образованности необходима для усвоения и одухотворенность, подготовленность развитого духа к восприя-

84

 

 

тию. И вот тут-то возникает вопрос: кому призвана служить эта литература — читателям первой или второй категории?

Принимая во внимание, что для читателя первой категории основная мысль, цель и задание — пропаганда духовно-нравственного восхождения останется недостижима без наличия в нем одухотворенности, тогда как для второй категории понимание, благодаря недостатку специальных знаний не может не быть затруднительным, что круг читателей, удовлетворяющий обоим условиям, чрезвычайно ограничен, журнал, к сожалению, не сможет широко выполнить свою миссионерскую задачу.

Может быть мне ответят, что я сам навязываю такую задачу журналу, что сборник предназначен именно для читателя либо первой категории, может быть в надежде его обратить (не задаваясь никакой миссионерской задачей), либо той категории, которая соединяет в себе оба элемента (знание и одухотворенность). В таком случае я извиняюсь, мне значит померещилось, но померещилось хорошо, красиво и ценно для меня. Я услышал в строках некоторых проникновенных статей слово проповеди и мне хотелось бы, чтобы это не было галлюцинация. Мне ясно, насколько нужна вода живая человечеству в дни отчаяния и уныния и мне бы не хотелось, чтобы этой живой воды лишили малых сих те, которые познали ее источники.

Если же я не ошибся, если талантливые, проникновенные люди задаются этими высокими задачами, если им хочется протянуть руку помощи больному брату и помочь ему разобраться, найти себя на жизненном пути в порывах веры и христианской любви, мне кажется, что расширение рамок заданий издательства было бы чрезвычайно ценно.

Может быть, более популярное изложение материала в параллельном издании могло бы удовлетворить издательство, может быть специальный отдел сборников мог бы дать читателю этот более популярный материал. Но повторяю, что никогда еще не было столь большого количества среди людей алчущих и жаждущих правды, никогда человечество так не нуждалось в своих исканиях в крепкой вере и религии, могущей при правильном толковании примирить его с кажущимися непримиримыми противоречиями жизни, дать ему силу выйти из лабиринта сомнений на арену полной божественной силы — в любви и вере — жизни.

Сейчас человечество в отчаянии ждет, не сознавая, пророка, и он должен придти, так как время ему приходит. Человечество в своей жизни подошло к тупику — это

85

 

 

историческое время для прихода пророка. Но подготовлять человечество к его приходу — роль проповедника. Проповедь нужна для закалы силы духа в вере. Мы давно не слышим проповеди в православных храмах, живой, не казенной, давно умолк глас пастыря облеченного высоким духовным авторитетом и нам тягостно и мы живем одинокими. Верим, молимся, но нет подъема, нет религиозного пафоса, нет молитвенного единения соборне, отсутствует динамика веры, которая способна пробудить живое слово устно излагаемое, а за отсутствием устного хотя бы и письменное, простое и понятное для всех.

Если бы эта задача могла бы хоть отчасти быть выполнена издательством, создав живой флюид среди верующего, молящегося человечества, много утешения влилось бы в больные души людей.

Тогда и религиозные съезды не объединяли бы столь незначительное число религиозно-настроенных людей (съезд молодежи в Болгарии и Австрии, объединившие 40-70 человек), а превратились бы в мощные соборы верующих, на которых больное человечество нашло бы средство заживить свои раны, соединив в одно звено религию, науку и политику.

Д. Рашеев.

86


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.