13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. Hoyle. The teaching of Karl Barth. Журнал "Путь" №26
R. В. H оу l еThe teaching of Karl Barth. Au Exposition. Britisch Stud. Chr. Movem. Press. London 1930.
Самым примечательным явлением в современном протестантизме беcспорно является так называемое «бартианство» — богословское течение, возглавляемое К. Бартом и представленное рядом выдающихся деятелей (Brunker, Gogarten и др.). После замечательной книги К. Барта «Romen-
127
brief» это течение сразу заняло первое место в современном протестантском богословии — и с каждым годом интерес по нему возрастает. Журнал, основанный Бартом и его друзьями (Zwischen den Zeiten), представляет тоже исключительный интерес в виду того, что система бартианства развивается все время. Трудно сейчас было бы сказать, как далеко зайдет бартианство в своей реакции против так наз. либерального протестантизма. Оно все более приближается и к католицизму и к православию, хотя остается верным основной идее реформации. Особенно любопытным является этюд К. Барта «Der Begriff der Kirche», с чрезвычайной четкостью и ясностью обрисовывающей позицию Барта в отношении к католицизму .
Читать К. Барта очень трудно — его страстная, сгущенная речь, часто переходящая в проповедь, не допускает беглого течения, но требует пристального внимания и вдумчивого вживания. Сотрудники Барта пишут несколько легче, но овладеть Бартианством все же не легко. Тем важнее появление книг, дающих изложение и анализ системы бартианства.
Книга, заглавие которой выписано выше, стремится дать английскому читателю возможность познакомиться с системой Барта. До известной степени это ему удается — но надо признать, Что недостаточно. Может быть если бы вместо большой (279 стр.) Ноуlе написал небольшой этюд, сконцентрировал бы свое изложение — это было бы лучше, а сейчас мы имеем «разжиженное» бартианство, лишенное той огненной силы, которая присуща этому «диалектическому» богословию. Большой ошибкой Ноуlе является то, что он излагает не К. Барта, a «бартианство», т. е. пользуется все время другими авторами (особенно Brunker'oм).При всей основной близости к Барту его последователи во многом отличны от него, — и характеристика бартианства «вообще» впадает в неизбежную схематизацию и упрощение. Другой ошибкой является то, что Ноуlе пытается дать «систематическое» изложение бартианства — что не удается и самим бартианцам. Важнее всего войти не в «систему» этого богословия, а в его исходную установку, в его внутренней духовный мир, — без этого невозможно понять его. При всем том книга Ноуlе имеет известное значение в небогатой литературе о Барте.
Для русского читателя, не читающего на иностранных языках или не имеющего доступа к иностранным книгам и журналам, необходимо было бы появление нескольких этюдов, посвященных бартианству. Нельзя без волнения следить за этим глубоким переломом в протестантизме, который открывает совсем новые пути для него. Это не просто поучи-
128
тельно для нас, православных,но в известной степени необходимо, чтобы не остаться безучастными свидетелями духовного перелома, происходящего в западном христианстве в наши дни.
В. В. Зеньковский.
129
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.