13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. В. Марцинковский. Записки верующего. Из Истории религиозного движения в Советской России. Журнал "Путь" №19
В.Ф. МАРЦИНКОВСКИЙ. Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России. Прага 1929 г.
В.Ф. Марцинковский — бывший Председатель Р. Хрис. Студ. Движения в России — достаточно известен в различных кругах, как искренно и глубоко верующий человек, с чрезвычайной энергией и большой силой борющийся с современным неверием. Помимо большой и плодотворной личной работы, давшей очень значительные результаты, В.Ф. Марцинковский много пишет за последнее время, издавая свои лекции и беседы. Они не претендуют на оригинальность и новизну, но зато они всегда проникнуты той силой личной убежденности, которая является существенной основой всякой религиозной работы. Новая книга В.Ф. Марцинковского — и по объему и по содержанию своему — стоит гораздо выше всего, что доныне писал он, но к сожалению, в книге много неудачного, что ослабляет ее положительные стороны. По существу, картина религиозного движения в Сов. России читатель найти не может у Марцинковского, — вся книга посвящена автором самому себе, является своеобразным жизнеописанием в полубеллетристической форме. В центре всех этюдов стоит сам автор, рассказывающий о своих чтениях, о сидении в тюрьме и высылке из России, о своих беседах и наблюдениях, часто при этом снабжаемых «моралью» более узкой и слабой, чем сами эти наблюдения и беседы. Нигде и ни в чем не чувствуется желания понять внутренний лик, внутренние искания русского народа, нет объективного подхода к религиозному процессу в народе, а есть лишь записки работника на ниве религиозного просвещения, беззаветно преданного своей идее, занятого своей работой и лишь в свете своей работы и оценивающей то, что происходит вокруг него. Эта узость внутреннего зрения, не простое неумение, но и нежелание выйти за пределы самого себя и объективно всмотреться в религиозные искания русского народа, эта почти сознательная односторонность лишают книгу нашего автора того значения, которое она могла бы иметь. Пусть не обижается на меня почтенный автор, если я скажу, что его книга есть типичное создание сектанта. Я хорошо знаю, что психологией сектантства не покрывается сам автор, что он шире, глубже и живее сектантства, но на книге его отразилась духовная монотонность сектантства, его роковая неспособность понять других, некоторая экзальтированность и упрощенность в понимании религиозной тайны истории. Я не потому так говорю, что не разделяю богословских взглядов автора и иначе оцениваю религиозный процесс в русском народе. Да, я иначе гляжу на этот процесс, не разделяю богословия В.Ф. Марцинковского, но я готов был бы прислушаться к голосу самой русской жизни, если
120
бы он зазвучал в книге: его почти не слышно, но зато до утомительности монотонно звучит голос самого автора, честно и беззаветно преданного Христу Спасителю, но узко и односторонне понимающего Его дело на земле. Поэтому книга В.Ф. Марцинковского есть книга о нем самом, а не о религиозном движении в русском народе. Так ее надо судить, с этой точки зрения ее следовало бы оценивать.
Беда заключается однако в том, что автор приписывает своим личным переживаниям и оценкам объективную силу, претендуя на общее значение того, что пережил он сам. Он ушел из Православной Церкви, но хочет непременно представить свой уход не как личное дело, а как симптом общего разложения Православной Церкви. Но от того, что автор так часто говорит об этом разложении, оно не становится бесспорным и для читателя. Тенденциозность автора не смягчена даже какой-либо аргументацией — ему кажется настолько несомненным умирание Православной Церкви, неспособность ее к обновлению, а рост и влиятельность евангелизма настолько кажется ему значительными, что он не дает себе труда привести какие-либо факты в защиту этих положений. Под конец книги (стр. 263) у В. Ф. Марцинковского, всплывает неожиданно идея особого «русского христианства, которое однако, как оговаривается автор, должно быть христианством «не X, а XX века». По-видимому, в этой неопределенной фразой стоит отрицание догматики Православия, так как несколько ниже автор говоря о «ценностях» Православия, снисходительно готов сохранить «некоторые глубокие его догматические толкования». Точнее и яснее о своих догматических взглядах автор нигде не говорит.
Читатель гораздо больше выиграл бы, если бы Марцинковский сознательно говорил в своей книге о себе, а не о русском народе, который всюду призван у него только подтверждать его собственные мысли. Законченная автобиография такого яркого и сильного деятеля современного евангелизма, каким является В.М. Марцинковский, имела бы большое значение для понимания процессов, происходящих сейчас в России, — она была бы «документом истории». То, же, что написал Марцинковский, претендует быть картиной религиозных исканий русского народа, чего почти совсем в книге нет. От того после чтения книги остается такая досада на автора, который взялся за задачу, которая его собственно не интересует, и не сумел придать своим материалам ту форму, которая обеспечила бы им известное значение в деле ознакомления с религиозными исканиями в современной России.
В. В. Зеньковский
121
Страница сгенерирована за 0.02 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.