Поиск авторов по алфавиту

Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер

Зеньковский В., прот. Wiefred. Monod. Dur protestantisme. Журнал "Путь" №15

WILFRED MONOD. Du protestantisme. (Cepия Les religions. Felix Alcan, 1928).

        W. Monod принадлежит к числу самых выдающихся представителей французского протестантизма, и появление его книги, посвященной характеристике протестантизма, не может не вызвать самого живого интереса к себе. Кто лучше и глубже может открыть нам существо протестантизма, как не его яркие представители? К сожалению, с самых же первых страниц книги Monod читателем овладевает разочарование, которое лишь усиливается по мере приближения к концу книги. Буду сейчас говорить не о литературных и богословских особенностях книги, а только о том религиозном впечатлении, которое она оставляет: такой протестантизм, каким его изображает Monod, есть столь глубокое непонимание христианства, что его дальнейшее и окончательное разложение не за горами. Я не имею никаких оснований обобщать, думаю скорее, что и во французском, а особенно немецком, скандинавском, англо-саксонском протестантизме, при всех его догматических ошибках, христианство держится крепко и сильно, — но знаю и то, что тенденции Monod вовсе не одиноки. На днях мне попалась небольшая книга некоего Francus под названием; «Il n᾽y a pas de protestants». Книга написана протестантом и имеет любопытный подзаголовок: «Ouvrage refusé par toutes les maisons d᾽edition protestantes». Эта книга, не принятая ни одним протестантским издательством, по существу написана в духе тенденций того же Monod.

        Главная мысль Monod — в его учении о «вечном протестантизме»: последняя часть  его книги озаглавлена, напр., так — «К вселенскому спиритуализму через вечный протестантизм». Monod не хочет иметь дело с историей, для него протестантизм есть вообще торжество спиритуальности, духовного восприятия и понимания религиозной сферы; неслучайно поэтому, что историческому протестантизму отведено всего лишь несколько страниц среди 245 стр. книги. Мало этого: Monod разыскивает элементы «вечного протестантизма» и в пророках, и в первоначальной христианской общине, и у ап. Павла.

135

Такой способ приблизить своего читателя к пониманию «сущности» протестантизма ведет к столь абстрактному толкованию принципов христианства, что вся история христианства представляется сплошным искажением и заблуждением. Я еще понимаю, когда один американский мыслитель без всяких стеснений заявил, что Лютер исправил И. Христа и очистил Его учение: это хотя и слишком грубо, но все же признает историю христианства, как некую, хоть и изжитую, но в свое время ценную стадию в развитии религиозного сознания. У Monod же в истории христианства идет вечная борьба между принципом духовности и тенденциями сакраментализма, и ритуализма. Нечего и говорить, что Monod знаком лишь с католической догматикой, которую он отождествляет с сущностью христианства в его церковном понимании: о православном мире, о котором мельком Monod все же упоминает, у него самые неопределенные сведения. В истории догматики он распоряжается столь самовластно и упрощенно, что вся огромная работа вселенских соборов не удостаивается ни малейшего внимания, и он мимоходом лишь небрежно и свысока отзывается о Никейском соборе. Собственные догматические утверждения Monod высказываются в столь упрошенной и несолидной форме, что здесь не с чем просто считаться. От книги веет и слишком легким отношением к величайшим темам христианства, скольжением по периферии проблем. Порой досада настолько овладевает читателем, что хочется сам протестантизм защищать от такого истолкования его.

        Горькое и угрюмое чувство оставляет книга Monod. Протестантизм всюду вступил в период острого догматического кризиса — и поскольку этот кризис определяется внутренней неудовлетворенностью, безцерковностью в протестантизме, поскольку в нем есть искание полноты Христовой истины и ее конкретного осуществления в жизни, постольку этот кризис протестантизма плодотворен и приближает его к Церкви. Даже социальный идеализм, который в последнее время часто впитывает в себя религиозные движения души идет навстречу этому, — не говоря уже о разнообразных т. наз. интерконфессиональных мировых организациях, в которых так сильно проявляется потребность жизненного христианства, т. е. Церкви. Но то течение, которое представляет Monod, может развиваться лишь в сторону дальнейшего утончения, все дальше уходя от самой основы христианства. Мы живем в эпоху, когда под покровом различных движений, конгрессов, объединений совершается таинственный процесс срастания членов Церкви Христовой, — и в этот процесс вовлечен и протестантский мир, даже больше, чем

136

 

он это сознает и этого хочет. Но течения, которые хотят все большей спиритуализации христианства, содействуют лишь выветриванию и распаду религиозных сил. Протестантизм, в целом, глубже, сильнее и значительнее, чем хочет его пред нами представить Monod. Читатель, недостаточно следящий за современной протестантской литературой, должен это иметь в виду, если ему попадется в руки книга Monod.

В. В. 3еньковский.


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.