Поиск авторов по алфавиту

Автор:Флоровский Георгий, протоиерей

Флоровский Г., прот. STEEFAN ZANKOW. — Das orthodoxe Christentum des Ostens. Sein Wesen und seine gegenwârtige Gestalt.

STEEFAN ZANKOW. — Das orthodoxe Christentum des Ostens. Sein Wesen und seine gegenwârtige Gestalt. Berlin. Furche-Verlag. 1928. 8, s. 142.

        Книга о. Цанкова написана для западных читателей, для немецкого протестантского миpa. Это — ответ на заданный вопрос, на вопрос о «сущности восточного христианства». Автор отвечает на него коротко и просто. Православная Церковь есть, «Церковь предания». Она «есть и хочет быть древнею Церковью, Церковью Апостолов и великих Отцов, Церковью Первохристианства, Церковью Вселенских соборов и нераздельного единства»... (s. 31). В этом Ее живое начало и средоточие. И вместе с тем это — Церковь внутренней свободы, свободы в единстве и любви... В ряде очерков о. Цанков подтверждает эту характеристику при изложении и разборе вероучения, церковного самосознания, богослужения, благочестия и исторических дел. Он пишет с чувством и сознанием всей значительности и новизны переживаемого нами времени. С ΧΙΧ-го века, утверждает он, начинается «период раннего Возрождения в Православии». Восходит заря новой жизни, и ныне Православный Восток «стоит перед задачею своего чистого самоосуществления». (s. 27-28). И в это решительное время он встречается с протестантским миром. Здесь тоже в последние годы свершается религиозное обновление и мистический подъем, — проявляется и обостряется жажда церковности и вселенского единства. Автор пишет под живым и свежим впечатлением недавних и учащаю-

127

 

щихся встреч Православия с протестантизмом. При всех различиях и расхождениях автор чувствует и подчеркивает близость Востока и протестантского Запада. Христоцентрический смысл и характер протестантского благочестия, — вот что дорого и близко православному сердцу, что делает и возможною, и желанною встречу в единодушии и действенной любви (s. 136ff.).

        Отцу Цанкову пришлось говорить о многом, и потому, конечно, не мог он сказать всего. И, может быть, не во всем его правильно понимали и понимают его западные слушатели и читатели. — И, прежде всего, вряд ли следует, без точных и четких пояснений, говорит, что «догма Церкви в действительности невелика по объему» (s. 37; s. 62, А. 81). Есть известная двусмысленность в обычном и привычном определении понятий «догмата» и «догмы». В строгом и узком понятии «догмата» неразлучно сопрягаются моменты учительный и канонический. В этом смысле догмат есть не только «истина веры», но и вероопределение, установленное и воспризнанное вселенским сознанием, и вселенскою волею и властию Церкви. И в нем нераздельны «форма» и «содержание», и потому неизменяем и неизменен не только «смысл», но и логический и словесный состав, самый образ речения. Не только по смыслу, но и по букве неизменны и обязательны и Символ веры, и «оросы» Вселенских соборов и невозможно развитие «догматов», хотя бы в «субъективно-формальном» отношении. Но вместе с тем совершенно неверно допускать, что за пределами, за оградою догматических определений сразу же начинается та область «сомнительного», в которой необязательно «единство», но дозволительно «свобода», — in dubiis libertas! Догматические формулы не исчерпывают и не покрывают всей полноты «подлежащего вере» (credenda de fide), не покрывают всей полноты «необходимого» в церковном ведении. «Истин веры» больше, чем «догматов». В опыте Церкви дано и открыто неизмеримо больше, чем выражено и изречено в неприкосновенных словах. И обязательность этого опыта, богоблагодатного и непогрешительного, не становится меньше от того, что он не облечен и не окован словесною бронею догматических определений. Можно ли, например, живое самосознание Церкви, раскрытое и исповеданное литургически, считать только «вероятным» и допускающим произвольный отбор и приятиe? «Богословие «литургическое», верно указывал Архиепископ Феодор, «т. е. богословствование целого сонма церковных песнописцев и писателей, в большинстве случаев прославленных Православною Церковью и причисленных к лику святых, выраженное ими в церковно-богослу-

128

 

жебном творчестве и принятое в употребление всей Православной Церковью, поистине должно рассматриваться как непрестанное (в течение целых веков) и живое исповедание веросознания всей Православной Церкви на протяжении всей истории ее жизни; это есть богословствование в собственном смысле слова всей Церкви, а не одной эпохи, не одного какого-нибудь лица, не одной богословской школы»... Целомудренную молчаливость и несловоохотливость Православной Церкви на Западе часто принимают за Ее догматический минимализм. И с этим именно связаны были, например, те трудности, на которые в недавнем прошлом претыкалось дело сближения русской православной Церкви с немецкими старокатоликами и с англиканством. И потому здесь требуется величайшая точность и строгость в определениях. И больше всего нужно помнить, что догматы и истины веры суть свидетельства об опыте, в котором все дано однозначно, хотя в разной степени может быть познано и описано в слове.

        Отец Цанков касается важного и трудного вопроса о пределах Церкви, и поддерживает взгляд, по которому и инославные христиане должны быть признаны в составе Церкви, единой Церкви Христовой (s. 73 ff.). Этому вопросу он смог уделить, к сожалению, всего три с небольшим странички. А между тем в нем весь смысл встречи Православия с Западным миром. В суждении о. Цанкова есть известная правда. Здесь вспоминаются чуткие слова Хомякова о тех, кто связан с Церковью узами, которых Господь не соизволил Ей открыть. Действенность крещения, совершенного во имя Святой Троицы, хотя и за каноническими пределами Церкви, есть великая и пророческая тайна. Врата Церкви открываются, и открываются, воистину, чуждыми ей людьми... И в единстве крещения в каком-то отношении все сопринадлежны в составе единого тела. Трудно перевести это на язык догматических понятий. Есть некая тайна мистического предцерковного двора. Но это не значит, что «не до неба» подымается стена самого храма. Это значит только, что Дух веет, идеже хощет... И грядущих к Нему не изгоняет Христос, но и намерениe целует. Об этом время серьезно задуматься. И тогда, быть может, откроются друг другу «восточные» и «западные» души...     

Георгий В. Флоровский.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.