13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Комментарии. Раздел Второй
Часть II
О необходимости пари
Фр. 180
1 Монтень. Апол., с. 413-414.
Фр. 184
1 Фрагмент носит незаконченный характер. Скорее всего это конспективная запись возникшей мысли относительно плана «Апологии». «Их», очевидно, относится к либертинам. Под «письмом» Л.Брюнсвик склонен понимать знаменитый аргумент пари (Д. VIII, фр. 233), построенный в диалогической форме. Судя по всему, и «Апология» была задумана как одно большое послание, письмо, предполагающее не просто прочтение, но и отклик, ответ.
Фр. 190
1 См. фр. 227-229 и Д. VII (фр. 194).
Фр. 191
1 Фрагмент направлен против либертинов, высмеивавших веру как нечто архаичное (см. подробнее фр. об атеистах Д. VII). «Другой» — христианин — занимает истинно христианскую позицию, «любя врагов своих».
Фр. 192
1 Л.Брюнсвик трактует эту не совсем четко сформулированную мысль следующим образом: «Поскольку, когда Митона упрекнет Бог, будет уже слишком поздно, то самому Митону полезно, если его начнут
471
упрекать уже сейчас». Очевидно, под упреками подразумеваются упреки в гордыне и в отсутствии самоуничиженности (фр. 455).
Фр. 197
1 Ср. Фома Кемпийский. О подражании Христу. III, LIII, 1-2.
Фр. 200
1 Л.Брюнсвик дает следующую гипотетическую реконструкцию этой незаконченной фразы: «...когда человек проводит свою жизнь в развлечениях, никак не заботясь о том, что ему ближе всего».
Фр. 201
1 См. фр. 556 о деизме и атеизме (Д. IX: XI).
Фр. 217
1 Речь идет о спасении, обещанном христианской религией, и о необходимости изучать Писание.
Фр. 220
1 Монтень. Апол., с. 484-489.
Фр. 228
1 Ответ Паскаля см. Д. VII. и фр. 202.
Фр. 229
1 Этот фрагмент — часть диалога между Паскалем и воображаемым собеседником, который не верует, но искренне стремится к вере. Поэтому Л.Брюнсвик поместил данную мысль в раздел «О необходимости пари», считая ее частью размышлений, изложенных в знаменитом фрагменте 233 (Д. VIII).
Фр. 231
1 У Паскаля «sans parties», т.е. дословно — «лишенный частей», что соответствует философскому и теологическому понятию божественной простоты.
Часть IV
Средства веры
Фр. 244
1 Л.Брюнсвик указывает в этой связи на пифагорейскую гармонию небесных сфер, а также на особенности организма птиц, позволяющие летать, инстинкт гнездования и т.д. Очевидно, что настоящий фрагмент следует понимать как продолжение полемики с теми, кто, не давая себе труда поглубже вникнуть в христианское учение, путает последнее с деизмом, либо пытается напрямую подтвердить его доводами естественного порядка. См. фр. 556 (Д. IX: XI; XX: II).
472
Фр 246
1 «Паскаль обращается к знаменитому понятию картезианства, фигурирующему в учении о животных-автоматах или животных-машинах (См. Декарт. Т. 1, с. 282-284 — прим. перев.). Все то, что происходит в нас не от рефлектирующей мысли, подчиняется некоему необходимому механизму, началом которого выступает тело (См. Декарт. Страсти души. I, 6 — прим. перев.), и обнаруживается в душе посредством воображения и страсти. Для устранения полагаемых телом препятствий следует смирить тело, создать в нас определенную искусственную природу, которая осуществляла бы руководство осмысленной волей, вместо того, чтобы противостоять последней. Привычка, будучи вверенной непостоянству наших спонтанных стремлений и являясь «обманчивой способностью», в тот момент, когда попадает под надлежащее руководство, становится «средством веры». — Л. Брюнсвик.
2 Согласно Л.Брюнсвику, именно страсти являются главным препятствием для рассудка либертина в деле постижения истин веры. Если однажды превозмочь страсти с помощью определенной дисциплины, на службу которой церковь и ставит «машину» (т.е. «автоматизированное» благочестие, христианские принципы на уровне глубоко укоренившейся привычки), то разум смог бы убедиться, что религия по крайней мере не направлена против него. Таким образом, исчезли бы препятствия, создаваемые страстями или обыденным здравомыслием, и очистился бы путь для религиозного чувства.
Фр. 247
1 Т.е., опираясь на знания. Согласно христианской религии вера есть дар Божий, а потому не зависит ни от каких познаний и доказательств (см. фр. 587 и 588).
2 «Машина», убирая препятствия, позволяет осуществить порой полное преображение души, казавшееся сначала невозможным (см. прим. 1 к фр. 246).
Фр. 248
1 Рим. 1: 17. — «Праведный верою жив будет».
2 «Знаю».
3 «Верую».
Фр. 259
1 Очевидно, Паскаль имеет в виду стремление иудеев уберечься от соблазна знакомства с доказательствами, которые могли бы свидетельствовать в пользу Иисуса Христа Христиане же бегут от соблазна усомниться, что эти свидетельства — действительно об Иисусе Христе. В итоге сомнения принято разрешать с помощью соответственным образом устроенной традиции, что дает возможность сохраняться религии. Однако трудно понять, откуда Паскалем взят мотив, приписываемый им иудеям, для которых именно чтение и осмысление священных текстов — основа всей религиозной жизни. См. Втор. 31: 9-31.
473
Фр. 260
1 Этот фрагмент, очевидно, представляет собой набросок диалога— формы, весьма часто присутствующей у Паскаля. Первая фраза относится скорее к возражению: верования людей освящает толпа, их исповедующая. Далее — ответ на возражение.
2 Речь идет о Декарте и его доктрине всеобщего сомнения, содержавшей методологическое требование отбросить как недостоверное все, кроме наипростейших и самоочевидных вещей (см. Декарт. Первоначала философии. I: 7, 10). К тому же в декартовской гносеологии одним из основных препятствий усмотрению самоочевидности являются ложные понятия, усвоенные в детстве и потому весьма трудно искоренимые.
3 Своеобразная переформулировка декартовской концепции самоочевидности. Если у Декарта не вызывает сомнения лишь простейшее, то, согласно Паскалю, «внутренний голос» требует согласиться с самоочевидностью конкретных требований христианской веры, которые не нужно откуда-либо выводить, поскольку для убеждения в их истинности достаточно просто заглянуть в себя, «согласиться с собой».
4 Согласно примечанию Л.Брюнсвика, Паскаль критикует здесь авторитет и всеобщее согласие как критерии истинности веры. Подобные критерии, принятые у схоластов, осуждались уже Декартом. Следует заметить, однако, что эта критика схоластических тезисов не сделала Паскаля менее беспощадным по отношению к самому Картезию.
5 По Л.Брюнсвику, ложное смирение, отказ от своей собственной мысли в пользу мысли какого-либо авторитета проистекает из желания обезопасить себя от ошибки, из боязни сомнений. Подобное желание, стало быть, коренится в самолюбии, являющемся одним из главнейших, согласно Паскалю, признаков испорченности человеческой природы. См. Д. III: IX.
Фр. 264
1 См. Мф. 5: 6.
Фр. 271
1 Мф. 18: 3. — «Если Вы <не обратитесь и> не станете как дети, сто не войдете в Царство Небесное».
Фр. 274
1 «Подобна благодаря своему бессознательному, непосредственному характеру; противоположна, поскольку чувство стоит на некоторой естественной, глубинной и истинной точке зрения, фантазия же рождена случайностью ассоциаций, а потому искусственна, поверхностна, ложна» — Л.Брюнсвик.
2 См. Монтень. Апол., с. 498; III, 11, с. 238.
Фр. 283
1 Ис. 8: 14; Рим. 9: 32-33.
474
Часть V
Справедливость и Причина следствий
Фр. 291
1 Исходя из этого указания, Л.Брюнсвик отмечает, что глава об основах справедливости задумывалась Паскалем в форме писем. «Но мы, однако, не можем сказать, в какой связи с общим планом «Апологии» должны были находится эти письма».
Фр. 294
1 См. Монтень. Апол., с. 386; 511.
2 См. Монтень. Апол., с. 511-512.
3 См. Монтень. Апол., с. 512.
4 См. Монтень. Апол., с. 513.
5 «Нам уже ничто не принадлежит; то, что я называю «нашим» — понятие условное» (Цицерон. О пределах добра и зла. V, 21).
6 «Преступления совершаются на основании сенатских решений и плебисцитов» (Сенека. Письмо 95).
7 «Некогда мы страдали из-за наших пороков, теперь страдаем из-за наших законов» (Тацит. Анналы. III, 25).
8 См. Монтень. Апол., с. 512.
9 См. Монтень. III, 13, с. 363.
10 См. Монтень. с. 365; Апол., с. 515.
11 См. Платон. Государство. II, 663 а-е; V, 549 е.
12 «И, так как он не ведает истины, дарующей освобождение, для него благо быть обманутым» (Августин. О Граде Божьем. IV, 27).
Фр. 297
1 «Относительно истинного права». Цитата из Цицерона (Об обязанностях), приведенная у Монтеня (III, 1, с. 15). Полный текст: «Относительно истинного права и чистой справедливости мы не располагаем надежным и позитивным образцом. У нас имеются лишь тени и образы этих предметов».
2 См. Монтень. I, 23, с. 111-113; Апол., с. 511.
3 Этот фрагмент был исключен из пор-рояльского издания А.Арно, писавшим Ф. Перье: «Ложно и весьма опасно заявлять, что среди людей нет ничего справедливого по сущности. Г-н Паскаль говорит это, очевидно, под впечатлением той максимы Монтеня, что законы справедливы не сами по себе, а лишь потому, что они — законы».
Фр. 300
1 Лк. 11: 21. См. также Тит Лукреций Кар. О природе вещей. XI, 21.
Фр. 310
1 См. Д. III: XI.
475
Фр. 311
1 «Весьма характерное для Паскаля противопоставление понятий короля и тирана состоит в следующем: король является законным владыкой, господствующим в тех рамках, которые естественно соответствуют его суверенитету. Тираном же можно назвать властителя, злоупотребляющего своим превосходством и преступающего рамки должного. Таков, например, Нерон, который хотел быть лучшим поэтом Рима на том основании, что он — император. В фр. 303 сказано: «Сила, а не мнение, суть царица мира». Слово царица означает, таким образом, действительное — законное или грубое — господство, и Паскаль признает, что действительность эта весьма полно характеризует власть силы, собственно и делая ее вечной, в то время как сама по себе власть силы преходяща и случайна. Показательно, что во фр. 15 красноречие, стремящееся кротко увещевать, расценивается как тираническое, поскольку верховная власть в области убеждения принадлежит рассудку и в этом смысле кротость — злоупотребление. Но кротости принадлежит верховная власть в том, что именуется сферой сердца, и здесь злоупотреблением предстает уже сила». — Л.Брюнсвик. См. также фр. 332.
Фр. 313
1 См. Монтень. I, 23, с. 112-113. Дословно в тексте Паскаля значится «гражданские войны» («les guerres civiles»).
Фр. 314
1 Речь идет о природной испорченности человека и его ничтожестве без Бога (Д. VI: I). По Паскалю, человека можно уподобить только земным владыкам. Сравнение же с Богом совершенно неправомерно.
Фр. 315
1 См. Монтень. I, 42, с. 234-235.
Фр. 316
1 См. прим, к фр. 315.
Фр. 320
1 Этот фрагмент перекликается с фр. 313, представляя собой дальнейшее рассуждение о недопустимости гражданских войн.
Фр. 321
1 Мысль развита во фр. 322. Суть ее в том, что благодаря знатности человек совсем еще молодой может пользоваться уважением, для иных недоступным и лет в пятьдесят. Знатность, таким образом, «экономит время».
Фр. 324
1 См. Монтень. I, 31, с. 198.
2 См. Д. XXII: LXXXI.
476
Фр. 325
1 Взгляды Монтеня на этот вопрос неоднозначны. Ср. I, 23, с. 111-112; Апол., с. 511-512.
Фр. 330
1 Л. Брюнсвик указывает, что прояснить эту, кажущуюся на первый взгляд темной, мысль можно с помощью предшествующих фрагментов. Мощь королей зиждется на разуме, ибо народ, обладающий довольно здравыми суждениями, признает необходимость в некоем вожде» который способен установить общественный мир, а также — на неразумии, в том смысле, что народ верит, будто один индивид обладает большим, нежели другой, правом быть вождем, будто какое-то естественное и внутренне присущее верховенство узаконивает власть такого человека. Неразумие потому служит более надежной, нежели разум, основой, что если усваивают только необходимость иметь короля, то подобное усвоение не помешает распрям, ибо каждый хотел бы стать королем. И если, как доказывает разум, принять решение о передаче власти наиболее мудрому, то пришлось бы спорить, кто мудрее. Однако слабость мнений народа, убежденного в прямой зависимости права на власть от происхождения, представляет собой замечательно прочное основание монаршей власти, и именно благодаря указанной слабости поддерживается общественный мир.
Фр. 338
1 См., напр., фр. 587 и 588.
2 Еккл. 3: 19. — «Суетно всякое творение».
3 Рим. 7: 20-21.
4 Имеется в виду комментарий Фомы Аквинского на стих 1-й главы 2-го послания ап. Иакова.
5 Под «они» подразумеваются не сами богатые, а те, кто выказывает уважение богатым, руководствуясь нехристианскими мотивами, т.е. оказывая им почести не как это должно делать в отношении всякого верующего, но исключительно на основании их богатства и общественного положения.
Часть VI Философы
Фр. 341
1 Л.Брюнсвик сообщает, что история, о которой говорится у Паскаля, не известна, однако можно предположить, что ее целью было защитить ум животных от доводов теории автоматизма. Герцог де Лианкур после блестящей и бурной молодости под воздействием жены обратился к религии, став одним из наиболее влиятельных и надежных друзей
477
Пор-Рояля. Именно ему было отказано в отпущении грехов за укрывательство преследуемого янсениста — аббата Бурзеиса. Как раз этот эпизод и стал отправным пунктом в цепи событий, приведших к написанию «Провинциальных писем» (см. Кляус, с. 129). Известно, что свой опыт охотника герцог противопоставлял картезианским взглядам А. Арно, приводя в пример различные случаи сообразительности животных. Паскаль склонен был отвечать на подобные доводы в духе V части декартовского «Рассуждения о методе» — разум представляет собой универсальный инструмент, инстинкт же суть инструмент специализированный, соотносимый с какой-либо автоматической привычкой. См. прим. 1 к фр. 342.
Фр. 342
1 Паскаль пытался выяснить различие между спецификой, как бы сейчас сказали, высшей нервной деятельности человека и животных. В дискуссиях, проходивших в стенах Пор-Рояля между Арно и герцогом де Лианкуром (см. прим, к фр. 341), Паскаль принял сторону картезианства. Так, относительно вопроса об уме или инстинкте как движущих мотивах «языка» животных он высказался в том смысле, что человеческий язык — средство универсальное, т.е. применимое к любому предмету, «язык» же животных специализирован и является типичной реакцией автомата. Следует, однако, отметить несводимость паскалевской позиции в данном вопросе к простому механизму (см. фр. 340).
Фр. 343
1 Этот пример инстинктивной деятельности служит иллюстрацией идей, высказанных в предыдущих фрагментах.
Фр. 349
1 Речь идет о стоиках. Л.Брюнсвик указывает, что, согласно стоическому учению, образы и иррациональные стремления, с этими образами связанные, не имеют над нами власти, если только мы сами не выкажем им какого-либо одобрения. Таким образом, мы обладаем абсолютной свободой от страстей и вполне способны создать в себе гармоническую систему, страсти исключающую. Стало быть, хотя стоики и материалисты, считающие душу и Бога разновидностями тонкой огненной материи, их мораль убеждает Паскаля в нематериальности души, свободной по отношению ко всякому внешнему воздействию.
Фр. 351
1 См. Монтень. II, 29, с. 626.
Фр. 353
1 Монтень. II, 36, с. 672.
Фр. 355
1 «Уход и возвращение».
478
Фр. 358
1 Сравнение заимствовано у Монтеня (III, 13, с. 310).
Фр. 359
1 Монтень. III, 2, с. 31.
Фр. 360
1 Паскаль критикует здесь максимализм стоической морали, согласно которой добродетель абсолютна, а потому человек, не достигший морального абсолюта, оказывается полностью лишенным также и какой бы то ни было добродетели.
Фр. 368
1 Имеется в виду декартовская теория ощущений.
2 Под conatus recendi (центробежной силой) у Декарта понимается сила, присутствующая в телах, которые движутся по кругу, и удерживающая последние от столкновения с теми телами, вокруг которых происходит движение (см. Декарт. Первоначала философии. III, 54).
3 Животные духи, по Декарту, представляют собой мельчайшие частицы крови, движущиеся с чрезвычайной быстротой, т.е. чисто телесные образования (Декарт. Страсти души. I, 10).
Фр. 369
1 Согласно Л.Брюнсвику, для понимания истинной значимости этого фрагмента следует обратиться к картезианскому учению. «Декарт полагал моменты времени независящими друг от друга (Первоначала философии. I, 21 — прим. перев.). Каждому мгновению соответствуют как новое сотворение мира, так и собственные необходимые истины, которые тоже относятся к уровню сотворенного. А раз так, то не существует никаких гарантий, обеспечивающих истинность какого-либо, признаваемого истинным ныне, положения для следующего момента времени и даже для настоящего, ибо грань, отделяющая будущее от настоящего, неуловима. Следовательно, абсолютную уверенность дает лишь непосредственная интуиция, очевидность. Однако, очевидность свойственна только простым идеям. Именно в силу этого Декарт рекомендовал во всяком сложном доказательстве как можно быстрее проходить дедуктивные этапы, дабы приблизиться к единству интуиции и тем защититься от недостаточности и неожиданных сюрпризов памяти (Декарт. Т. 1, с. 112 — прим. перев.). Итак, смысл рассматриваемого фрагмента Паскаля сводится к следующему: если память необходима для всякого действия разума, то надлежит сказать, что разум «дает рядом с собой приют и своему недругу» и что все его действия таким образом, поражены неуверенностью и находятся под непрерывной угрозой впасть в заблуждение».
479
Фр. 375
1 Аркесилай (315-241 гг. до н.э.) — основатель так называемой Средней Академии. Его учение представляло собой попытку синтеза платонизма со скептицизмом. См. прим. 2 к Д. IV: XIV.
Фр. 382
1 Л.Брюнсвик указывает, что вначале Паскаль написал «Когда движется все, ничто не движется», но затем отказался от стилистического эффекта в пользу большей ясности изложения.
Фр. 384
1 Этот фрагмент фигурирует в переводе Э.Линецкой. Однако в данном контексте (см. фр. 902) требуется более дословная передача мысли Паскаля, и потому мы приводим свою версию. В оригинале речь идет именно о противоречии, причем — в логическом, а не в историческом понимании этого слова (поскольку нечто безупречное в плане логики может, тем не менее, считаться ложным в ту или иную эпоху, и, наоборот, логически противоречивое — истинным). Указанная противоречивость, согласно Паскалю, служит цели ослепления отвергнутых Богом и потому лишь косвенно относима к истине как таковой. Подтверждению этого служат примеры святых, преследовавшихся при жизни, но посмертно канонизированных (св. Афанасий, Иоанн Златоуст, св. Тереза и др.).
Фр. 385
1 Л.Брюнсвик считает этот тезис Паскаля весьма примечательным. Здесь провозглашено, что абсолютная истина возможна лишь в негативной форме. Приводимые далее примеры, подтверждающие высказанную мысль, заимствованы из аристотелевского учения о моральной жизни: добродетель есть справедливая середина между двумя порочными крайностями. Для Аристотеля добродетель представляется не знающей избытка, а потому ее поиск уподобляется чистому созерцанию истины. Для пирроника подобная чисто теологическая добродетель представляет собой химеру.
Фр. 388
1 Речь идет о позволительности категорического утверждения в вопросе о том, спим мы или бодрствуем в тот или иной момент, т.е. существуют ли надежные критерии отличения сна от яви. См. Д. VI: I.
2 См. Монтень. Апол., с. 389.
Фр. 389
1 Еккл. 8: 17.
Фр. 390
1 Этот небольшой фрагмент — квинтэссенция паскалевского богооправдания. Л.Брюнсвик отмечает, что здесь приведены наиболее сильные доводы, которые могут быть выдвинуты против христианства и в особенности — против янсенизма последовательно рационалистической
480
точкой зрения. Справедливо ли поступал Бог, обрекая столько своих собственных созданий на осуждение или возлагая на нас столь очевидно несоразмерные нашим способностям обязательства? Однако судить божественную справедливость можно, лишь когда знаешь определение абсолютной справедливости. Эту-то суетную претензию и должен развеять пирронизм. Следовательно, пирронизм препятствует человеку восставать против Бога.
Фр. 396
1 Под инстинктом здесь понимается память о блаженном состоянии, предшествующем первородному греху, а опыт есть то, что указывает на сегодняшнее ничтожное состояние. См., напр., Д. X: IV; XXII: LIV.
Фр. 403
1 Т.е. устроить жизнь на началах милосердия, веры и тд.
Фр. 408
1 Монтень. I, 9, с. 36.
Фр. 410
1 См. Д. II: V.
Часть VII
Мораль и Учение
Фр. 426
1 Речь идет о суетности человека, ставящего всевозможных идолов на место утраченной некогда подлинности жизненных основ (см. фр. 81).
Фр. 440
1 Т.е., чтобы обратился к чему-то более высокому, чем он сам, и перестал считать последней истиной привычные для себя порядки.
Фр. 447
1 «Никто не счастлив прежде, чем умрет» (Овидий. Метаморфозы. III, 135). Этот стих цитируется и Монтенем (I, 19, с. 74).
Фр. 448
1 В манускрипте значится «Мартон», однако запись делалась не рукой Паскаля, и потому Л.Брюнсвик счел возможным дать такой вариант. Митон Домье (1618-1690) — светский знакомый Паскаля (см. Кляус. с. 99).
Фр. 453
1 «Состав зла» — см. Пс. 102: 14. Л.Брюнсвик и Э.Авэ единодушны в том, что слово «figmentum» употребляется здесь в значении, аналогичном приводимому в указанном псалме: «quoniam ipse cognovit figmentum nostrum» — «ибо Он знает состав наш, <помнит, что мы — персть>».
481
Фр. 454
1 Л.Брюнсвик поясняет, что под «они» подразумеваются те порядочные люди, которые хотели приемлемое для них согласовать с общественной пользой. Но в пределах земной жизни гармония поступка и замысла невозможна.
Фр. 457
1 I Кор. 9: 22.
Фр. 460
1 I Кор. 1: 31. — «Хвалящийся, хвались Господом».
Фр. 466
1 Ин 14: 6. — «Дорога, истина». Л.Брюнсвик: «Эпиктет обладал знанием, но, чтобы прийти к цели, недостаточно лишь видеть путь, нужны силы, чтобы этот путь проделать. Следовательно, в подобного рода вещах нельзя ограничиваться самим по себе указанием: необходима воля. А воля исходит от Бога».
2 Согласно Л.Брюнсвику, под недостатками Зенона подразумевается бессилие стоиков в деле обоснования истины и блаженства.
Фр. 467
1 Эпиктет, Беседы. IV, 6. См. фр. 80.
2 Эта максима является одним из основных принципов философии Эпиктета.
3 См. Д. VI: I.
Фр. 473
1 См. I Кор. 2. Развитие этой мысли — в следующем фрагменте.
Фр. 489
1 Паскаль пытается здесь, вопреки собственным заявлениям об ограниченности разума, дать некое логичное разрешение проблемы первородного греха и божественной справедливости. Такая проблема не может в принципе быть разрешенной рациональными средствами; и пока Паскаль ведет подобного рода рассуждения, он ничем не отличается от поносимых им философов. Правда, соблазн порассуждать о первородном грехе не менее велик, чем сам этот грех, а значит, следует с пониманием относиться к виду «суетно» философствующего Паскаля.
Фр. 490
1 Л.Брюнсвик интерпретирует этот фрагмент следующим образом: люди думают, будто божественная справедливость только попускает человеческие действия пропорционально достоинству каждого. На деле же она сотворяет достоинство (т.е. первоначально вызывает к жизни) или, иными словами, дарует благодать, приводящую к спасению. Божественная справедливость исполняется после, а не до нашего существования; она характеризуется не тем, что распределяет и упорядочивает, но своей творящей и конститутивной природой.
482
Фр. 499
1 Св. Тереза (1515-1582) — испанская монахиня, преследуемая при жизни инквизицией, но посмертно, в 1622 г., причисленная к лику святых. Наряду со св. Иаковом почитается небесной заступницей Испании. Отличалась изяществом слога, создав классические образцы испанской литературы эпистолярно-нравоучительного жанра.
2 См. Лк. 18: 9-14.
Фр. 504
1 Л.Брюнсвик дает следующий вариант заполнения лакуны: «Эти действия вводят нас в заблуждение, поскольку Божий Дух нисходит там и тогда, где и когда Ему угодно. Как только благодать покидает праведника, воля последнего вдруг начинает ощущать себя бессильной и бесплодной».
Фр. 506
1 Грехи происходят от злонамеренности человека, а не от воли Бога. Но сам факт любого греха означает недостаток милосердия, даруемого Богом, т.е. на деле — оставленность божеством. Потому ужасны даже малейшие прегрешения.
Фр. 512
1 Речь идет об евхаристии.
2 Автор, которого Паскаль стремится опровергнуть, полагает физическую природу целиком преображенной в теле Христа. Однако тело Христово не может быть полностью тождественным природе евхаристии, ведь объединение духа и тела иногда предполагает простую рядоположенность этих двух субстанций, и контакта между ними вовсе недостаточно, чтобы с уверенностью говорить об ассимиляции. Напротив, в материальном состоянии вещи непроницаемы друг для друга. Численное тождество (выражение Аристотеля, противоположность качественного тождества) предполагает тождество материальное, т.е., чтобы две вещи составили одну, они должны быть одной природы, как, например, тело и тело, вода и вода.
Фр. 513
1 Мк. 11: 24.
2 Мысль, восходящая к янсенистскому тезису об изначально избранных и изначально отвергнутых. Не только праведность человека даруется благодатью, но и само стремление обратиться к Богу происходит от того же источника. В человеке вообще нет ничего благого, что бы не даровалось свыше.
3 Речь идет о том, что человек достоин быть спасенным. Но, согласно трактовке Л.Брюнсвика, здесь имеется двусмысленность: указанное достоинство человека всецело зависит от заслуг Иисуса Христа, который, отдав жизнь за людей, обеспечил им возможность спастись. Т.е. заслуги
483
человека, способствующие спасению души, фактически являются заслугами Спасителя.
4 Мф. 7: 7.
5 Рим. 9: 6-8.
Фр. 518
1 Ис. 45: 15 — «Бог сокровенный».
Фр. 519
1 Ин. 8: 31-33 — «Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус <уверовавшим в него иудеям>: «Если пребудете <в слове моем>, то вы Истинно мои ученики <и познаете истину>, и истина сделает вас свободными». Ему отвечали: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому и никогда».
Фр. 522
1 Согласно Новому Завету, закон (имеется в виду закон Моисея) дается лишь для обличения грешника в его грехе. И потому в самом по себе законе нельзя найти опору для исполнения всех предписываемых им требований. Закон вообще неисполним для человека, и делами закона оправдаться (Рим. 3: 20) никто не сможет. Благодать же не только обязывает, но, присутствуя в человеке, непосредственно направляет волю к правильным поступкам.
Фр. 531
1 Лк. 12: 47.
2 Апок. 22: 11. — «Праведный, да творит правду еще».
Фр. 540
1 Речь идет о том, что предмет упований христианина, согласно Паскалю, не только требует воздерживаться от греховности, но и не должен казаться какой-то далекой целью. Христианам нечего бояться возможности неисполнения своих надежд, ибо» отстраняясь от греха, они уже тем самым непосредственно обретают определенную долю чаемого.
Фр. 542
1 В примечании Л.Брюнсвика говорится, что порядочные люди, если они далеки от религии, полагают предмет своего удовольствия в вещах индивидуальных, частных и потому в своем счастье оказываются перед альтернативой либо быть ненавидимыми, когда лишают подобных вещей кого-то другого, либо несчастными, когда сами их лишаются. У христианина же никогда нельзя отнять то, что делает его счастливым.
Фр. 547
1 I Кор. 1: 21.— «ибо <когда мир своею> мудростью не познал <Бога в премудрости Божией, то> угодно было Богу юродством проповеди спасти <верующих>».
484
Фр. 549
1 «Будучи по природе наилучшим, становятся наихудшим, когда приписывают сами себе то, посредством чего причастны наилучшему».
Фр. 551
1 Л.Брюнсвик считает, что эта фраза принадлежит самому Паскалю: «Удостаиваясь чаще ударов, нежели поцелуев, не испытываю страха, но люблю».
Часть VIII
Основания христианской религии
Фр. 570
1 Иисус не обладал светской властью (см. прим. 2 к фр. 587) и часто изъяснял свои мысли притчами (см. Мф. 13: 10-16). Иудеи же ожидали Мессию, который должен был явиться в блеске славы и мирского могущества, т.е. несомненным, «не иносказательным» образом (см. прим. 1 к фр. 587).
Фр. 573
1 Ин. 12: 39.
2 Ис. 6: 9.
Фр. 587
1 «Помазанник» по-древнееврейски — «Машиах», таким был титул израильских и иудейских царей, должный свидетельствовать о неземном происхождении царской власти, поскольку помазанник есть помазанник Божий. Поэтому «Машиах» (в греческой передаче — «Мессия»), провозвещенный в Ветхом Завете, для евреев был даже чисто этимологически связан с атрибутами реального царского могущества. Среди размышлений Паскаля на эту тему весьма показателен фр. 752 (о Давиде).
2 Исайя, сын Амоса (не путать с одним из ветхозаветных пророков), к царствующему дому не принадлежал. Речь, очевидно, идет о том, что в его книге впервые появляется образ Царя-Мессии Эммануила. Паскаль, возможно, употребляет словосочетание «принц крови» по отношению к Исайе с целью подчеркнуть близость пророка к предвещенному им Мессии.
Часть IX
Непрерывность
Фр. 592
1 Речь идет об иудеях. В первой фразе говорится о язычниках.
485
Фр. 594
1 См. прим. 1 к Д. XXII: ХLVI.
2 Монтень. III, 6, с. 125-126.
3 См. Д. XII: III.
Фр. 596
1 Ин. 5: 31.
Фр. 597
1 В «Коране» не фигурирует имя Матфея, однако содержатся порой довольно одобрительные высказывания как об апостолах Исы в целом, так и о самом основателе христианства (см. 5: 50; 61: 41).
2 Т.к. не верит в истинность апостольской проповеди.
Фр. 598
1 Сура 43: 69-73; 69: 20-24. См. также Монтень. Апол., с. 453.
Фр. 609
1 Традиционный евангельский мотив внешне лицемерной чистоты фарисеев: Лк. 11: 34-42.
Фр. 611
1 Филон Александрийский (ок. 20 г. до н.э. — 50 г. нэ.)—известнейший философ и теолог, представитель эллинистического иудаизма.
Фр. 618
1 По поводу отношения Паскаля к библейской хронологии см. прим. 5 к Д. XII: I.
Фр. 623
1 Речь идет о генеалогии сыновей Ноя в Книге Бытия (10: 2-5).
2 Быт. 48: 13-14.
Фр. 627
1 Иошуа, т.е. Иисус Навин, преемник Моисея. Под руководством Иисуса Навина, согласно Библии, был завоеван Ханаан.
2 Иисус в переводе с древнееврейского — «спаситель».
Фр. 629
1 Речь идет об Иосифе Флавии (род. ок. 37 — ум. после 100 г.) — иудейском военачальнике времен восстания против римлян (66-71 гг.), впоследствии — знаменитом историке.
2 Чис. 11: 29. Полный текст: «...не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками...»
3 Чис. 11: 11-15.
Фр. 633
1 О выдумке Ездры см. прим. 1 к фр. 634.
2 Ссылка на книгу Иосифа Флавия «Иудейские древности».
3 Ис., гл. 52.
486
4 В упомянутой выше (см. прим. 2) книге Иосифа Флавия, посвященной иудейской истории, с именем Ездры не связывается какого-либо воссоздания древнего закона.
Фр. 634
1 «„Выдумка" Ездры представляет собой рассказ из IV книги, согласно которому Ездра восстановил и упорядочил Писание, сгоревшее во время событий, связанных с вавилонским пленением (см. II Парал. 36: 11-21), будучи руководим Богом. Эта выдумка дает повод сомневаться в аутентичности Писания, почему католицизм и отвергает последние книги Ездры (III и IV) как неканонические. Паскаль, в свою очередь, в соответствии с решениями Тридентского Собора, присоединяется к официальной точке зрения своей церкви». — Л. Брюнсвик.
2 Легенда о 70-ти переводчиках Торы на греческий, создавших т.н. Септуагинду. Идентичность текстов, представленных всеми семьюдесятью (работавшими в строгой изоляции), которая якобы имела место, послужила доказательством божественности Писания. Согласно рассказу Аристея, перевод Пятикнижия был выполнен в царствование Птолемея II Филадельфа (285-247 гг. до н.э.).
Часть X
Образность
Фр. 644
1 Быт 3: 15.
2 Быт. гл. 6.
3 Быт. 12: 1-9.
4 Между Симом и Моисеем 15 поколений, причем, согласно библейской хронологии, Сим не мог жить в те времена, когда родился Моисей. Восстановить родословие от Сима до Моисея позволяют указания, содержащиеся в Быт. гл. 11; 21: 5; 25: 26; 29: 34; Исх. 6: 16-20; 7: 7.
Фр. 647
1 В связи с этим фрагментом Л.Брюнсвик как на источник паскалевских идей указывает не на средневековую теологию, которую сам мыслитель признавал в качестве собственного основания, а на янсенистские постулаты, например, следующее положение Янсения: «Ветхий завет имеет образную природу».
Фр. 648
1 Согласно Л.Брюнсвику, первое относимо к плотским евреям, второе — к базирующимся лишь на воображении апокалиптикам.
Фр. 651
1 Учение преадамизма было создано в 1655 г. кальвинистом И. де Пейрером и заключалось в том, что Адам был предком не всего
487
человечества, а только иудейского народа. Осуждено как протестантами, так и папой Александром VII.
2 Представители секты верующих в тысячелетнее земное царствование Христа, которое будет предварять собой страшный суд. Основанием доктрины послужило место из Апокалипсиса ап. Иоанна (20: 4-6).
3 Согласно указанию Л.Брюнсвика, эти размышления возникли у Паскаля в результате чтений Pugio Fidei, трактата каталонского монаха XIII века Раймунда Мартина, направленного против античной мудрости, иудеев, мусульман, христиан-еретиков.
4 Мф. 24: 34.
5 II Пар. 1: 14.
6 Скорее всего намек на человеческую природу Соломона и божественную установленность царской власти, не зависящую от личностей на престоле (см. прим. 1 к фр. 387).
Фр. 653
1 Напр., Дан. 3: 94.
Фр. 654
1 Лк. 14: 12.
2 Ср. Рим. 5: 14.
3 Имеется в виду разрушение Иерусалима Титом в 70 г.
4 См. Д. XXII: XXIX.
Фр. 655
1 По свидетельству Л.Брюнсвика, Э.Авэ находил источником этих аллегорий одно из мест Бл. Августина (Dе Genesi contra manichaeos 1, 23): «Шесть эпох мира соответствуют шести дням творения в книге Бытия, с их утренним и вечерним временем. Шесть утр (или шесть рассветов) суть творение, отплытие Ноева ковчега, призвание Авраама, царствование Давида, переселение в Вавилон, предсказание Иисуса Христа. Шесть вечеров — потоп, смешение языков и тд. Отцы — Авраам, Ной и тд., правда в тексте Августина нет патриарха, который соответствовал бы пятой эпохе. Третья эпоха, отождествляемая с отрочеством, т.е. с таким переходом жизни, когда человек обретает способность порождать потомство, была эпохой порождения народа Божьего, дотоле еще не существовавшего. Она насчитывала 14 поколений, как и две последующих, в то время как две предыдущие включали в себя лишь по десять поколений каждая. Первая и вторая эпохи соответствуют двум периодам детства, т.е. времени, когда человеческая жизнь заключена в сфере чувственного. В силу этого 5 (число различных видов чувств, имеющихся у человека), умноженное на 2 (число полов), как раз и дает десять. Последняя эпоха мира не имеет наперед известного предела, подобно человеческой старости».
488
Фр. 656
1 Рим. 5: 14. — «Образ будущего».
Фр. 657
1 Исх. 2: 11-14. Согласно Л.Брюнсвику, здесь мы встречаемся с примером образов, именуемых Паскалем частными, поскольку они соотносятся со специфическими событиями, а не с сутью христианства. Они призваны указывать на аутентичность тех образов и пророчеств, которые обладают всеобщей природой.
Фр. 658
1 Мк. 7: 32-35.
2 Лк. 11: 14.
3 Ин. гл. 9.
4 Мф. 9: 2-7.
5 Ин. гл. 11.
6 Мф. 9: 32-34.
Фр. 660
1 По мнению Л.Брюнсвика, «вы» в данном фрагменте соответствует «мы»: «вы» здесь — обращение к людям вообще. Бог отсутствует в человеке в силу испорченности людской природы» но в то же время и присутствует в нем, поскольку указанная природа, ныне испорченная, является благой по своей изначальной сущности. Подобная мысль объяснялась на примере раввинов следующим образом: для плотских иудеев, ищущих в святых книгах лишь угодных вожделению образов, Бог там ненаходим. Открыт же Он только для милосердия, вооруженного пониманием духовного смысла Писания. См. Д. XIV: XVII.
Фр. 661
1 Мк. 1: 14-15; Мф. 3: 2.
Фр. 663
1 В комментарии Л.Брюнсвика говорится, что основанием названного сходства является тот факт, что милосердие и алчность суть две формы любви и потому обнаруживают себя одинаковым образом. Но ничто не является столь несхожим, как они, ибо различны объекты их устремлений. Милосердие сопряжено с Богом, который суть Верховное Благо, алчность же — с человеческим Я, источником эгоизма и всякого греха.
2 Паскаль проводит ту мысль, что если бы евреи признали Мессию, то ложными оказались бы пророчества относительно Его непризнания. См., напр, Д. XIII: XIV; фр. 762.
Фр. 667
1 Пс. 44: 4. — «Сильнейший». Русский синодальный перевод этого места несколько отличается от латинского текста Вульгаты.
489
Фр. 668
1 Лист рукописи здесь разорван, и недостающие слова восстанавливались по смыслу Л.Брюнсвиком.
Фр. 674
1 Исх. 25: 40.
2 Евр. 8: 5.
Фр. 681
1 Ин. 4: 23. — «Истинные поклонники».
2 Ин. 1: 29. — «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира».
Фр. 686
1 Содержание этих оппозиций раскрыто в последующих фрагментах.
Фр. 688
1 См. прим. 1 к Д. XVIII: III.
Фр. 691
1 В данном случае Паскаль использует слово «каббала» в смысле эзотерической доктрины, которая непостижима для непосвященного.
2 Л.Брюнсвик говорит, что, в понимании Паскаля, не всякая затемненность суть тайна. Тайна присутствует лишь там, где затемненность скрывает глубокую истину.
Часть XI
Пророчества
Фр. 694
1 Л.Брюнсвик считает, что продолжением этой мысли должен был послужить пассаж о смертном часе — пребывая перед лицом смерти, уже никто не станет сваливать на случай исполнение пророчеств и другие религиозные вопросы. Т.е. на определенном этапе жизни истина сама прорывается сквозь препятствия злого начала в человеке, поскольку близость конца нельзя не почувствовать, как, впрочем, и отдалить.
Фр. 695
1 Плутарх. De Defectu oraculorum. XVII.
Фр. 697
1 «Читай о предвещанием. — Наблюдай свершившееся. — Предполагай имеющее свершиться».
Фр. 698
1 Иосиф Флавий.
Фр. 699
1 Иоанн Креститель.
490
Фр. 704
1 Паскаль подчеркивает ту мысль, что только после разрушения храма римлянами и рассеяния в среде еврейского народа в основном прекратились отступления от веры в пользу чужих религий. Ветхий же Завет полон гневных филиппик, адресовавшихся пророками сынам Израилевым, то и дело сбивающимся с пути истинного. После Христа религиозное рвение иудеев якобы служило источником сопротивления истине Нового Завета, поэтому дьявол и оставил свои козни.
Фр. 711
1 Быт. гл. 49. Пророчество о Мессии — стих 10.
2 Быт. 48: 8-19.
3 Ефрем (Эфраим) — после смерти Соломона единое государство иудеев распалось на два царства — северное Израильское, объединявшее десять колен, и южное Иудейское. Основу южного составляло колено Иуды, северного — колено Ефрема.
4 Быт. 50: 22-25.
5 Втор. 34: 1-15.
6 Чис. 24: 7-8, а также Ос. 11, 1.
7 Втор. 30: 16-18.
8 Втор. 31: 3-6.
9 Втор. 31: 24-29.
10 Втор. 32: 20-26.
11 Чис. 34: 16-29.
12 Втор. 1: 1-18.
13 Втор. 4, 41-43.
Фр. 714
1 Втор. 12: 5-28 (см. также III Цар. 5: 3-5) — «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему». По еврейским же установлениям, приносить жертву можно было лишь только в храме и нигде больше.
2 Глава из книги «Второзаконие».
3 Втор. 3: 6-24.
4 Ис. 45: 15.
5 Ис. 6: 9; Ин. 12: 40.
Фр. 715
1 Т.е. иудеи.
2 Ам. 2: 6; Зах. 11: 7-14.
3 Гроций Гуго (1583-1645) — известный голландский правовед.
Фр. 717
1 Иер. 13: 13.
Фр. 719
1 Быт. 49: 10.
491
2 Ирод Великий (73-4 гг. до н.э.) по происхождению был идумеянином, то есть не только не принадлежал к колену Иудину, но вообще был чужеземцем для всех иудеев.
3 После смерти Ирода Великого, согласно его собственному завещанию, территория царства была поделена на четыре части между сыновьями покойного. Т.е. фактически царя у иудеев не стало. Ирод Антиппа (22 г. до н.э. — 39 г. н.э.), фигурирующий в евангельских эпизодах, связанных с казнью Иоанна Предтечи и распятием Иисуса, был т.н. «четверовласником», «тетрархом», владеющим только Галилеей и Переей.
Фр. 731
1 Пс. 110: 1. Паскаль интерпретирует этот стих в следующем смысле: поскольку Христос в последние дни будет только по правую руку от Бога-Отца, то оказываются совершенно беспочвенными иудейские ожидания могущественного царя в качестве Мессии.
Фр. 732
1 Иер. 31: 34.
2 Иоил. 2: 28.
3 Иер. 31: 33.
Фр. 734
1 Дан. 2: 34.
Часть XII
Доказательства Иисуса Христа как Мессии
Фр. 738
1 Дан. 8: 22.
2 См. Дан. 9: 23-24.
3 Речь идет о знаменитом пророчестве Иакова (Быт. 49: 10), где говорится, что скипетр (т.е. царская власть) не отойдет от потомства Иуды до самого пришествия Мессии. Ирод Великий, царствовавший, когда, согласно Евангелиям, родился Христос, не принадлежал к колену Иуды. См. прим. 2 к фр. 719 и прим. 1 к фр. 179.
Фр. 741
1 Иов 19: 23-25. — «Если бы дано было мне... А я знаю, Искупитель мой жив». Русский синодальный перевод отличается от текста Вульгаты, которым пользовался Паскаль.
Фр. 743
1 Книга Руфи и рассказ о Фамари (Быт. 38) напоминают не столько священные тексты, сколько произведения художественной литературы. Почему они тогда сохранены в каноническом варианте Библии? Согласно Э.Авэ, Паскаль подразумевал следующие ответы на свои вопросы:
492
«Книга Руфи сохранена по причине генеалогии, которая ее завершает. Указанная генеалогия свидетельствует, что, с одной стороны, Давид происходит от Овида, сына Вооза и Руфи, и, с другой, что Вооз происходит от Фареса, сына Иуды, как это видно из истории Фамари (Быт. 38: 28-29). Стало быть, Давид, а, следовательно, и Иисус Христос (потомок Давидов, согласно Евангелию) суть прямые потомки Иуды; но, по содержащемуся в пророчестве Иакова (Быт 49: 10) указанию, именно от Иуды должен был произойти Мессия. Таким образом, Иисус Христос, вопреки иудейским домыслам, как считает Паскаль, суть подлинный Мессия».
Фр. 747
1 Речь идет об одной из глав задумывавшейся Паскалем «Апологии». Непрерывность существования христианской религии служит, по мнению мыслителя, одним из доказательств этой религии. См. Д. IX: VII-X.
Фр. 748
1 Т.е., чтобы отвергнуть Его и тем подтвердить, что в Нем сбылись пророчества о Мессии. См. Д. XVII: V.
Фр. 752
1 Быт. 18: 1 и далее.
2 Быт. 3: 1-7.
3 Напр., Быт. 49: 10; Чис. 24: 7-8. Указанием на Мессию традиционно принято считать ст. 15, 3-й гл. Книги Бытия.
4 Речь идет о книге Псалмов, авторство которой традиция приписывает Давиду.
5 Иоанн Креститель.
Фр. 756
1 Ин. 12: 37-43.
Фр. 759
1 Злобность здесь выступает эквивалентом ослепленности. См. фр. 506, 556, 756; Д. XXII: XIX.
Фр. 762
1 См. Д. XVII: V.
Фр. 763
1 См. Д. XV: IV.
Фр. 765
1 См. Д. X: IV; фр. 512.
Фр. 770
1 Мк. 12: 6.
2 Цельс (II век н.э.) — античный писатель, известный своей книгой «Истинное слово» («Sermo verus», написана ок. 150 г.), которая является
493
одним из наиболее значительных антихристианских произведений, созданных языческими авторами. Понятно, что Цельс вызвал на себя шквал ответной критики. Так, его опровержению был посвящен знаменитый труд Оригена «Против Целься» (в 8-ми книгах). Значительные выдержки из «Истинного слова», как они дошли до сегодняшнего читателя, можно найти в издании: Ранович А.В. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
Фр. 777
1 In communit — «в общем», in particularit — «в частности».
2 Полупелагеане — группа церковных деятелей V в., стремившихся представить компромиссную платформу для пелагиан и августинианцев. Согласно полупелагианам, грех Адама лишь ослабил, но не отменил человеческую свободу; для спасения же нужны совместные усилия как человеческой воли, так и божественной благодати. Паскаль говорит здесь именно о полупелагианском понимании благодати, которая, согласно рассматриваемому учению, дана не всем, но лишь избранным.
3 Фрагмент посвящен теме присутствия греха в человеке. Согласно Паскалю, вся целиком человеческая природа испорчена, по кальвинистским же воззрениям некоторые предопределены к греху, некоторые — нет.
Фр. 778
1 Мк. 1: 5. Полный текст: «Все царство Иудейское и все иерусалимитяне приходили к нему, и в реке Иордане крестились от него, и признавали грехи свои».
2 Мф. 3: 9.
Фр. 779
1 Мк. 4: 12. — «Да не обратятся и прощены будут им грехи».
Фр. 780
1 Мф. 26: 50 — «Друг, зачем пришел ты?*
2 Мф. 22: 12.
Фр. 781
1 Мф. 5: 45.
2 Рим., главы 10, 11.
3 Л.Брюнсвик в этой связи приводит одно из пяти янсенистских положений, заслуживших осуждение официального Рима: «Иисус Христос суть Искупитель всех, за исключением нежелающих быть искупленными в силу своей обольщенности рабством у греха либо вновь возвратившихся к прежнему рабству после искупления». Приведенный янсенистский постулат прямо соответствует рассматриваемой паскалевской мысли — Иисус Христос действительно искупил всех, кто захочет к Нему прийти, но вот само число тех, кто таки захочет, установлено наперед и, следовательно, Царство Небесное — не для всякого. А значит, нет и смысла, если согласиться с подобным ходом рассуждения, упрекать
494
Искупителя за то, что Он всего лишь предоставил шанс, но отнюдь не даровал этим шансом воспользоваться.
Фр. 785
1 Имеется в виду Иосиф-плотник, муж Марии.
Фр. 788
1 III Цар. 19: 18. «А в Израиле оставил Я семь тысяч — все колена, не склонившиеся перед Ваалом», — слова Бога пророку Илии, считавшему, что лишь он один не отвернулся от истинной веры.
Фр. 794
1 Поскольку, согласно Паскалю, Иисус Христос пришел не просветлять только, но и просветлять, и ослеплять. Потому лишь чистые сердцем смогут постичь свидетельствующие о Нем образы. См. Д. X: IV.
Фр. 799
1 См. Монтень. II, 20, с. 602.
Часть XIII
Чудеса
Фр. 807
1 Л.Брюнсвик поясняет этот фрагмент следующим образом: «Либо учение пребывало в чистоте, либо Бог являл Себя с помощью чудес».
Фр. 810
1 Л.Брюнсвик считает, что эта мысль служит комментарием к части фр. 808 (см. Д. XXI: III).
Фр. 812
1 С точки зрения Л.Брюнсвика, в текстах Августина такой фразы не содержится. Однако издатель, вслед за Э.Авэ, указывает на гл. XXII «О Граде Божьем», где содержится размышление о роли чудес в становлении христианской религии.
Фр. 813
1 Монтень. III, 11, с. 231-237.
2 Монтень. II, 30, с. 633. В этой главе наглядно обнаруживаются принципы монтеневского скептицизма. Каким бы странным нечто не казалось нашему восприятию — не нам о том судить. Бог не дает нам познания всего порядка вещей.
Фр. 814
1 См. фр. 813.
495
Фр. 819
1 Ватабль Франсуа (ум. в 1547) — зачинатель иудаистики во Франции, профессор Колеж де Франс (1530); к числу работ ученого принадлежит также и перевод Библии, на который, очевидно, ссылается Паскаль.
2 «Чудо», «уподобление».
Фр. 820
1 Мф. 12: 25; Лк. 11: 17. — «Всякое царство, разделенное...»
2 Лк. 15: 20.— «Если именем Божьим <изгоняю я демонов, то> Царствие Божие пришло к вам».
Фр. 822
1 Гедеон — один из судей Израилевых, под руководством которого были одержаны победы над мадианитянами. Согласно Библии, с ним, как и с Авраамом, разговаривал Бог. См. Суд. главы 6-8.
2 Донатисты — сторонники чистоты традиций африканской церкви, оппозиционно настроенные к Риму и жестоко за это преследуемые императорскими властями. Движение донатизма получило свое название от имени идейного вождя, епископа Доната (IV век).
Фр. 823
1 Согласно комментарию Л.Брюнсвика, присущая человеку уверенность исходит не от человека. Последнему свойственно лишь искать разумные основания для своей уверенности, которой, впрочем, не достичь с помощью одних разумных оснований. «Вера не должна противоречить разумным основаниям, но этих оснований еще недостаточно для укрепления веры».
Фр. 825
1 Л.Брюнсвик расшифровывает эту ссылку на «Сумму теологии» Фомы Аквинского: часть I, вопрос 113, глава 10, ответ на 2-е возражение.
Фр. 830
1 Т.е. после пришествия Иисуса Христа.
Фр. 831
1 Речь идет о пяти янсенистских положениях, осужденных Римом как еретические. Под событием, выявившим их истинность, Паскаль, очевидно, подразумевает чудо св. Терния. См. Кляус, с. 139-140.
Фр. 832
1 Возражение иезуитов против чуда св. Терния. Суть аргументации в том, что Бог в былые времена явил уже достаточно чудес, чтобы можно было уверовать, а потому сейчас чудеса не нужны, и, следовательно, чудо св. Терния — блеф янсенистов.
2 Паскаль здесь, согласно Л.Брюнсвику, проводит параллель с ситуацией, в которой оказалась церковь в IV веке. Тогда торжествовала арианская ересь, такие люди, как св. Афанасий (см. прим. 1 к Д. XXII:
496
XXIV), отлучались папой от церкви и вынуждены были один на один противостоять еретикам. То же самое наблюдал Паскаль и в свою эпоху: гонимые янсенисты, преследующие их иезуиты (в свою очередь обвиняемые янсенистами в пелагианстве), папа, находящийся на стороне гонителей. Арий, начинавший свою проповедь в последний год правления Диоклетиана (312), умер, как известно, внезапной смертью. Противники арианства усмотрели в этой смерти знак кары, чудесным образом постигшей ересиарха. В указанном смысле и чудо св. Терния — знак вмешательства свыше, своеобразное указание — на чьей стороне пребывает Господь.
Фр. 833
1 «Речь идет о правиле, к которому апеллировали иезуиты и которое в целом признавалось самим Паскалем: после того, как церковь установилась, чудеса не происходят» — Л.Брюнсвик.
Фр. 834
1 «Не потому, что вы видели чудеса, но потому, что вы пресыщены».
2 Ин. 9: 16 — «Не от Бога сей человек, не соблюдающий субботы». — Другие: «Как грешник может творить подобные чудеса?»
3 Имеется в виду Пор-Рояль. Последователи Янсения считали, что в книгах вождя их учения нет положений, сформулированных в том виде, что и осужденные Римом постулаты. В ответ иезуиты стали обвинять янсенистов не только в ереси, но и в упорстве.
4 Ин. 9: 17. — «Что говоришь ты? — Говорю, что Он пророк. Если бы не был Он от Бога, ничего не смог бы сделать».
Фр. 839
1 Ин. 10: 38.
2 Втор. 13: 1-3.
3 Мк. 3: 32.
4 Мк. 9: 39. — «Никто не может творить чудес именем Моим и вскоре после этого злословить Меня».
5 Пор-Рояль.
6 Страдающие различными болезнями совершали паломничества к пор-рояльскому Тернию.
Фр. 840
1 «Тело» здесь употребляется в смысле «церковь». Паскаль считал, что истинная церковь существует от начала мира в лице праведников и пророков и при этом всегда в единстве.
2 Тезис иезуитов, выдвинутый для дискредитации чуда св. Терния.
3 Л.Брюнсвик считает, что эта лакуна может быть заполнена фразой, сходной с мотивом Евангелия от Матфея (12:24) — «Он изгоняет демонов именем Вельзевула».
Фр. 844
1 Имеются в виду иезуиты.
497
2 Л.Брюнсвик отмечает, что традиция способна укрепить веру в ложные чудеса, ибо выступает всегда в виде непререкаемого авторитета. Но если человеку доведется лично стать свидетелем ложного чуда, то он вряд ли обнаружит в подобном вопросе легковерность, поскольку ему будут доступны реальные черты, изобличающие псевдочудесное явление.
Фр. 846
1 Галат. I: 8.
2 См. прим. 1 к фр. 832.
3 Ленганд Клод — иезуитский проповедник, пользовавшийся репутацией весьма красноречивого оратора. Умер в 1660 г.
4 Возражение иезуитов против чуда св. Терния.
5 Исх. 7: 11-12.
6 Пс. 41: 4. — «Где Бог твой?»
Фр. 849
1 «Да и нет». Речь идет о спорности постулатов и очевидности чудес.
2 Св. Ксавьер, — иезуитский миссионер в Южной и Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Хотя его миссионерская деятельность и не увенчалась сколько-нибудь значительным результатом, весьма чтим католической церковью. Этому святому приписывается множество чудес, в частности — воскрешение одной японки.
3 Трудно сказать, кого конкретно имеет в виду Паскаль. Истории известны трое святых с этим именем. 1) Епископ Пуатье — (315-367). За борьбу с арианством получил прозвище Западного Афанасия. 2) Епископ Арля (401-449), дискутировал с августинианцами по вопросу о предопределении и благодати. 3) Родился на Сардинии, в 461-468 гг. — папа. Боролся с ересями Евтихия и Нестория.
4 Ис. 10: 1. — «Презренен устанавливающий среди вас несправедливые законы». Согласно Э.Авэ, этот отрывок направлен против иезуитов, которые исключительно для целей борьбы с янсенистами пытаются доказать, что либо Бог не творит уже чудес вообще, либо не может ниспослать их янсенистам.
5 Выпад против иезуитов. Далее речь идет о несправедливом отношении к янсенистам.
6 Ведь обратное может оказаться вполне справедливым при определенных условиях, если применить аппарат пробабилистской морали. Критика Паскалем подобных «достижений» науки о нравственности содержится в «Письмах к провинциалу» (письмо 7).
Фр. 851
1 Ин. гл. 9.
2 II Кор. гл. 12.
3 Ин 15: 24. — «Если бы я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха».
498
4 См., напр., Быт. 18: 1-3; 21: 1 и далее; 22: 1; Суд. 6: 21.
5 Иудифь. 7: 19; 8: 1.
Фр. 853
1 Паскаль, обращаясь к иезуиту, очевидно, обыгрывает название одной из глав монтеневских «Опытов» (1, 32): «О том, что судить о божественных предначертаниях следует с величайшей осмотрительностью».
2 Деян. гл. 18.
Фр. 855
1 Т.е.иезуиты.
Часть XIV
Добавление: полемические фрагменты
Фр. 860
1 Янсенистами.
Фр. 865
1 См. Д. XXII: XIII.
2 Здесь Паскаль зло иронизирует над гибкостью иезуитских жизненных принципов, не полагающих предела беззастенчивости и готовности защищать что угодно, лишь бы это сулило определенные выгоды.
Фр. 866
1 Возможно, речь идет о католических и протестантских взглядах на статус священника (целибат и др.).
Фр. 867
1 Паскаль употребляет слово «церковь» в двух значениях. В первом случае говорится о конкретно-историческом явлении церкви определенной эпохи, во втором — о непрерывно существующем, проходящем через всю историю от сотворения мира сообществе чтущих истинного Бога.
Фр. 869
1 Речь идет о янсенистах.
Фр. 878
1 «Крайняя правота суть крайняя несправедливость». Л.Брюнсвик указывает, что данная фраза взята из произведения Шаррона «О мудрости» (I. I, гл. XXVII, разд 8).
2 Фронда (1648-1652) — серия антиправительственных выступлений третьего сословия и части аристократии против режима кардинала Маззарини.
499
Фр. 879
1 Ин. 21: 16. — «Паси овец Моих», не «твоих».
2 Ин. 6: 56-57. В контексте цитируемого евангельского фрагмента эта фраза, вероятнее всего, высказывается от имени Иисуса.
Фр. 882
1 Общество Иисуса — название иезуитского ордена.
Фр. 884
1 Паскаль перечисляет следствия из пробабилистской морали.
Фр. 885
1 III Цар. 12: 31.
Фр. 887
1 См. Д. XXII: ХLII. Т.е. сходство у янсенистов с протестантами, согласно Паскалю, лишь кажущееся.
Фр. 888
1 Паскаль имеет в виду предвещенность в пророчествах того зла, которое поразило современную ему церковь, подразумевая зло иезуитизма. Клир поражен грехом, опирается в своих неправедных действиях на власть светских владык, сам папа введен в заблуждение и принял сторону иезуитов. Но, несмотря на это, церковь должна существовать. Залогом ее существования служит наличие искренне верующих, и Паскаль выражает упование, что упомянутым людям Бог не даст ввергнуться в общераспространенное греховное состояние. См. фр. 882, 883, 885, 889.
2 II Пет. гл. 2.
Фр. 892
1 Этот фрагмент весьма неясен. Вот версия раскрытия его смысла, предложенная Л.Брюнсвиком: «Если, расходясь во взглядах с иезуитами, мы, янсенисты, их осуждаем, то вы, еретики, в этом правы. Абсолютное единообразие церкви бесполезно для тех, кто в церкви не состоит, поскольку не содержит в себе для таких людей никакой выгоды и никакой значимости. Абсолютное различие разрушает саму по себе церковь. Абсолютное единообразие вредно для внешних церкви сил, поскольку сплачивает церковь; абсолютное различие — для внутренних, поскольку наносит ущерб единству церкви».
Фр. 897
1 Ин. 15: 15.
Фр. 899
1 Мф. 12: 30
2 Мк. 9:39
Фр. 900
1 Отвергнутые Богом никогда не постигнут Писания. См., напр., прим. 1 к фр. 756, а также Д. XVII: VII; ХХII: XIX.
500
Фр. 902
1 Шез Фелье де ла — секретарь герцога де Роаннэ. См. Кляус, с. 277.
2 Ср. фр. 384.
3 Св. Иоанн Хрисостом (Златоуст) — 344-407 гг. — один из авторитетнейших греческих Отцов церкви, отличавшийся незаурядным ораторским мастерством. Первоначально готовил себя к карьере адвоката, но затем принял христианство и удалился в Сирийские горы. Впоследствии стал священником в Антиохии, а в 397 г. — епископом в Константинополе. Боролся с ересями. Обличением пороков клира и императорского двора приобрел многочисленных недоброжелателей, среди которых была и императрица Евдоксия. Вследствие интриг изгнан из столицы, однако в 403 г. возвращен по требованию народа. В 404 г. сослан вторично (в Закавказье, где и умер).
Фр. 904
1 См. прим. 3 к фр. 921, а также Кляус, с. 151.
Фр. 907
1 Казуисты (от лат. causa — причина) — специалисты по вопросам применения общих положений христианской морали к тем или иным ситуациям. До выхода в свет «Писем к провинциалу» казуистика считалась вполне солидным и даже почтенным занятием, но паскалевское ее разоблачение как формы бессовестности, лицемерия и лжи прочно закрепило в сознании просвещенной Европы негативный образ казуиста, сохранившийся и по сей день. Под казуистами стали понимать ловких и бесчестных людей, с помощью различного рода ухищрений способных оправдать любые поступки (см. пробабилизм). Ироническое изображение «сокровищ» иезуитской нравственности см., напр., Вольтер. Философские повести. М., 1988, с. 320. См. также Кляус, с. 146-151.
Фр. 908
1 Непереводимая игра слов. По-французски «вероятность» («probabilité») и «вероятно ли» («est-il probable») одного корня с «пробабилизмом».
2 Человек не может быть ни в чем уверен абсолютно, но страстный поиск истины дает шанс обрести внутреннее спокойствие. Указанный поиск — максимум того, что в данном вопросе доступно людям.
Фр. 909
1 Т.е. орден иезуитов.
2 Человек, согласно Паскалю, не может быть ни в чем абсолютно уверенным, но все же имеет шанс обрести внутреннее спокойствие, если страстно ищет истину (см. пред. фр.). Такой поиск — единственное, что доступно человеческим силам, когда встает вопрос об истине. А поэтому не следует безоговорочно верить мнениям кого бы то ни было (даже папы — см. 882), поскольку это удаляет от личного искания истины.
501
Фр. 910
1 Паскаль имеет в виду иезуитов, с помощью казуистических ухищрений доказывавших правомерность дуэлей. См. Кляус, с. 49.
Фр. 911
1 Рим. 12: 21. — «Победи зло добром».
Фр. 912
1 Л.Брюнсвик следующим образом трактует эту мысль: «Все разговаривают на каком-либо языке, но отнюдь не на одном и том же. Подобное характерно и для морали. Всякий должен иметь какую-либо мораль, но последняя не одна и та же для всякого».
Фр. 913
1 Л.Брюнсвик: «Всякий может оправдать и никто не в состоянии запретить ни одного поступка, поскольку одного важного доктора достаточно, чтобы узаконить последний. А потому истинного освобождения следует ожидать только от вечности». Т.е. оправдать грех в глазах людей еще не означает освободить от этого греха. Первое доступно, согласно Паскалю, человеку, второе — лишь Богу.
Фр. 916
1 Т.е. у иезуитов.
Фр. 918
1 См. фр. 913.
Фр. 919
1 II Тим. 4: 3. — «Будут избирать себе учителей».
Фр. 921
1 Этот фрагмент представляет собой сделанную Л.Брюнсвиком выборку находившихся в рукописи подготовительных материалов, предназначавшихся для знаменитых «Писем к провинциалу».
2 Речь идет об иезуитах, с целью завоевания авторитета в свете и привлечения на свою сторону паствы, стремившихся находить оправдания любых неблаговидных действий (см., напр., фр. 910).
3 Прем. 19: 4. — «Судьба, которой они были достойны».
502
Страница сгенерирована за 0.23 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.