Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Непрерывность

Часть IX

Непрерывность*

590

Что касается религий, то здесь нужно быть искренним: истинные язычники, истинные христиане, истинные иудеи.

591

___________________

* Паскаль рассматривает христианство (в его истинной сути) как религию, пребывающую на земле от сотворения мира. Ведь христианство для мыслителей — религия, возвещающая о приходе истинного Мессии. И в этом смысле ее предшественницей — по замыслу Провидения — является религия иудейского народа, предстающая своеобразным коконом, в котором до поры должны были храниться пророчества об Иисусе Христе. Уже первые главы книги Бытия (3: 15) экзегетическая традиция трактует как содержащие свидетельство о Мессии; Паскаль же считал реальность библейской хронологии непреложным фактом. Следовательно, по версии автора «Мыслей», начавшись с эпохи первородного греха, эстафета свидетельств о Мессии пребывала на земле непрерывно через праведников, живших до Потопа, затем — Ноя, Сима и его потомство, Авраама, Иакова, Моисея. В этом ряду христианство рассматривается Паскалем как очередной этап свидетельствования, обусловленный свершившимся приходом Сына Божьего и исполнением пророчеств. — Прим. перев.

381

 

 

592

Ложность других религий. — У них нет свидетельств. Эти же1 ими обладают. Бог не доверяет другим религиям творить подобные знаки: Ис. XLIII, 9; XLIV, 8.

594

Против истории Китая1. Историки Мексики, о пяти солнцах, последнее из которых существует не менее восьмисот лет2. Специфика книги, воспринятой народом или, , формирующей народ3.

596

Псалмы пелись по всей земле.

А от кого исходит свидетельство о Магомете? От него самого. Иисус Христос же хочет, чтобы его собственное свидетельство ничего не значило1.

Достоинство свидетельств требует, чтобы они обнаруживались всегда и повсюду. Бедняга Магомет одинок.

597

Против Магомета. — Коран служит подтверждению Магомета не более, чем Евангелие от святого Матфея. Последнее из века в век цитируемо многочисленными авторами, причем даже враги, такие как Цельс и Порфирий, ни разу не сумели уличить его .

Коран говорит, что святой Матфей был достойным человеком1. Следовательно Магомет — лжепророк, и либо называет достойных людей обманщиками2, либо не соглашается с тем, что они говорили об Иисусе Христе.

598

Магомет не потому нелеп, что у него присутствуют темные места, могущие содержать некий таинственный смысл, раскрытия которого я требую. Нелепость эта за-

382

 

 

ключена в ясных его образах — рая1 и т.п. Вот почему было бы несправедливым принимать все эти неясности за какие-то тайны, видя, сколь нелепы его ясные места.

Подобного нет в Евангелии. Пусть бы там и имелись неясности в той же мере странные, что и у Магомета, но ведь есть и великолепная ясность, и пророчества — очевидные и исполнившиеся. Следовательно, речь идет о вещах неравноценных.

Ибо нельзя смешивать и уравнивать то, что похоже друг на друга лишь темнотой, а отнюдь не ясностью, которая одна и придает благоговейное достоинство темным местам.

600

Всякий человек может сделать то, что сделал Магомет, ибо чудес последний не совершал и предсказаний о нем не было. Но никто из людей не в состоянии повторить сделанного Иисусом Христом.

602

Порядок. — Видеть, что во всяком постулате евреев есть ясность и неоспоримость.

603

Иудейская религия полностью божественна. Это относимо и к ее авторитету, и к ее возрасту, и к ее непрерывности, и к ее морали, и к ее доктрине, и к ее результатам.

604

Единственным знанием, противостоящим здравому смыслу и человеческой природе, является то единственное знание, которое всегда существовало среди людей.

383

 

 

609

Две категории людей в каждой религии: среди языч­ников— почитатели животных, но также и почитатели единого Бога естественной религии; среди евреев, веривших, как и грубые христиане, что Мессия освободит их от любить Бога1, — плотские и духовные. Истинные иудеи и истинные христиане почитают Мессию, который научит их любить Бога.

611

Республика. — Республика христиан, а также республика иудеев имеют лишь Бога в качестве властителя, как отмечает Филон-Иудей1, О монархии.

Когда они сражаются, то делают это лишь для Бога; на города свои смотрят как на города Божьи и стоят за них с именем Божьим (I Пар. XIX, 13).

618

Это вовсе не выдумка, но достоверный факт. В то время, как все без исключения философы образовывали различные секты, в одном из уголков мира нашлись люди — народ наиболее древний из живущих, — заявлявшие, что все погрязло в грехе, что Бог открыл им истину и что последняя всегда присутствовала на земле. В результате религия, проповедующая эти заповеди, существует беспрерывно в течение 4000 лет, секты же отошли в небытие.

Они провозглашают знание, унаследованное от пред­ков: что человек отпал от общения с Богом, ввергся в удаленность от Господа, но обещано искупление человека; что в течение 1600 лет существовали люди1, признаваемые повсеместно пророками, что они были рассеяны повсюду, поскольку об Иисусе Христе должно было быть повсюду объявлено; что Иисус Христос пришел в мир, сопровождаемый теми обстоятельствами и в то время, которые

384

 

 

были предсказаны; что с тех пор евреи рассеяны по всей земле, обреченные нести проклятие, но, тем не менее, существовать.

623

[Иафет начинает генеалогию1.]

Иосиф скрещивает руки2 и предпочитает умолкнуть.

627

Я полагаю, что Иошуа1 первым среди народа Божьего получил это имя2, равно как Иисус Христос — последним.

629

Иосиф1 скрывает позор своего народа, Моисей не прячет и своего собственного позора. Quis mihi de tut omnes prophetent2? Он устал от этого народа3.

633

Против выдумки Ездры1, II Макав., II — Иосиф, — (Ant.) — II, I2. Кир исполнил пророчество Исайи относительно освобождения народа3. Ведя в Вавилонии под властью этого царя довольно спокойный образ жизни, евреи, тем самым, имели возможность оберегать закон .

Во всем рассказе о Ездре Иосиф не говорит ни слова об этом восстановлении4. — (IV Цар. XVII, 27).

634

Если даже представляется вероятным, что выдумка Ездры1 могла иметь место, то все равно следует признавать Писание Святым. Ибо эта выдумка подтверждается ни чем иным, как авторитетом Семидесяти 2>, доказывающим святость Писания.

Следовательно, если подобная легенда и верна, то мы обязаны понимать ее в свете вышесказанного. Иначе

385

 

 

пришлось бы искать иной источник авторитетности . И отсюда получается, что стремящиеся разрушить истину нашей, основанной на Моисее, религии утверждают ее посредством того же самого авторитета, с помощью которого осуществляют свои нападки. Таким образом, благодаря подобному покровительству, истина эта существует всегда.

637

Пророчества. — С вавилонским пленением их власть не прервалась, поскольку было обещано и предсказано возвращение.

386

 


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.