13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Паскаль Блез
Паскаль Б. Чудеса
Часть XIII
Чудеса
804
Чудо. — Это явление, превосходящее естественные возможности тех средств, которые используются. Не-чудо же суть явление, не превосходящее указанных возможностей. Посему исцеляющий именем дьявола чудес не творит, ибо подобное не превосходит естественных возможностей дьявола. Но...
805
Два основания, одно — внутреннее, другое — внешнее; и то, и другое — сверхъестественны.
806
Необходимы и чудеса, и истина, поскольку человеку следует быть целиком убежденным — и душою, и телом.
807
Всегда было так, что люди говорили об истинном Боге, либо истинный Бог говорил с людьми1.
810
Второе чудо может предполагать первое, но первое не обязательно предполагает второе1.
406
811
Если бы не чудеса <Христовы>, то в неверии Иисусу Христу не было бы никакого греха.
812
«Без чудес я не стал бы христианином», — говорит св. Августин1.
813
Сколь ненавистны мне те, кто сомневается в чудесах! Монтень в двух местах «Опытов» должным образом говорит о чуде. В первом видно1, сколь осторожен он относительно данного вопроса, но это не мешает ему верить, во втором — высмеиваются неверующие2 <в истинность чудес>.
Как бы там ни было, но, окажись последние правыми, — и церковь лишилась бы доказательств.
814
Монтень против чудес.
Монтень за чудеса1.
815
Невозможно, оставаясь благоразумным, помыслить против чудес.
819
Иеремия, XXIII, 32, чудеса лжепророков. По древнееврейски и у Ватабля1 — поверхностность (légèretés).
Чудо не всегда означает чудо. I Цар. XIV: 15, чудо означает страх и то же в древнееврейском варианте. То же явным образом у Иова, XXXIII, 7. И еще Исайя, XXI, 4; Иеремия, XLIV, 12. Portentum означает similacrum2. Иер., L, 38; древнееврейская версия и версия Ватабля здесь совпадают. Ис., VIII, 18: Иисус Христос говорит,
407
что Он и те, кто суть Его <последователи>, будут <отличены> по чудесам.
820
Если бы дьявол благоприятствовал направленному против него самого учения, он был бы <внутренне> разделен. Если бы Бог благоприятствовал учению, разрушающему церковь, то и Он обладал бы упомянутой разделенностью: Omne regnum divisum1. Но Иисус Христос <как свидетельствует Евангелие> выступал против дьявола и разрушал его царство в сердцах людей (экзорсизм был наглядным образом этого разрушения), дабы установить царствие Божие. И оттого-то Он добавляет <к сказанному ранее>: In digito Dei… regnum Dei ad vos2.
822
Авраам, Гедеон1 были выше откровения. Иудеи впадали в слепоту, рассуждая о чудесах по Писанию. Бог никогда не оставлял своих истинных ревнителей.
Мне гораздо более по душе следовать Иисусу Христу, чем кому бы то ни было, поскольку Иисус Христос подтвержден чудесами, пророчествами, учением, непрерывностью и т.д.
Донатисты2: нет такого чуда, которое обязывало бы говорить, что оно от дьявола.
Чем более подробно характеризуют Бога, Иисуса Христа, церковь...
823
Если бы вовсе не было ложных чудес, то существовала бы <одна лишь> уверенность. Если бы не было правила, позволяющего отделить истинное чудо от ложного, чудеса стали бы бесполезными и вера в них оказалась бы лишенной разумной основы.
408
Итак, собственным уделом человека является не уверенность, <хоть человек иногда и бывает уверенным>, но разумное основание1.
825
Чудеса служат не обращению, но осуждению (В. 113, гл. 10, 2)1.
830
Пророчества были двусмысленными, более1 они не таковы.
831
Пять положений были двусмысленными, более1 они не таковы.
832
Чудеса не необходимы более, поскольку они уже были прежде1. Но если больше никто не прислушивается к традиции, если не обращаются больше ни к кому, кроме папы, если его настраивают определенным образом и тем самым, исключая подлинный источник истины, в качестве которого выступает традиция, а злоупотребляя <авторитетом> папы — хранителя <истины>, лишают истину возможности явить себя — в такой ситуации, когда люди уже не говорят об истине, сама истина должна обращаться к людям. То же случилось и во времена Ария. (Чудеса при Диолектиане и при Арии)2.
833
Чудо. — Народ заключает об этом по собственному усмотрению. Но если Вы захотите подойти <к подобному вопросу> разумно...
Невыносимо тяжело быть исключением из правила1. Надлежит здесь быть строгим и склоняться скорее к
409
оспариванию подлинности такого исключения. Но, тем не менее, раз известно, что исключения из правила существуют, надлежит выносить приговор хотя и строгий, однако справедливый.
834
Ин. VI, 26: Non quia vidistis signa, sed quia saturati eslis1.
Те, кто следует Иисусу Христу вследствие явленных Им чудес, чтят Его могущество во всех Им творимых чудесах. Но те, кто только бахвалится, будто следует чудесам Христовым, а на деле стремится лишь к утешению и пресыщению мирскими благами, те, когда упомянутые чудеса становятся угрозой удобству, всячески чернят их.
Ин. IX: Non est hic homo a Deo, qui sabbatum non custodit. Alii: Quomedo potest homo peccator haec signa facere2?
Что яснее?
Дом сей, не есть дом Божий; ибо они не верят, что у Янсения содержатся пять осужденных положений3. Другие — это дом Божий, ибо творят там небывалые чудеса.
Что яснее?
Tu quid dicis? Dico quia propheta est. Nisi esset hica Deo, non poterat facere quid quam4.
837
Необходимость любить одного-единственного Бога является вещью столь очевидной, что не нужно и чудес для ее подтверждения.
839
«Если Вы не верите Мне, то поверьте хотя бы Моим чудесам»1. Он являет их как наиболее сильный довод.
410
Как иудеям, так и христианам было сказано, что не всегда будут они верить пророкам2. Но, тем не менее, фарисеи и книжники, видя величие этих чудес, все же пытаются доказать, что последние ложны либо происходят от дьявола3. Необходимо их убедить, дабы признали они, что явленные Христом чудеса — от Бога.
Для нас сегодня нет необходимости осуществлять подобное распознавание. Однако это вовсе не трудно: кто не отрицает ни Бога, ни Иисуса Христа, не творит чудес, которые не были бы надежными. Nemo facit virtutem in nomino meo, et cito posit de me male loqui4.
Но для нас нет нужды в подобном признании. Вот священная реликвия, вот Терние из венца Спасителя мира. Князь мира сего над Спасителем не имеет власти, ибо Спасителевы чудеса творятся властью пролитой за нас крови. Сам Господь избрал этот дом5, чтобы явить здесь сияние Своего могущества.
Речь уже не о людях, творящих чудеса посредством какого-то неизвестного и сомнительного качества, трудно поддающегося распознанию. Речь — о Самом Боге, о том орудии страданий Его единственного Сына, которое, побывав во многих краях, избрало этот и заставило отовсюду сходиться людей, жаждущих получить чудесное облегчение своих хворей6.
840
Враги церкви троякого рода: иудеи, которые никогда не были единым телом1, еретики, которые сами себя из него исторгли, и дурные христиане, разрывающие это тело изнутри. Упомянутые разношерстные противники церкви и нападают на нее по-разному. Но в одном пункте они единодушны, поскольку лишены возможности творить чудеса, а у церкви против них чудеса всегда имеются. Следовательно, общий их интерес состоит в том, чтобы обойти <значимостъ> чуда, к чему и направлены все их
411
усилия. <От того происходит> и требование не по чудесам судить об учении, но по учению — о чудесах2. Среди тех, кто слушал Иисуса Христа, существовало две партии: одни следовали Христову учению на основании явленных им чудес, другие говорили3... Две партии обнаруживаются во времена Кальвина... Сегодня имеются иезуиты и т.д.
844
Три отличительных признака религии: непрерывность, праведная жизнь, чудеса. Непрерывность они разрушают доктриной пробабилизма1, праведную жизнь — своей моралью. В отношении же чудес стремятся опровергнуть либо их истинность, либо — значимость.
Если указанным признакам доверяют, то <нет сомнений>, что и церковь должна характеризоваться непрерывностью, святостью, чудесами. Еретики отрицают эти черты или их последствия; иезуиты — также. Но нужно не обладать и крупицей искренности, чтобы <решиться> на их отрицание, да к тому же утратить еще и разум, чтобы отрицать их значимость.
Никогда не станут принимать мученичество ради <ложных> чудес, которые совершаются на глазах. Ибо обычная человеческая глупость, быть может, и убедила бы турок пострадать за то, во что они верят согласно традиции, но подобного не удалось бы проделать в отношении чудес, наблюдаемых в данный момент2.
845
Еретики постоянно борются против признаков <истинной религии>, которыми не располагают сами.
412
«Первое возражение: ангел небесный1. Следует судить не об истине по чудесам, но о чудесах — по истине. Следовательно, чудеса бесполезны»2.
Они, напротив, полезны, и не нужно грешить против истины. Стало быть, то, что говорил об этом Ленганд3, будто «Бог не позволит, чтобы одно чудо ввело в заблуждение»...
Когда в самой церкви происходят споры, чудо их разрешает.
Второе возражение: «Но и Антихрист совершал знамения»4.
Чародеи Фараона не смогли прельстить израильский народ5. Таким образом, не стоит говорить, будто Иисус Христос, как и Антихрист, вводит в заблуждение. Ибо Антихрист будет творить чудеса против Иисуса Христа и, следовательно, не сможет ввести в заблуждение относительно своих намерений. Либо Бог не допустит ложных чудес, либо пошлет со своей стороны еще большие.
[Иисус Христос существует от начала мира: это сильнее всех чудес Антихриста.]
Если в среде церкви являлись чудеса от тех, кто заблуждался, то некоторых это смущало. Схизма очевидна, чудо очевидно. Но схизма гораздо очевиднее указывает на заблуждение, нежели чудо—на истину: следовательно, на деле чудо не может заставить заблуждаться.
Но вне схизмы заблуждение не столь очевидно, как чудо, и поэтому последнее приобретает способность склонять к заблуждению.
«Ubi est Deus tuus?»6 Чудеса, подобные молнии, делают Его явным.
413
Будет ли Est et non est1 столь же легко воспринято в рамках одной и той же веры, как и чудеса? И если это неразделимо в других...
Когда св. Ксавьер2 творит чудеса. — [Св. Хиларий3. — Несчастные, обязывающие нас говорить о чудесах.]
Судьи неправедные, не измышляйте законов в зависимости от момента; судите по тем, которые установлены, и по своей совести: Vae qui condilis leges iniquas4.
Чудеса непрерывные, ложные.
Чтобы лишить силы ваших оппонентов, вы разоружаете всю церковь5.
Если они говорят, что наше спасение зависит от Бога, — они «еретики». Если говорят, что послушны папе, — это «лицемерие». Если они готовы подписаться под всеми требованиями, <к ним предъявляемыми> — этого недостаточно. Если заявляют, что не следует убивать из-за яблока6, то тем «борются с католической моралью», если в их среде происходят чудеса — это не признак святости, а напротив, <повод> заподозрить в ереси.
Тот способ, которым существует церковь, предполагает бесспорность истины. Если же истина оспаривается, то есть ведь папа, а кроме папы, есть церковь.
851
История слепорожденного1.
Что говорит св. Павел? Обращается ли всякий раз к пророчествам?
Нет, но к чудесам2. О чем говорит Иисус Христос? О пророчествах? Нет. Не для <самого по себе> исполнения пророчеств умер Он. Но Он говорит: Si non fecissem3. Верьте делам.
Два сверхъестественных основания нашей полностью сверхъестественной религии: одно — видимое, второе — невидимое. Чудеса с благодатью, чудеса без благодати.
414
Синагога, принятая с любовью, поскольку она — образ <будущей> церкви, и с ненавистью, поскольку она — не более, чем образ, во времена подлинного своего единства с Богом была восстановлена, находясь под угрозой гибели; так она с тех пор и существует.
Посредством той власти, благодаря которой Бог подвергает испытанию тела, чудеса доказывают Его власть и над сердцами.
Церковь никогда не признавала ни одного из чудес еретиков.
Чудеса, опоры церкви; по ним распознавались иудеи, христиане, святые, невинные, истинно верующие.
Чудо, явленное схизматиками, не столь уж и страшно. Ибо сама схизма, более очевидная, нежели <явленное ею> чудо, наглядно указывает на их заблуждение. Но когда никакой схизмы нет, а вопрос об <истинности> и заблуждении спорен, то распознавать последние надлежит по чудесам.
«Si non fecissem quae alius non fecit»3. Несчастные обязали говорить нас о чудесах.
Авраам, Гедеон подтверждают веру чудесами4.
Иудифь. Бог говорит при крайней степени угнетения5.
Если жар милосердия остывает и у церкви почти не остается истинных приверженцев, то вновь воодушевить людей могут лишь чудеса. Они суть одно из последних проявлений благодари.
Если бы чудеса происходили у иезуитов!
Когда чудо обманывает ожидание тех людей, в присутствии которых происходит, и когда имеет место несоответствие между общим порядком веры и теми средствами, с помощью которых осуществляется чудо, то указанным людям следует пересмотреть свои взгляды. Но вы <поступаете> наоборот. В этом столько же смысла, как если бы заключить, что, раз причастие воскрешает из мертвых, то нужно быть кальвинистом, а не католиком.
415
Но если чудо венчает ожидание, а уповающие на то, что Бог благословит лекарства <от их болезней>, видят себя исцеленными без всяких лекарств...
Нечестивцы. — Никогда знамения со стороны дьявола не приходили без еще больших знамений со стороны Бога или же не будучи предсказанными.
853
[Следует осмотрительно судить о божественных предначертаниях, отец мой1.
Ап. Павел на острове Мальта2.]
854
Упорство иезуитов превосходит, стало быть, аналогичный порок иудеев, поскольку иудеи отказываются верить невинности Иисуса Христа лишь по причине сомнения в том, исходят ли Его чудеса от Бога. Иезуиты же, не имея возможности доказать, что чудеса Пор-Рояля не от Бога, <тем не менее>, не оставляют сомнений в невинности этого дома.
855
Я полагаю, что чудесам верят. Вы1 же извращаете <суть> религии то в пользу ваших друзей, то во вред вашим врагам. Вы помыкаете религией по собственной прихоти.
856
О чуде. — Как не делал Бог никогда никакую из семей более счастливой, так и не найти Ему нигде семьи более признательной1.
416
Страница сгенерирована за 0.2 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.