Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Образность

Часть X

Образность*

644

Образы. — Бог, желая создать для себя святой народ, который Он отделил бы от всякого иного племени, освободил бы от врагов и поместил бы в некое место отдохновения, обещал исполнить все это и предсказал через пророков время, а также способ Своего пришествия. И однако, дабы укрепить в своих избранных однозначное упование, Он дал последним видеть во всякое время образ, никогда не оставляя их без уверенности в Божественной мощи и Всевышней воле к их спасению. Поскольку, когда люди еще так близко отстояли от момента своего сотворения, что не могли позабыть ни самого сотворения, ни впадения во грех, свидетелем и хранителем обетования Спасителя1, того Спасителя, коему надлежит <в будущем> родиться от

_______________________

* Положения Ветхого Завета, элементы жизненного уклада иудеев и т.п. рассматривались Паскалем как образы будущих реалий мира, которые установятся с пришествием Иисуса Христа (Адам — образ самого Иисуса, синагога — образ церкви, «вавилоняне», «враги» — образы вожделений, враждебных человеку и т.д.). Весь Ветхий Завет наполнен образными, а не буквальными смыслами, и потому его истинная природа выявляется лишь со временем. Грядущее Царство Божье наличествует как прообраз еще до сотворения мира, воплотится же только после Страшного Суда. До тех пор существуют лишь его несовершенные образы-шифры. — Прим. перев.

387

 

 

женщины, был Адам. Когда же видевших Адама более не осталось, Бог послал Ноя2, уберег его и потопил всю землю, посредством чуда достаточно продемонстрировав Свое намерение спасти мир и Свою волю исполнить сие, породив от семени женщины Того, Кто обетован. Подобное чудо позволяет поддерживать упование в [людях].

Память о потопе была столь свежей, поскольку Бог дал свои обеты Аврааму3, когда еще жил Ной, а Моисея послал еще при жизни Сима и т.д.4

647

Что закон был образным1.

648

Два заблуждения:

1) принимать все буквально;

2) принимать все духовно1.

649

Выступать против слишком уж большого упора на образность.

651

Нелепости Апокалиптик, а также преадамистов1, милленаристов2 и т.д.3 — Кому захочется обосновывать нелепости текстом Писания, может использовать для этого, например, следующее место: сказано, что «не прейдет род сей, как все сие будет»4. В ответ я замечу, что после этого поколение придет другое, и подобная непрерывность будет сохраняться всегда.

Во II книге Паралипоменом5 о Соломоне и о царе говорится как о двух разных лицах. Я отвечу, что их и было двое6.

388

 

 

652

Образы, стоящие особняком. — Два закона, две <пары> скрижалей, два храма, два пленения.

653

Образы. — Пророки несут свое слово <порой> с помощью образов пояса, горящих бороды, волос1 и т.д.

654

Различие между обедом и ужином1.

У Бога слово не отличается от замысла, ибо Он истинен; сказанное — от сделанного, ибо Он могущественен; средства — от цели, ибо Он мудр.

Августин, de Civ Dei, V, 10. Сие цравило универсально: Бог может все, за исключением тех вещей, которые противоречили бы Его всемогуществу, как, например, быть смертным, ошибаться, лгать и т.д.

Несколько евангелистов <нужны> для подтверждения истины: их несходство полезно.

Евхаристия после Вечери: истина после образа. Раз­рушение Иерусалима: образ разрушенного мира2, сорок лет спустя после смерти Иисуса3. «Мне неведомо» ни как человеку, ни как Посланнику. Марк. XIII, 32.

Иисус осужден иудеями и язычниками4.

Иудеи и язычники изображены посредством двух черт. Авг. De Civ., XX, 29.

655

Шесть эпох, шесть патриархов шести эпох, шесть чудес в начале шести эпох, шесть рассветов в начале шести эпох1.

656

Адам, forma futuri1. Для создания одного — шесть дней, для создания другого — шесть эпох. Шесть дней, отведенные у Моисея для сотворения человека, — не что иное,

389

 

 

как шесть эпох, ведущих к Иисусу Христу и Церкви. Если бы на Адаме не было греха и не состоялось бы пришествие Иисуса Христа, то существовала бы лишь одна супружеская пара, только один возраст для людей, и сотворение мира представлялось бы произошедшим в одночасье.

657

Образы. — <Сущность> евреев и египтян <в целом> с очевидностью предсказана на примере тех двух представителей названных народов, с которыми довелось стол­кнуться Моисею1: египтянин бил еврея, Моисей вступился и убил египтянина, но еврей остался неблагодарным.

658

Евангельские образы суть больные тела, <подбираемые> для больной души. Поскольку одно тело не может быть больным в такой степени, чтобы удовлетворительно выразить упомянутое душевное состояние, то осуществить эту цель можно с помощью различных тел. Вот почему <в Евангелии> фигурируют: глухой1, немой2, слепой3, паралитик4, мертвый Лазарь5, одержимый6. Ведь в больной душе содержится весь этот комплекс.

660

Вожделение для нас естественно и составляет нашу вторую натуру. Посему в нас заключены два природных начала: одно доброе, другое — злое. А где же <располагается> Бог? Там, где вас1 нет, но суть царствие Его в вас. Раввины.

661

Покаяние было единственным из всех таинств, с очевид­ностью возвещенных еще Иоанном Предтечей1. И только потом настал черед проповедовать остальное. Сие необ-

390

 

 

ходимо для указания: каждому отдельному человеку, равно как и миру в целом, надлежит соблюдать указанный порядок.

663

Образность. — Ничто в такой мере не схоже с милосердием, как алчность, и ничто ему, однако, не является столь противоположным1. Так и иудеи, исполненные благами, поставляемыми им алчностью, весьма подобны христианам, но тем не менее сна дело выступают полной противоположностью последних. В силу этого еврейский народ обладал теми двумя качествами, которыми и обязан был обладать: быть достаточно сообразованным с Мессией, дабы указать на Него, и, вместе с тем, быть достаточно чуждым Мессии, дабы не оказаться сомнительным свидетелем2.

667

Образность. — Понятие меча, щита. Potentissime1.

668

Удаляясь от милосердия, удаляются от самих себя.

Наши мольбы и наши добродетели — мерзость перед Богом, если они — не мольбы и добродетели Иисуса Христа. И прегрешения наши никогда не познают [милосердия] божества, но встретятся лишь с Его справедливостью, если не будут прегрешениями Иисуса Христа. Он принял на Себя грехи наши и [допустил] нас в Свой союз1. Ибо добродетели присущи Ему, а грехи чужды, и, наоборот, — нам присущи грехи и чужды добродетели.

Изменим же правило, которым мы руководствовались до сего дня, когда судили о том, что хорошо. Ведь правилом-то в данном случае мы считали нашу собственную волю. Воспримем же теперь в качестве руководства

391

 

 

волю Божью: все, чего Он желает, хорошо и справедливо для нас, чего Он не желает — [плохо].

Все нежелаемое Богом запрещено. Согласно всеобщему божественному постановлению, запрещено грешить, ибо Он не хочет этого. Другие вещи, которые не запрещены в целом и которые посему именуются дозволенными, тем не менее, дозволяются не всегда. Ибо, если Господь удаляет <от Себя> некоторых из нас или когда в ходе событий обнаруживается божественная воля, требующая от нас не прибегать к определенным вещам, то эти вещи запрещены в той же мере, что и грех, поскольку воля Божья требует, дабы к первому мы стремились не более, чем ко второму. Между двумя этими предметами имеется единственное различие: несомненно, что Бог никогда не желает первого (греха), но не верно, что Он всегда отвергнет и второе. В тот, однако, момент, когда Господь не желает этого второго, мы обязаны рассматривать сие нежелаемое <Им> в качестве греха. Ибо отсутствие божественного соизволения, того самого соизволения, которое единственно наделено полной благодатью и полной справедливостью, делает этот предмет несправедливым и дурным.

669

Изменять образ по причине нашего бессилия.

674

Образность. — «Делай все по образцу, явленному тебе на горе»1. После чего св. Павел говорит, что небесное2 лишь изображалось евреями.

677

Образ несет на себе печать присутствия и отсутствия, согласия и несогласия. Подобный шифр содержит двой­

392

 

 

ной смысл: <с одной стороны, речь идет> о ясности, <с другой> — говорится о сокрытости смысла.

681

Образность. — Ключ к шифру: Veri adoratores1. — Ecce agnus Dei qui tollit peccata mundi2.

686

Противоположности. — Скипетр <не будет отнят> до <пришествия> Мессии — но без царя, без князя.

Закон вечный, закон изменяемый.

Союз вечный — союз новый.

Благие законы — дурные заповеди. Иезек1.

688

Я не утверждаю, что эта мем таинственна1.

689

Моисей (Второз., XXX) обещает, что Господь обрежет сердце их, дабы наделены они были способностью любить.

691

Из двух человек, рассказывавших нелепые истории, один обладает двойным смыслом, понимаемым через каббалу1, другой — только лишь смыслом однозначным. Попытайся некто, непосвященный в тайну, рассуждать об обоих, ему пришлось бы судить о них одинаково. Но если впоследствии <окажется, что>, в остальных речениях, один повествует о вещах ангельских, а другой — всегда о чем-то плоском и избитом, то наш наблюдатель <наверняка сделает> вывод о таинственности2 рассказов первого, но отнюдь не второго: ведь первый достаточно продемонстрировал, что причастен не нелепости, но тайне; второй же — <наоборот, свою> причастность не тайне, но нелепости.

Ветхий Завет суть шифр.

393


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.