Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Размышления о тайне Христовой

Статья ХХIII

Размышления о Тайне Христовой

I

553 Иисус Христос переносит в Своих страстях муки, причиняемые Ему людьми, но в смертной борьбе страждет муками, Самим на Себя наложенными: Сам восскорбел*. Эта казнь уже не от руки человеческой, но от руки всемогущей и только всемогущим Существом переносимая.

Иисус Христос ищет некоторого утешения по крайней мере у троих наиболее близких друзей Своих, но те спят. Он просит их пободрствовать с Ним несколько времени, но те с полным небрежением покидают Его; в них так мало сострадания, что оно даже не в силах отогнать их сон и на минуту. Таким образом, Иисус вполне одиноким был предоставлен гневу Божию.

Иисус одинок на земле, которая не только не сочувствует и не разделяет Его страданий, но даже их не ведает: ведомо это лишь Небу и Ему Самому.

Иисус в саду, но не в том саду, исполненном всяческих утех, где первый Адам погубил себя и все человечество, а в саду мучений, где спасен был он и с ним весь человеческий род.

___________________

* Иоан. XI, 33.

270

 

 

Эти муки и это небрежение Он переносит в страшный час ночи.

Я полагаю, что Иисус жаловался только в этот единственный раз, но и тут Он жалуется, как бы не будучи в состоянии вместить в Себе Свою крайнюю скорбь: Душа Моя скорбит смертельно*.

Иисус ищет общества и облегчения со стороны людей. Мне кажется, это единственный случай во всей его жизни. Но Он не получает ни того, ни другого, ибо ученики Его спят.

Иисус будет в агонии до конца мира: нельзя спать в это время.

Иисус, среди этого всеобщего равнодушия, когда даже избранные друзья отказались пободрствовать с Ним, найдя их спящими, огорчается ввиду опасности, которой они подвергают не Его, а самих себя**. Он предупреждает их относительно их собственного спасения и их пользы: обнаруживает в этом сердечную нежность к ним, несмотря на их неблагодарность, и предваряет, что дух бодр, а плоть немощна1.

Находя их еще спящими, от чего не могло удержать их опасение ни за Него, ни за себя, Иисус не будит их, с любовью предоставляя им покоиться2.

Иисус молится, пребывая в неуверенности относительно воли Отца и страшась смерти. Но затем, уверившись, полностью отдает себя Всевышнему Волению: Eamus3, Prossesit. (Иоанн)4.

Иисус просил людей, но не был ими услышан.

Иисус, пока ученики Его спали, совершил их спасение. Он совершил спасение каждого из верных, пока они спали, и в небытии, до их рождения, и во грехах после рождения.

_____________________

* Мф. XXVI, 38; Марк. XIV, 34.

** «Опасности искушения». См. Мф. XXVI, 41; Марк. XIV, 38 и Лук. XXII, 46.

271

 

 

Слова «да мимо идет от Меня чаша сия» Он произносит один раз, и то с покорностью, по два раза молится о ниспослании Ему этой чаши, если на то есть воля Отца5.

Иисус в тоске. Он полностью вверяет Себя Отцу Своему, видя всех друзей Своих спящими, а врагов — неусыпными.

Не видя в Иуде его вражды, но изъявляя ему Свою любовь и признавая его, называя другом, Иисус усматривает в этом апостоле установление Божье6.

Иисус оставляет среду Своих учеников, чтобы пре­даться смертной тоске; в подражание ему следует покидать самых близких друзей и присных наших.

Ввиду предсмертных и величайших мук Иисуса про­длим и усугубим нашу молитву*.

II

553 [Мы взываем к милосердию Божьему не для того вовсе, чтобы Он оставил нас в покое среди наших пороков, но, напротив, с тем, чтобы Он освободил нас от всего порочного.

Если Бог Собственной Своей рукой дал нам пове­лителей, о, сколь следовало бы им руководствоваться добротою сердца. Как общая необходимость, так и фактические подтверждения этого выглядят неустранимыми.]1

Утешься: ты не стал бы искать Меня, если бы уже не обрел Меня.

Я думал о тебе в Своих предсмертных муках; Я пролил за тебя кровь Мою.

Ты не столько испытываешь себя, сколько искушаешь Меня, думая, в состоянии ли будешь совершить такой-то и такой-то подвиг: когда он совершится, то совершителем его буду Я.

______________________

* Лук. XXII, 44. – «И находясь в борении, прилежнее молился».

272

 

 

Руководствуйся Моими правилами; посмотри, как управляла рука Моя в жизни Девы и апостолов, предавшихся Моей воле.

Отец любит все, что Я творю.

Хочешь ли ты, чтобы продолжал потеть кровавым потом Своей человеческой природы, когда и слез не даешь Мне?

Мое дело обратить тебя на путь спасения: не бойся ничего и молись с упованием.

Я предстою тебе в Писании Своим словом, в Церкви Своим духом и учением, в священниках Своей властью, в верных молитвой.

Врачи не принесут тебе исцеления, ибо смерть для тебя неминуема. Мной же получается исцеление и бессмертие тела*.

Неси телесные узы и рабство; в настоящее время Я избавляю тебя только от рабства духовного.

Я наилучший из друзей твоих, ибо больше всех их сделал для тебя. Они не стали бы страдать так, как пострадал от тебя Я, и за тебя, неверного, жестокого, не умерли бы, как сделал это Я и как всегда готов сделать и делаю для Своих избранных.

Если бы ведомы были тебе грехи твои, не вынесло бы этого твое сердце. О, Господи! Я готов потерять свое сердце, ибо верю в злобу грехов моих по словам Твоим.

Нет, ибо Я, показавший тебе грех твой, могу исцелить тебя и говорю тебе то в знак моего желания помочь тебе. По мере твоего раскаяния во грехах ты познаешь их, и тебе будет сказано: вот возвращены тебе грехи твои. Раскаивайся же в своих скрытых грехах и в видимой злобе грехов, тебе известных.

— Господи, все предаю Тебе.

________________________

* См. Кор. XV, 53. — «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».

273

 

 

— Я люблю тебя больше, чем ты любишь свою скверну. Ut immundus pro luto*. Мне приличествует слава твоего спасения, а не тебе, червь земной.

Вопрошай своего духовного отца, когда Мои собствен­ные слова дают тебе повод ко злу, тщеславию или лю­бопытству.

III

553 Я вижу всю бездну моей гордости, любопытства, чувственности. Никакой правды нет в моих отношениях к Богу, ни к Иисусу Христу. Но, не знавший греха, Он сделан для нас жертвой за грех**; все бичи Твои пали на Него. Он принижен больше меня, но не только не отвращается от меня, а еще удостаивает меня обращением к моей помощи***.

Но Он исцелился от незаслуженных язв Своих и исцелит мои язвы, справедливо мной заслуженные. К Его язвам мне надлежит приложить свои и присоединиться к Его страданиям: спасая Себя, Он спасает и меня.

Но не дерзнем наносить Ему в будущем новые раны.

Eritis sicut dii scientes bonum et malum1. Всякий превращается в Бога, когда выносит суждение на манер: ото хорошо, то плохо». И, однако, сколь, верша подобный суд, удручаются или радуются из-за какой-нибудь случайности.

Следует придавать величие малому на основании величия Иисуса Христа, который поступает подобным образом в отношении нас и живет в нашей жизни. Великое

__________________

* «Как человек нечистый любит свою нечистоту». Неизвестно, откуда заимствовано Паскалем это выражение, но его нет в Писании. — Прим. Э. Авэ.

** II Кор. V, 21.

*** Вероятно, автор имеет в виду то место Еванг. от Матфея (XXVI, 38), где Спаситель просит учеников пободрствовать с Ним: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».

274

 

 

же — да увидим малым и непрочным, на основании Его всемогущества.

IV

517 Утешьтесь: не от себя вам нужно ждать спасения; напротив, вы должны ждать его, ничего не ожидая от себя.

V

552 Гробница Господня. — Иисус Христос умер, но видим на кресте. Он умер и скрыт во гробе.

Иисуса погребали только святые.

Иисус не совершил никакого чуда у гроба.

Входят в него также одни святые.

Во гробе Иисус принимает новую жизнь, а не на кресте. Это последняя тайна страданий и искупления.

Иисусу Христу негде было на земле приклонить главу, как только во гробе.

Враги Его прекратили свои преследования только у Его гроба.

VI

555 Я часто беседую с тобой, когда не может говорить с тобой твой духовник, ибо я не хочу, чтобы ты был лишен назидания. И, может быть, Я делаю это по его молитвам, так что он невидимо руководит тобой. Ты бы не искал Меня, если бы Я не был в тебе; успокойся же.

VII

555 Сравнивай себя не с другими, а со Мной. Когда не находишь Меня в тех, с которыми себя сравниваешь, значит сравниваешь себя с гнусными. Если же находишь, то сравнивай. Но кого ты будешь сравнивать? Себя ли самого или Меня в себе? Если себя, то это такая же

275

 

 

скверна. Если Меня, то сравниваешь Меня со Мной же. Так, Я Бог во всем.

VIII

554 Мне кажется, что Иисус Христос по воскресении позволял прикасаться только к Своим ранам. Не прикасайся ко Мне (Иоан. XX, 17). Нам подобает только сострадать Ему.

IX

554 Приобщаться Себе Он допустил как смертный на Тайной Вечере, как воскресший — ученикам в Эммаусе1, как восшедший на небо — всей Церкви2.

X

774 «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук. XXII, 46). Впасть в искушение опасно; и если кто впадает в него, то потому что не молится.

И ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих*. Но предварительно, обратившись, Господь воззрел на Петра**.

Св. Петр просит позволения ударить Малха1 и ударяет, не выслушав ответ; Иисус Христос отвечает потом***.

______________________

* Лук. XXII, 32.

** Там же 61, 62. — «Тогда Господь, обратясь, взглянул на Петра и Петр вспомнил Господа, как Он сказал ему: прежде чем пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И вышедши вон, горько заплакал». На этом тексте Паскаль хочет основать учение о вызывающей и предупреждающей благодати: он хочет показать, что Петр обращается к Иисусу только после того, как Иисус обратился к нему.

*** Так всегда бывает с согрешающим человеком: благодать не предупредила его, и Бог допустил его действовать, прежде чем сказать ему.

276

 

 

XI

790 Иисус Христос не хотел быть убитым без соблюдения форм правосудия, ибо гораздо постыднее умирать по правосудию, чем вследствие несправедливого возмущения.

XII

791 Ложное правосудие Пилата было только причиной лишних страданий для Иисуса; потому что, по своему несправедливому суду, он велит бичевать Его и затем убить. Лучше бы ему раньше убить Его. Таковы ложные блюстители правосудия. Они делают добрые дела и дурные, чтобы угодить миру, показать, что они не совсем на стороне Иисуса Христа, так как стыдятся Его. Наконец, в случаях сильного искушения, они Его убивают.

277


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.