13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Паскаль Блез
Паскаль Б. Для чего Бог, скрываясь от одних, обнаруживает Себя другим
Статья XVIII
Для чего Бог, скрываясь от одних, обнаруживает Себя другим
I
430 Бог хотел искупить людей и дать возможность спасения ищущим Его. Но люди оказываются столь недостойными, что Бог, по справедливости, отказывает некоторым, вследствие их загрубелости, в том, что дарует, по незаслуженному ими милосердию, другим. Если бы Он пожелал побороть упорство самых загрубелых, Он мог бы сделать это, обнаружив Себя им так торжественно, что они не могли бы усомниться в истинности Его существа, — как явится Он в последний день при таком громе, молнии и разрушении природы, что мертвые воскреснут и самые слепые увидят Его.
Но не в таком виде пожелал Он совершить свое кроткое пришествие; так как множество людей оказались недостойными Его милосердия, то Он не хотел даровать им того блага, от которого они сами отказываются. Поэтому весьма справедливо, что Он явился не в полноте Своего божественного величия, что, несомненно, заставило бы уверовать в Него всех людей, однако и не настолько таинственно, чтобы Его не могли узнать искренно Его ищущие. Он хотел дать таким людям полную возможность узнать Его и потому, желая быть явным для ищущих Его всем сердцем и скрытым от тех, которые
206
всем сердцем своим бегут Его, Он умеряет возможность Его познания: ясно открывая Себя стремящимся к Нему и скрываясь от людей равнодушных.
II
430 Достаточно имеется света для желающих только видеть и достаточно мрака для людей, желания которых направлены в другую сторону. Достаточно ясности для просвещения избранных и довольно темноты, чтобы смирять их. Достаточно темноты для ослепления осуждаемых и довольно света, чтобы осудить их и сделать не заслуживающими прощения.
556 Если бы мир существовал с целью поучать человека бытию Бога, то оно проявлялось бы всюду неопровержимым способом; но так как мир существует только через Иисуса Христа и для Него, а также для того, чтобы указывать людям на их испорченность и необходимость искупления, то все в мире и носит доказательство этих двух истин. Все, что проявляется в нем, не означает ни полного отсутствия, ни явного присутствия Божества, но присутствие сокровенного Бога: все носит на себе такой признак.
559 Если бы никогда не было никаких обнаружений Бога, то это постоянное лишение было бы двусмысленно и одинаково могло относиться к небытию вообще Бога или к недостоинству людей познавать Его. Но то обстоятельство, что Он открывал Себя по временам, хотя и не всегда, устраняет эту двусмысленность. Если же являлся хотя один раз, значит Он всегда существует. Отсюда можно вывести только то заключение, что есть Бог, но люди Его не достойны.
III
581 (Цель Бога скорее совершенствовать волю, чем ум. Но полная ясность послужила бы в пользу только уму и
207
586 повредила бы воле). Если бы не существовало никакой тайны, человек не чувствовал бы своей испорченности. Если бы совсем не было света — человек не надеялся бы на уврачевание. Потому не только справедливо, но и полезно для нас, что Бог отчасти сокрыт от нас и отчасти только открыт нам, ибо одинаково опасно для человека знать Бога, не зная своего бедственного состояния, ни знать свою беспомощность, не ведая Бога.
IV
557 Стало быть, верно, что все указывает человеку на его положение; но нужно хорошо понимать это, ибо не верно думать, что все обнаруживает Бога, и не верно, что Он сокрыт повсюду. Верно же взятое все вместе, т.е. что Он скрывается от испытующих Его и открывается ищущим Его; люди, все вместе, недостойны Бога, но могут Его удостоиться; недостойны вследствие своего повреждения и достойны по своей первоначальной природе.
V
562 На земле нет ничего, что не свидетельствовало бы или о жалком положении человека, или о милосердии Бога; или о беспомощности человека без Бога, или о могуществе человека с Богом. Вся вселенная возвещает человеку или о его поврежденности, или о его искуплении. Все возвещает ему его величие или ничтожество. Каков человек, предоставленный Богом самому себе, видно на язычниках; покровительство Божие обнаруживается в иудеях.
VI
575 Избранным все служит к добру, даже самые неясности Писания, ибо они чтут их за его ясные стороны; наоборот, у других все обращается во зло, даже самые очевидности, так как они проклинают их за неясности, коих не понимают.
208
VII
795 Если бы Иисус Христос пришел только во освящение людей, то все Писание и все события клонились бы к этому, и легко было бы обратить неверных. Если бы Иисус Христос явился только для того, чтобы ослепить, то все Его действия были бы неясны, и мы не имели бы никакого средства убедить неверующих. Но так как Он пришел как освящение и камень преткновения и соблазна, по словам пр. Исайи (VIII, 14), то уверить неверующих мы не можем, и они не могут убедить нас; однако тем самым мы их убеждаем, утверждая, что из всех Его действий нельзя вывести решения, исключительного в пользу той или другой стороны.
771 Иисус Христос пришел ослепить зрящих и дать зрение слепым; исцелить больных и послать смерть здоровым; призвать к покаянию и оправдать грешников, и праведных оставить в грехах их; обогатить неимущих и оставить ни с чем богатых.
751 Что говорят о Иисусе Христе пророки? Что Он явно будет Богом? Нет. Но они говорят, что Он в действительности Бог сокровенный; что Его не узнают, будут думать, что это совсем не Он, что Он будет камнем преткновения, о который споткнутся многие, и т.д.
758 Бог, чтобы сделать Мессию узнаваемым для добрых и неузнаваемым для злых, так и предсказал о Нем устами пророков. Если бы образ явления Мессии был предсказан ясно, то в нем не было бы ничего непонятного даже для злых. Если бы время было предсказано туманно, то была бы неясность даже для добрых; ибо доброта сердца их не подсказала бы им, например, что мем закрытая (ם) означает шестьсот лет1. Но время явления было предсказано ясно, способ же — только символически, иносказательно.
Вследствие этого злые, принимая обещанные блага за материальные, заблуждаются, несмотря на то, что время
209
предсказано ясно; добрые же не заблуждаются, ибо понимание обещанных благ зависит от наклонностей сердца, которое называет благом то, что любит; таким образом, предсказание, ясное в отношении времени и темное в отношении благ, обманывает только злых.
VIII
753 Каким должен был быть Мессия, когда ради Него скипетр непрерывно имел оставаться у Иуды, а по Его пришествии отойти от Иуды1?
Чтобы заставить их видеть не видя и понимать не разумея, это было лучшее средство.
288 Вместо того, чтобы жаловаться на сокровенность Бога, вы должны благодарить Его, что Он так явно обнаружил Себя, и еще должны быть благодарны Ему, что Он не открыл Себя ни мудрецам, ни высокомерным, недостойным знать столь святого Бога.
IX
578 Родословная Иисуса Христа перемешана в Ветхом Завете со столькими другими, не идущими к делу, что выделить ее невозможно. Иное дело, если бы Моисей исчислял только предков Иисуса Христа. Однако, при ближайшем рассмотрении, родословную Иисуса Христа нетрудно отличить от других, с ней смешанных, благодаря жизнеописаниям Фамари1, Руфи2 и пр.
Все кажущиеся слабыми стороны приобретают положительную силу в глазах посвященного и верующего. Так, например, обе родословные, у евангелистов Матфея и Луки3, — что может быть очевиднее, что они написаны без всякого предварительного уговора.
X
751 Пусть же не упрекают нас в недостатке ясности, ибо мы сами признаем, что эта неясность существует. Но
210
пусть признают истинность нашей религии в самой неясности ее, в силу недостаточного нашего знакомства с ней и нашего равнодушия к ее изучению.
585 Если бы существовала только одна религия, то Бог был бы слишком явен, как и в том случае, если бы мученики были среди последователей только нашей религии.
796 Чтобы оставить злых при их заблуждении, Иисус Христос не говорил ни что Он не происходит из Назарета, ни что Он не Сын Иосифа1.
XI
789 Как Иисус Христос жил неузнанным среди людей, так и правда Его пребывает без внешних отличительных признаков среди обыденных истин, так и евхаристия среди обыкновенных хлебов.
848 Если милосердие Божие, будучи даже прикровенным, наставляет нас на путь спасения, то какого же света должны мы ждать от Него, когда Он вполне обнаружится?
566 Ничего мы не поймем в делах Божих, если не поставим себе за правило, что Он желал ослепить одних и просветить других.
211
Страница сгенерирована за 0.21 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.