Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. Свидетельства об Иисусе Христе пророков

Статья XVI

Свидетельство об Иисусе Христе пророков

I

706 Самым сильным свидетельством об Иисусе Христе служат пророчества. Поэтому они составляли предмет особого попечения Божия, ибо предрекаемое ими событие есть чудо, существующее от рождения Церкви до конца ее. Для того Бог воздвигал пророков в течение тысячи шестисот лет; в течение следующих четырехсот лет Он рассеял все эти пророчества вместе со всеми хранившими их иудеями по всем странам мира. Таково было приготовление к рождению Иисуса Христа, ибо, прежде чем весь мир уверовал в Его Евангелие, требовалось не только существование пророчеств, чтобы вызвать эту веру в него, но чтобы пророчества эти были распространены в мире, дабы весь мир мог принять Его.

710 Если бы один человек написал книгу пророчеств об Иисусе Христе, предсказал бы время и обстоятельства Его пришествия, и если бы Иисус Христос явился со­гласно этим предсказаниям — была бы и в этом уже сила невероятная. Но произошло более того. Целый ряд людей, в течение четырех тысяч лет, постоянно и без изменений являлся один вслед другого предсказывать это самое событие. Целый народ возвещает его в продолжение четырех тысяч лет, чтобы общим голосом подтвердить хра-

192

 

 

нимые им о том заветы и, вопреки всем угрозам и преследованиям, дает, наконец, свое свидетельство. Это достойно уже совсем иного внимания.

II

708 Время пришествия Мессии было предсказано по отношению к положению еврейского народа, к положению народов языческих, состоянию храма и к числу лет: нужна большая смелость, чтобы так подробно описать обстановку предрекаемого события.

Необходимо было, чтобы существование четырех языческих монархий* совпало с окончанием царства Иуды и совершением семидесяти седьмин, но все это должно было предшествовать разрушению храма.

724 Было предсказано, что при четвертой монархии, до разрушения второго храма, раньше чем иудеи были лишены самостоятельности, в семидесятую седьмину Даниила, пока еще цел был второй храм, язычники будут просвещены и приведены к познанию Бога иудеев; что любящие Его будут избавлены от своих врагов и испол­нятся страха и любви к Богу.

Так и случилось: в четвертую монархию, до разрушения второго храма и т.д., язычники во множестве поклоняются Богу и ведут ангелоподобную жизнь, девицы посвящают Богу свою девственность и свою жизнь; мужчины отказываются от всех удовольствий. В чем Платон не мог уверить небольшое число избранных и сведущих людей, в том тайная сила немногими словами убеждает сотни тысяч простых, необразованных людей.

772 Что означает все это? То, что еще задолго было предсказано: «Излию от духа Моего на всякую плоть» (Иоил. II, 28). Все народы пребывали в неверии и служении плоти, и что же стало?! Вся земля возгорелась горячей любовью к ближнему; великие мира бросают свои почести,

____________________

* По другим изданиям: четвертой языческой монархии.

193

 

 

богатые оставляют свои богатства; девицы терпят мученичество: дети покидают уютный родительский кров, чтобы жить среди лишений в пустыне. Откуда происходит такая сила? Это значит, что явился Мессия, и вот последствия и признаки Его пришествия.

724 В течение двух тысяч лет ни один язычник не знал Бога евреев*; но в предопределенное время множество язычников поклоняется этому единому Богу; капища разрушены, сами цари подчиняются кресту. Что все это значит? Что Дух Божий излит на землю.

729 Предречено, что, когда придет время Мессии, Он установит новый союз, который заставит позабыть исход из Египта (Иерем. XXXI, 31, 32); что он вложит закон во внутренность и напишет его в сердцах (Иерем. XXXI, 33); что Иисус Христос вложил страх в глубину сердца (Иерем. XXXI, 33 и XXXII, 40), дабы страх этот не был только внешним, как до сего было.

735 Далее сказано, что иудеи отвергнут Иисуса Христа и сами будут отвергнуты Богом, потому что избранный виноградник дал только дикие ягоды (Ис. V, 2, 3, 4 и сл.), что избранный народ окажется неверным, неблагодарным: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. LXV, 2); что Бог поразит их слепотой и они будут и днем ходить ощупью, подобно слепым (Второз. XXVIII, 28, 29).

734 Что Церковь вначале будет малой, а потом разрастется (Иезек. XVII).

730 Тогда идолопоклонство будет разрушено; Мессия низ­вергнет идолов и приведет народы к почитанию истинного Бога (Иезек. XXX, 13).

Храмы идолов будут разрушены, и у всех народов по всей земле будут приносить Ему жертву чистую, а не животных (Мал. I, 11).

______________________

* Т.е.со времен Авраама.

194

 

 

Он будет царем иудеев и язычников (Пс. II, 6 и 8; LХХI, 8 и 11 и сл.). И вот этот царь иудеев и язычников преследуется теми и другими, сговорившимися убить Его — Властителя тех и других, разрушившего и культ Моисея в Иерусалиме, который был его центром, а впоследствии — местопребыванием первой Церкви христианской, и культ языческий в Риме, бывшем средоточии язычества, а потом Его главной Церкви.

733 Он укажет людям путь совершенный (Ис. II, 3; Мих. 733 IV, 2 и сл.).

И ни раньше, ни после не являлось ни одного человека, которого учение, хотя приблизительно, уподоблялось бы божественности этого учения.

783 Вот приходит Иисус Христос И говорит людям, что сами они единственные враги себе; что разлучают их с Богом страсти их; что Он пришел разрушить эти страсти и даровать им Свою благодать, дабы создать из них всех единую святую Церковь, в которую Он введет язычников и иудеев; что Он пришел низвергнуть идолов одних и суеверие других.

Этому противятся все люди не только в силу естественного сопротивления чувственности, но, сверх всего, против этой нарождающейся религии восстают все цари земные, как и было предсказано*. Все сильные мира сего сплотились между собой для этой цели; ученые, мудрецы, цари. Одни пишут, другие осуждают, третьи убивают. И, несмотря на такие препятствия, простые, немощные люди отражают все эти силы и даже подчиняют себе этих царей, этих ученых, этих мудрецов и изгоняют идолопоклонство со всей земли. И все это совершается силой, возвестившей о том устами пророков.

761 Иудеи, убивая Иисуса Христа, чтобы не принять Его за Мессию, тем самым сообщили Ему последний признак Мессии; продолжая не признавать Его, они становятся

____________________

* Пс. II: 1,2.

195

 

 

безупречными Его свидетелями; убивая Его и продолжая от него отрекаться, они выполнили пророчества (Ис. LХ; Пс. LХХI).

727 (Кто не узнал бы Иисуса Христа по стольким особым признакам, какие были предсказаны? Ибо написано):

У него будет предтеча (Мал. III, 1);

Он родится младенцем (Исх. IX, 6);

Он родится в городе Вифлееме (Мих. V, 2);

Произойдет из колена Иуды (Быт. ХLIХ, 8 и сл.) и племени Давида (II Царств., VII, 12 и сл.; Ис. VII, 13 и сл.); будет являться главным образом в Иерусалиме (Мих. IV, 1; Агг. II, 7, 9);

Он должен ослепить мудрецов и ученых (Ис. VI, 10); благовествовать бедным и малым (Ис. LXI, 1), открыть глаза слепцам, и исцелять недужных (Ис. XXXV, 5 и 6), и привести к свету томящихся во мраке (Ис. XLII, 16);

Он укажет путь совершенный (Ис. XXX, 21) и будет наставником язычников (Ис. LV 4; XLII, 1-7);

Пророчества должны быть непонятны неверующим (Дан. XII; Ос. XIV, 10), но понятны тем, кто достаточно сведущ;

Он будет жертвой за грехи мира (Ис. LIII, 5);

Он станет краеугольным и драгоценным камнем (Ис. XXVIII, 16);

Он сделается камнем преткновения и скалой соблазна (Ис. VIII, 14);

Иерусалим должен споткнуться об этот камень (Ис. VIII, 15);

Строители* имеют отринуть этот камень (Пс. СXVII, 22);

Бог положит этот камень в основу угла** (Пс. СXVII, 22);

____________________

* Строители, работающие над созиданием духовного храма, в котором желает обитать Бог.

** Т.е. угла, имеющего соединить оба народа, иудеев и язычников, в поклонении одному и тому же Богу.

196

 

 

И этот камень вырастет в гору необъятную и наполнит всю землю (Дан. II, 35);

Сказано также, что Он будет отвергнут (Пс. СXVII, 22), не признан (Ис. LIII, 2 и 3), предан (Пс.XL, 10), продан (Зах. XI, 12), оплеван и заушен (Ис. L, 6), осмеян (Пс. XXXIV, 16), оскорбляем всевозможными способами (Пс. LXVII, 27), напоен желчью (Пс. LXVII, 22), пронзен (Зах. XII), что будут пронзены ноги и руки Его (Пс. XXI, 17); что Он будет предан смерти (Дан. IX, 26) и об одежде Его будут бросать жребий (Пс. XXI, 19);

Что в третий день Он воскреснет (Пс. XV, 10; Ос. VI, 3);

Что Он взойдет на небо (Пс.XLVI, 6 и LXVII, 19), чтобы воссесть одесную Бога (Пс. CIX, 1);

Что цари вооружатся против Него (Пс. II, 2);

Что, сидя одесную Отца, Он поразит врагов Своих (Пс. CIX, 5);

Что цари земли и все народы поклонятся Ему (Пс. LXXI, 11);

Что иудеи останутся народом (Иерем. XXXI, 36);

Что они будут скитаться (Амос. IX, 9) без царей, без жертвоприношений, без алтарей и т.д. (Ос. III, 4), без пророков (Пс. LXXIII, 9), ожидая избавления и не находя его (Ис. LII, 9; Иерем. VIII, 15).

Призвание язычников Иисусом Христом, (Ис. LII, 15; LV, 5; LX и т.д. Пс. LXXXI).

Ос. 1, 9: «Не будете вы Моим народом, и Я не буду впредь вашим Богом, и затем умножитесь вы в рассеянии...»

III

766 Мессия один должен был произвести великий народ святых и избранных, руководить им, питать его, ввести его в место упокоения и святости, освятить его перед Богом, сделать из него храм Божий, примирить с Богом,

197

 

 

спасти от гнева Божия, избавить от рабства греху, явно господствующему в человеке, дать законы этому народу, начертать эти законы в его сердце, предать Себя за него в жертву Богу, сделаться агнцем непорочным и Самому стать заклателем жертвы, — предложить свою плоть и кровь и в то же время принести в жертву Богу хлеб и вино.

736 (Предсказано), что имел прийти Освободитель, который сотрет главу змия, избавит Свой народ от грехов, от всех беззаконий его (Пс. СХХIХ, 8); что учредится Новый Завет и пребудет вечно; что будет новое и вечное священство по чину Мелхиседекову; что Христос будет славен, могуществен, крепок и, тем не менее, явится в таком уничижении, что не будет узнан; что Его не примут за Того, кто Он есть; что его отринут, предадут смерти; народ Его, который от Него отречется, не будет больше Его народом; что язычники примут Его и найдут в Нем прибежище; что Он покинет Сион для царства в средоточии языческого мира; что, несмотря на то, евреи будут существовать всегда; что Он должен произойти от Иуды и в то время, когда прекратятся цари от рода его.

IV

617 Пусть обратят внимание на следующее. От начала мира ожидание или поклонение Мессии существует без перерыва (Он был обещан первому человеку непосредственно после его падения). Затем являлись люди1, говорившие, что Бог открыл им, что должен родиться Искупитель, который спасет Свой народ. Позднее Авраам возвещает о бывшем ему откровении, что Мессия произойдет от него через имеющего родиться у него сына2. Иаков объявляет, что из двенадцати сыновей его родоначальником Мессии будет Иуда3. Впоследствии Моисей и пророки предсказали, когда и как Он явится: они сказали, что данный им закон имеет значение только в ожидании закона Мессии, что до тех пор он будет су-

198

 

 

ществовать непрерывно, но что новый закон будет пребывать вечно4, и таким образом их закон, или закон Мессии, коего Он был обещанием, будет на земле всегда.

Так и было на самом деле; и, наконец, явился Иисус Христос при всех предсказанных обстоятельствах. Это достойно удивления.

749 Если (скажут) это так ясно было предсказано иудеям, как же они не поверили? Или почему же они не были истреблены за то, что воспротивились такому ясному делу?

Я отвечаю: было предсказано как то, что они не поверят такой ясной вещи, так и то, что они не будут истреблены окончательно. И ничто не может торжественнее засвидетельствовать в пользу Мессии, ибо недостаточно было одного существования пророков: необходимо было, чтобы пророчества их были сохранены вне сомнения. А так как, и т.д.

V

712 Пророки перемешали пророчества о других событиях с пророчествами о Мессии для того, чтобы предсказания касательно Мессии не остались без доказательства, а таковые по отношению к прочим событиям не остались без плода1.

721 Не имеем царя, кроме Кесаря, говорили иудеи (Ин. XIX, 15). Следовательно2, Иисус Христос был Мессия, так как у них не было царя, кроме того чужеземца, а другого они не хотели.

723 Семьдесят седьмин Даниила могут объясняться двояко: в отношении начала их исчисления, по причине неопреде­ленности выражения самого пророчества, и в отношении конца исчисления, по причине разногласия хронологов. Но; эта разница не может превышать двухсот лет.*

__________________

* Здесь очевидно, ошибка: замечательно, что из всех предшествоваших мне издателей, только издатель 1787 года один заметил ее: Паскаль, как сказано, писал свои мысли наскоро, без последовательности, в виде простых заметок. Вполне уместно предположить, что, желая поставить двадцать лет, он по оплошности прибавил нуль, и вышло двести. В

199

 

 

727 (Пророчества, изображающие Иисуса Христа бедным, представляют Его также властителем народов (Ис. LIII, 2 и сл.; Зах. IX, 9 и 10).

(Пророчества, указывающие время, изображают Иисуса Христа лишь Господом язычников и страждущих, а не восседающим на облаках в качестве Судии; те же пророчества, которые изображают Его судящим народы и славным, совсем не отмечают времени).

(Когда говорится о Мессии, как о великом и славном, то это, очевидно, относится к Нему, как к Судии, а не как Искупителю мира [Ис. LXVI, 15, 16]).

____________________

оправдание этого предположения всего лучше сослаться на примечанг г к изданию 1787 г.:

«До Иисуса Христа разница, о которой здесь идет речь, не могла превышать приблизительно восьмидесяти лет от первого распоряжения Кира о возвращении иудеев в Иерусалим, около 536 года нашего обычного летоисчисления, до последнего указа, данного Артак­серксом Длинноруким о восстановлен!» стен Иерусалима, около 454 года. Со времени Иисуса Христа разница не больше как около двадцати лет; потому что летописцы довольно согласны в том, что семьдесят седьмин могут начинаться лишь со времени царствования Артаксеркса Длиннорукого; но одни считают их от позволения, данного Еэдре этим государем в седьмой год его царствования, а другие считают их от разрешения, данного Неемии этим же государем в двадцатый год царствования; одни считают эти годы от принятия его отцом своим, Киром, в соправители царства, около 474 г. до нашей эры, так что седьмой год совпал бы с 467 годом смерти Ксеркса; другие опять считают их от смерти Ксеркса, так что двадцатый пришелся бы к 447 году, что и составляет промежуток ровно в двадцать лет. Некоторые полагают, что годы, о которых говорит Даниил, лунные годы; другие принимают их за годы солнечные».

По мнению Э. Авэ, нет повода считать ошибкой со стороны Паскаля, что вместо 20 он поставил будто бы 200 лет, потому что Паскаль обращается здесь к иудеям, утверждающим, что пришествия Мессии не было. А для этой цели разница и в 200 лет не играет особой роли. Он как бы допускает, что если в определении эпохи, с которой следует начинать исчисление седьмин, расходится даже на 200 лет, то и тогда у иудеев не будет почвы для их отрицания Мессии, так как раньше или позже, в течение этого двухсотлетнего периода, Мессия должен был явиться и действительно явился.

200


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.