Поиск авторов по алфавиту

Автор:Паскаль Блез

Паскаль Б. О евреях

Статья XIII

О евреях*

I

621 Когда, по сотворении мира, по ниспослании всемирного потопа, Богу не предстояло более ни разрушать мира, ни восстанавливать его1, ни проявлять себя подобными великими знамениями, Он начал созидать на земле народ с нарочной целью продлить его существование до той поры, когда Мессия создаст Духом Своим новый народ2.

II

643 Исайя L, 1. Красное море, образ искупления. Ut sciatic quod filius hominis habet potestatem reunittendi peccata, tibi diso: surge1. Желая показать, что Он может создать народ, святой невидимой святостью, и исполнить его вечной славы, Бог создал вещи видимые; явив Свое милосердие в благах видимой природы, Он хотел показать, что может дать и блага в невидимом. Так Он спас этот народ от потопа, возродил его от Авраама, освободил из рук врагов и дал ему покой. Конечно, все это совершено Богом не для того только, чтобы ввести Свой народ в землю обетованную.

__________________

* В издании Боссю 1779 г. статья озаглавлена: Евреи с точки зрения нашей религии. В издании Фожера: О еврейском народе.

162

 

 

645 Кроме того, в создании еврейского народа и в стольких явленных ему чудесах Бог хотел показать, что, желая лишить его благ плотских и преходящих, Он лишает их таковых не вследствие Своей немощи.

670 В евреях укоренилась мысль, что Бог любит их отца, Авраама, его плоть и происходящих от этой плоти; ради этого Он размножил их и отличил от всех других народов, не позволяя им смешиваться с последними; когда они стали бедствовать в Египте, Он вывел их оттуда, обнаружив при этом великие знамения Своего к ним благоволения: питал их манной в пустыне и привел в землю обильную, дал им царей и великолепно построенный храм, где они, принося в жертву животных, могли бы получать очищение пролитием их крови; наконец, имел намерение послать им Мессию, чтобы сделать их властителями всего мира, и предсказал время его пришествия.

746 Евреи привыкли к великим и поразительным событиям, так что чудесный переход их через Чермное море и введение их в Ханаанскую землю считались ими как бы образцами будущих действий их Мессии, которые будут еще поразительнее и совершенно затмят собой чудеса Моисея.

670 Когда они уже состарились в этих плотских заблуждениях, явился в предсказанное время Иисус Христос, но не в ожидавшейся ими славе, так что они и не подумали, что это действительно Он. После его смерти святой Павел стал проповедовать людям, что все предсказанное исполнилось символически, что царство Божие явилось не в плоти, а в духе, что враги людей не вавилоняне, а их собственные страсти, что Бог благоволил не к храмам, воздвигнутым рукой человека, а к его чистому и смиренному сердцу, что обрезание тела бесполезно, а

163

 

 

важно обрезание сердца, что Моисей не дал им хлеба небесного и т.д.*

Но не желая открывать этих тайн народу, их недостойному, и желая в то же время предсказать им, чтобы дать возможность верить им, Бог время совершения их предрек ясно и несколько раз ясно выражал и самые тайны, но большей частью образами, с той целью, чтобы любившие самые образы остались при таковых, а любившие образуемое увидели его. (От этого произошло то, что при появления Мессии народы разделились: объяснявшие пророчества духовно приняли Его, а пони­мавшие их буквально отвергли Его, чтобы послужить Ему же свидетелями).

IV

662 Плотские1 иудеи не понимали ни величия, ни уни­чижения предсказанного в их пророчествах Мессии. Они не узнали Его в Его величии, о котором написано: Мессия будет Господом Давида, хотя и сын его2. Он был раньше Авраама, и тот видел Его**3. Они не поверили ни Его славе, ни Его вечности. Одинаково не признали Его ни в унижении, ни в смерти. Мессия, сказали они, останется вечно, а этот говорит, что умрет4. Так они не признали его ни вечным, ни смертным; но искали в нем только земного величия.

670 Евреи до того любили вещи вторичные и до того были увлечены их постижением, что явили совершенное незнание подлинной реальности, когда она наступила в предсказанное время и предсказанным способом.

_____________________

* См. Иоан. VI, 32; Гал. IV, 24; I Кор. III, 16; X, 2-6, 11; II Кор. III, 6; Римл. II, 28, 29; Евр. IX, 24.

** Автор имел при этом в виду следующие тексты Евангелия: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался,... Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. VIII, 56, 58).

164

 

 

V

745 Те, кому вера дается трудно, стараются оправдаться неверием иудеев. Если это было так ясно, почему же они не уверовали? — говорят такие люди, внутренне же­лая, чтобы те поверили и не подали бы примера к их собственному неверию. Но этот самый отказ иудеев уверовать служит основанием нашей веры. Мы были бы менее склонны к ней, будь евреи одного с нами мнения: тогда у нас был бы лишний предлог не верить. Достойно удивления, что иудеи созданы большими любителями предреченных событий и такими противниками их осуществления (и что притом самое противление это было предсказано).

VI

571 Чтобы дать людям средство уверовать в Мессию, необходимо было предпослать Ему пророчества, которые возвещались бы людьми, свободными от всякого подозрения, известными во всей стране за самых верных, прилеж­ных и ревностных.

С такой целью Бог избрал тот чувственный народ, которому и вверил хранение пророчеств, изображавших Мессию освободителем и раздаятелем земных благ, любимых этим народом. Вследствие этого евреи горячо возлюбили свои пророчества, обещавшие им Мессию, уверяя все народы, что Он действительно явится и именно в том виде, как это сказано в их книгах, которые они готовы были открыть для всякого. Однако, когда Мессия действительно явился, но в унижении и бедности, они, разочарованные в своих ожиданиях, сделались Его злейшими врагами. Таким образом, народ, который меньше всего на свете можно заподозрить в расположении к нам (христианам), благодаря несравненной ревности и приверженности к своему закону и пророчествам, сослужил нам добрую службу, сохранив их неприкосновенными.

165

 

 

VII

571 Отвергли и распяли Иисуса Христа, послужившего им соблазном, те самые люди, которые были и остаются хранителями книг, свидетельствовавших о Нем, предсказывавших, что Он будет отвергнут и сделается камнем преткновения. Самым отречением своим от Него они доказали Его истинность. Эта последняя одинаковым образом подтверждается как принявшими Его правыми иудеями, так и неправыми, отрекшимися от Него, ибо то и другое было предсказано.

Потому-то духовный смысл пророчеств, противный этому народу, был скрыт под любезным ему смыслом плотским. Будь явен духовный смысл пророчеств, евреи не­способны были бы любить их; а вследствие этого у них не достало бы усердия сохранить свои книги и свои обряды. Но если б они дорожили этими духовными обетованиями и сохранили их неповрежденными до пришествия Мессии, то свидетельство их не имело бы силы, так как они сами были бы Его сторонниками. Этим и объясняется прикровенность внутреннего смысла. С другой стороны, будь этот смысл скрыт до совершенной невозможности его обнаружить, он не мог бы служить доказательством в пользу Мессии. Что же было сделано? Внутренний смысл был прикрыт внешним во многих местах пророческих писаний, а ясно открыт лишь в некоторых. При этом, однако, предсказания, относительно времени и состояния мира, были ясны, как солнце. Духовный смысл так очевиден в некоторых местах, что не видеть его можно было только при том ослеплении, которое является следствием полного порабощения духа телу.

Таково было промышление Божие. Духовный смысл прикрыт другим во многих местах писаний и раскрыт в нескольких, но так, по крайней мере, что места, где он скрыт, могут быть объяснены двояко, т.е. из них может

166

 

 

быть извлечен и материальный, и духовный смысл, тогда как, где он раскрыт, двоякого объяснения быть не может — там смысл только духовный.

Таким образом, ввести в заблуждение это не могло, будь иудеи народом, менее преданным земному.

Ибо, если блага обещаны были в изобилии, что мешало им различать между ними блага истинные, как не их любовь к плоти, заставившая их видеть земное на месте духовного? Полагавшие же свое благо только в Боге исключительно к Богу и относили его. Воля человеческая действует под влиянием двух побуждений: корыстолюбия и любви. Это не значит, что корысть не совместима с верой в Бога и любовь к ближнему исключает привязанность к благам земным; но корысть, пользуясь дарами от Бога, служит миру; а любовь, напротив (пользуется миром и угождает Богу).

Наше отношение к вещам определяется конечной целью. Все, что мешает нам достигнуть ее, мы называем враждебным. Отсюда твари, хотя и добрые, — враги праведных, коль скоро отвращают их от Бога, и Бог сам является, таким образом, врагом тех, алчным стремлением которых Он препятствует.

Поэтому, если слово враг зависит от конечной цели, то праведные понимали под ними вавилонян; оттого-то выражение враги и было неясно только суетным. Исайя говорит по этому поводу: Завяжи свидетельство и запечатай откровение при учениках Моих (Ис. VIII, 16) и что Иисус Христос будет камнем преткновения (Ис. VIII, 14). Но блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. XI, 6). Также ясно говорит об этом и Осия: Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это, ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них (Ос. XIV, 10).

675 Хотя этот Завет имел свойство, просвещая одних, ослеплять других, но самими ослепляемыми он удостоверил

167

 

 

истину, которую должны были уразуметь другие; потому что получаемые от Бога видимые блага были так велики и так божественны, что могли служить несомненным указанием, что Он в состоянии дать им невидимые блага и Мессию.

VIII

757 Время первого явления Мессии было предвозвещено, о времени же второго никаких указаний не имеется*, потому что первое должно было совершиться в тишине; второе же в славе и при такой обстановке, что даже враги Мессии не могут не узнать Его. Но так как первое явление Его должно было быть лишь малозаметным л узнано только испытавшими Писание, то что могли сделать иудеи, Его враги? Принять Его значило бы доказать Его истинность, ибо это было бы естественным поступком со стороны хранителей обетования о Мессии; отречение было бы таким же сильным свидетельством о Нем.

IX

675 Иудеи видели чудеса и исполнение пророчеств; учение же закона их было любить и поклоняться лишь единому Богу, и это учение было постоянно, так что имело все признаки истинной религии, какой на самом деле и было оно. Но необходимо отличать учение иудеев от учения их закона. Учение иудеев, хотя и опиралось на чудеса, пророчества и непрерывность существования, не было,

______________________

* Вместо полного отрицания автор мог бы сказать: не предсказано с одинаковой ясностью; потому что время, времена и полувремя, упоминаемые у пророка Даниила (VII, 25 и XII, 7), и сорок два месяца у св. Иоанна (Апок. XI, 2 и XIII, 5), по-видимому, относятся сюда, по учению богословов. Но что значат эти времена и эти месяцы? Об этом в Писании ничего не сказано. Иисус Христос, открывая также признаки, предшествующие концу мира, прибавляет: «Когда вы все это увидите, знайте, что царствие Божие близко» (Мф. XXIV, 33; Марк. XIII, 29; Лук. XXI, 31). — Прим. в издании 1787 г.

168

 

 

однако, истинным, ибо чуждалось другой основы — поклоняться и любить только Бога.

601 Итак, иудейскую религию, как она передана в священных книгах, следует отличать от таковой в передаче народа Ее учение о нравственности и блаженстве смешно в передаче народа, но несравненно в писанном законе. Основание данной религии положено достойным удивления образом: это самая древняя и самая достоверная книга в мире; в то время, когда Магомет, чтобы сохранить свою книгу, запрещает читать ее1, Моисей с той же целью повелевает всем читать свою*.

Наша религия столь божественна, что лишь для ее подтверждения только и может существовать какая-либо другая божественная религия.

X

673 Fac secundum exemplar quod tibi ostensum est in monte1.

Обрядовая сторона иудейской религии была основана на уподоблении истине о Мессии, и эта последняя была признана иудейской религией, служившей ей образом.

Истина у иудеев — не что иное, как образ самой себя, и только на небесах она пребывает несокровенной.

Для Церкви эта истина также сокрыта и познается в связи с образом.

Образ создан от истины, но истина познаваема от образа.

Сам св. Павел говорит, что брак запрещался по людскому, а не по Божьему наущению2, но он же, рассуждая на эту тему в послании коринфянам3, создает своего рода мышеловку для самого себя. Ибо если бы некий пророк говорил одно, а затем, подобно св. Павлу, другое, то неминуемо был бы обвинен во лжи.

__________________

* Второз. XXXI, 11.

169

 

 

607 Кто будет судить о еврейской религии по ее грубым представителям, тот плохо узнает ее. Она ясно изображена в священных книгах и в передаче пророков, которые достаточно показали, что понимали закон не буквально. Так и наша религия, божественная в Евангелии, апостолах и предании, смешна в устах ее дурных истолкователей*.

XII

608 (Иудеи были двух разрядов: одни имевшие лишь языческие наклонности, другие — наклонности только христианские). По понятиям первых, Мессия должен быть великим земным царем. В глазах чувственных христиан Иисус Христос пришел для того, чтобы снять с нас обязанность любить Бога и дать нам таинства, которые все делают помимо нас. Ни то, ни другое понятие не согласно ни с христианской, ни с еврейской религией. Истинные иудеи, как и истинные христиане, приняли Мессию как научающего их любить Бога и посредством этой любви побеждать своих врагов**.

XIII

676 Завеса, закрывающая книги Писания для иудеев, закрывает их и для плохих христиан, а равно для всех, недостаточно презирающих самих себя. Но как легко становится понимать св. книги и познать Иисуса Христа, когда действительно презираешь себя1!

______________________

* Здесь, как и в следующем параграфе, автор подразумевает иезуитов, допускавших, что для примирения с Богом достаточно одного внешнего покаяния без действительного и искреннего желания человека очистить себя исповеданием грехов.

** Своих врагов, т.е. свои страсти.

170

 

 

608 Чувственные иудеи занимают середину между христианами и язычниками. Язычники совсем не знают Бога и любят только землю. Евреи знают истинного Бога и любят только землю. Евреи и язычники любят одни и те же блага. Евреи и христиане ведают одного и того же Бога.

XV

641 Это, очевидно, народ созданный нарочно быть свидетелем Мессии*. Он хранит книги, любит их, но совершенно их не понимает. Заранее предсказано, что судьбы Божии вверены им, но в книге запечатанной**.

703 Пока для поддержания закона являлись пророки, народ оказывал к нему пренебрежение. Когда же пророков не стало, их заменила ревность народа.

XVI

622 Так как время сотворения мира все более и более отдалялось, Бог дал миру современного бытописателя1 и стражем писания поставил целый народ для того, чтобы это повествование было самым достоверным во всем мире и чтобы все люди могли получить столь необходимое сведение, которого, помимо этого источника, получить нельзя.

XVII

578 Моисей был несомненно человек и способный, и умный; поэтому, если бы в своем бытописании он руководствовался собственным умом, то ясно не высказал бы ничего такого, что противоречило бы рассудку.

____________________

* Ср. Исх. XLIII, 10; ХШ, 8.

** Ис. XXIX, 11.

171

 

 

Так, самые, по-видимому, слабые стороны делаются сильными. Например, обе родословные — евангелистов Матфея и Луки — не ясно ли свидетельствуют, что между двумя авторами никакого предварительного соглашения не было?

624 Почему, например, Моисей изображает жизнь первых людей продолжительной и выводит так мало поколений1? Потому что события затемняются не от продолжительной жизни людей, а от множества сменившихся поколений.

Истина изменяется только по мере смены людей. Между тем, два самые достопамятные события — сотворение мира и потоп — он ставит2 так близко одно к другому, что современники того и другого почти соприкасаются (по малому числу отделяющих их друг от друга поколений. Так что в то же время, когда он описывал их, воспоминание о них должно было быть еще вполне живо в уме всех евреев).

625 Сим, знавший Ламеха, современника Адама, по крайней мере, видел Авраама; Авраам видел Иакова3, видевшего в свою очередь тех, которые видели Моисея. Стало быть, сотворение мира и потоп — события истинные. Ведь опорой подобному выводу служат люди, которым были хорошо известны указанные события.

626 Продолжительность жизни патриархов не только не вредила сохранению в памяти минувших событий, а напротив, способствовала этому. Если нередко человек бывает плохо посвящен в историю своих предков, то это происходит оттого, что он совсем не жил с ними, а когда достиг разумного возраста, тех уже не было в живых. Когда люди вообще жили подолгу и дети долгое время видели своих отцов, последние в течение продолжительного времени могли сообщать детям о прошлом. А о чем же было родителям беседовать со своими детьми, как не об истории своих предков, — в то время, когда вся история только в том и заключалась, когда не существовало ни

172

 

 

наук, ни искусств, составляющих теперь в значительной мере предмет обыкновенных житейских разговоров. Да и вообще в древних народах заметна особая забота о сохранении своих родословных.

XVIII

737 Чем более я исследую книги еврейского народа, тем более истин я открываю в них. Передо мной их прошедшая и последующая жизнь. Вот у них нет более ни идолов, ни царей; явилась, как и было предсказано, синагога и ее жалкие приверженцы — наши враги и в то же время замечательные, свидетели истины пророчеств, где предсказаны их жизнь и самое ослепление. Такая связь предшествующего с последовавшим мне кажется изумительной; я не могу не признать этой религии за вполне божественную по ее значению, продолжительности истории, по нравственным сторонам, по ее действиям, наконец, — по страшному ослеплению иудеев, как предречено: И ты будешь ощупью ходить в полдень*. Дадут книгу человеку, ведущему писание, и ответит: не могу прочесть**. Я поднимаю руки к моему Искупителю, который, согласно повторявшимся в течение четырех тысяч лет пророчествам, пришел пострадать и умереть за меня на земле именно в то время и при тех обстоятельствах, как было предсказано: по Его милосердию я мирно жду смерти в надежде навеки соединиться с Ним; и живу пока с радостью, пользуясь ли благами, которые Ему благоугодно ниспослать мне, перенося ли скорби и болезни, посылаемые Им для моего же счастья, и переносить которые Он научил меня Своим примером.

Поэтому я отвергаю все другие религии, а в этой религии нахожу ответ на все возражения. Верно, что

______________________

* Второз. XXVIII, 29.

** Ис. XXIX, 11, 12.

173

 

 

столь чистый Бог может открывать себя только чистому сердцу.

Я нахожу на самом деле, что сколько человечество ни помнит себя, ему постоянно объявлялось о его всеобщей испорченности и об имеющем явиться Искупителе; свидетель же этой истины не один человек, но множество людей и целый народ, нарочно для того созданный и провозвещавший ее в течение четырех тысяч лет. Народ, с которым по древности существования не может сравниться никакой из народов. 400 лет распространялись по миру его книги.

174


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.