Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дионисий, архимандрит афонского Иверского монастыря

Дионисий, архимандрит афонского Иверского монастыря Краткая записка о начале и продолжительности разных церковных служб на Афоне.

563

11

Записка о начале и продолжительности разных церковных служб на Афоне, написанная жившим в Москве архимандритом афонского Иверскаго монастыря Дионисием.

«Перевод с греческаго письма».

Во святой горе Афонстей обычай имеет такой: во владычних праздниках благовестят малую вечерню за два часа денных, а зимнею порою, как бдение бывает, благовестят за восемь часов ночных, а летнею порою за семь часов, и по вся воскресении за семь часов, и отпевание бывает от бдения во владычни праздники и по воскресным дням на восходе солнца, до отдачи часов, чтоб них тоне уснул после пения. А которому великому святому празнущему по уставу бывает також, как и прочие, а как бывает святому празнество, и в то время бдения не бывает, а бывает большая вечерня, и благовест бывает зимою за пол-три часа, а летнею порою за полчетыре часа, а завтреню начинают и поют за 6 часов до света, а поют в церкве пять часов, и выходят из церкви за час до света, чтобы братьи по кельям своим правило исполнить. А повсядневно зимнею порою поют вечерню за два часа, а летнею порою за три часа, а у завтрени повсядневной же зимою и летом всегда за четыре часа начинают и поем в церкве завтреню три часа и выходим за час до света, чтоб поотдохнуть небольшое время братьи и совершить бы им свои правила по кельям своим. А во обедни Ивана Златоустаго и во владычни праздники и по воскресным дням и повсядневно зимою и летом, как ударит два часа, учнут благовестить, и начнут обедню в третьем часу дни, и отпевают в четвертом часу.

 

 

564

А в трех постех в Рождественском, в Спожинском и в Петровском, когда поют аллилуйя, в понедельник, и в среду, и в пяток имеем иной чин потому, что на святой литоргии поем тайно в церкве предельной по чину, как ведетца в третьем часу без благовесту, и как ударит четыре часа и в пятом часу в соборной церкве благовестят и поют часы все сполна с поклонами, а после обедни роздают братье просфиры. Сей чин ныне токмо в монастырех Святые Горы совершаетца, а в мире и по градом такие чины не бывают, и невозможно быть такому чину по мирским церквам, только бывают в третьем или четвертом часу дни поют часы, а потом обедню, еслицы хотят, другие ж часы поют, кроме литоргии.

А в Великом посту в Афонстей Горе благовестят и начинают завтреню за пять часов и стоят в церкве в пении заутренном четыре часа, и выходят из церкви за час до света. А часы поют как ударит три часа, в четвертом часу дни благовестят и поют третий и шестой час по чину со чтении, потом выходят из церкви. А как ударит шесть часов, на седьмом часу благовестят и поют девятый час и вечерню по обедни, а как совершается в среду и пяток преосвященная (преждеосвященная) обедня, и выходят из церкви в девятом часу, и братия пойдет за трапезу, а из трапезы выходят в девятом часу. А повечерницу поют за полтретья часа до вечера против мца (месяца), как случитца. А в субботы и в недели в Великом посту начинают обедни в третьем часу дня, а от обедни выходят в субботу в четвертом часу, а в неделю в пятом часу для Великаго Василия. А в Светлое Христово воскресение Пасхи и во всю Светлую неделю начинают обедни во втором часу дни и совершаетца в третьем часу.

Сей чин и обычаи держат монастыри все Святые Горы, только в миру и по городам небольшим бывает отставлено ис того чину монастырскаго, и то бывает в миру во втором часу дни обедня начинают и отпевают в третьем часу для мирских покоев, и всеночные бывают менши и завтрени потому ж менши для мирских покоев и для нужных времян. А в трех постах: в Рождественском,

 

 

565

в Успенском, в Петровском, егда поют аллилуйя, тогда не поют часов после обедни, якож во Святей Горе Афонстей, потому что в миру невозможно так быть, а только в монастырях, а поют часы междочасии и поклоны с третьего часа и до четвертаго потом и обедню, а иные и без обедни только часы одни поют междочасии и поклоны. А и Великий пост по городам в миру часы начинают в шестом часу и поют вместе третий, и шестой, и девятой, и вечерню, якож и зде на Москве бывает ныне такожде, и в наших странах в миру везде так бывает. А в наших странах в мире только не большая рознь, и Афонстей горе управление ради мирских человеков, во всех прочих единогласие и един чин и обычаи и соединение обретаетца.

(Греч. дела 7174 г. №4)


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.