Поиск авторов по алфавиту

Автор:Корсунский Н.

Корсунский Н. Предварительные замечания творения Оригена «О молитве»

О МОЛИТВЕ,

ТВОРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ ОРИГЕНА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Амвросий, знатный и богатый урожденец Александрии, сам любивший учение и покровительствовавший ученым, исправлявший при императорском дворе значительные и высокие должности и разные от него поручения, имел большое влияние на писательскую деятельность учителя Церкви Оригена. Обязанный Оригену и самым обращением своим в христианство, он доставлял своему духовному отцу и верному до самой смерти другу не только богатые материальные средства для издания его· ученых трудов, по постоянно он и поводы давал и побуждал своего учителя к писанию различных сочинений. Такому же побуждению и требованию со стороны Амвросия обязано своим происхождением и творение Оригена «περὶ εὐχῆς» «о молитве». К какому времени относится написание Оригеном сего творения, в точности это определить нет способов; во всяком случае оно писано было не в Александрии, следовательно, написано не ранее, 231 г. по Р. Хр.

3

 

 

4

А) Содержание этого бесспорно подлинного, богатого мыслями, а по форме развитого строго логически творения Оригена вкоротке можно передать в таких чертах.

Вступление. Многое человеку, если он будет опираться лишь на свои естественные силы, невозможно; но при содействии благодати Божией и невозможное делается для него возможным (§ 1). Это же самое нужно сказать и о правом роде и образе молитвы и о написании такого рассуждения о сем, которое соответствовало бы достоинству предмета (§ 2).

Б) Первая часть творения. После обстоятельного разбора, что значит слово «молитва» (§§ 3 и 4), производятся возражения некоторых псевдо спиритуалистов и предестинациан того времени против полезности и необходимости молитвы (§ 5) и дельно опровергаются (§§ 6 и 7). После этого излагаются мысли о том, как должно приготовляться к молитве; какой образ мыслей и расположений должен быть признаваем правым при молитве; это: предварительное прощение всех обид, страх Божий и вера (§§ S—10). При соблюдении этих условий, говорит Ориген, наша молитва тем легче может быть услышана, что вместе с нами и за нас тогда молятся и Христос, и ангелы, и святые, в особенности же наш св. ангел-хранитель (§§ 10 и 11). Далее излагается, как часто следует молиться (§ 12); как необходима молитва и как она полезна; каких земных и сверхъестественных благ участниками мы делаемся чрез молитву (§ 13). Еще далее излагаются четыре рода молитвы, а именно: молитва просительная, молитва смиренного преклонения пред Божеством, ходатайственная и благодарственная (§ 14); при этом излагается, что обожение, благоговейное поклонение должно быть воздаваемо единому Богу Отцу (§ 15). Наконец, в выражениях теплых и убедительных рекомендуется просить Бога преимущественно о сверхъестественных дарах и благах духовных, потому что блага и дары земные и телесные по сравнению с теми

 

 

5

гораздо меньшую имеют ценность и по мере нужды сами собою подаются Богом (§§ 16 и 17).

В) Вторая часть творения. В §§ 18—30 Ориген объясняет молитву: Отче наш, истолковывая из оной прошение за прошением и предлагая глубокомысленные объяснения. Это объяснение молитвы Господней вообще относится к превосходнейшим из тех, какие Ориген дал на свящ. Писания.

Г) Заключение. Напоследок Ориген рассуждает о положении тела при молитве и о местах, где приличнее молиться (§ 31), потом о той стране мира, к которой должно обращаться при молитве (§ 32), о четырех составных частях каждой молитвы и об их взаимной последовательности (§ 33). В заключение Ориген просит о снисходительном отношении к его творению и при этом замечает, что в последующее время, быть может он, напишет другое, лучшее сочинение о том же самом предмете (§ 33).

По местам в сем творении Оригена встречаются заблуждения его и его личные мнения: они в подлежащих местах будут нами оговорены и вкоротке обсужены.

Уже но этому сухому остову можно судить о том, как всесторонне и обстоятельно обсуждается Оригеном избранная им тема, как затрагиваются в творении все пункты, которые при этом могли быть приняты к соображению. В дополнение к этому книга обращает на себя внимание самою своею формою; почти сплошь она написана языком простым, спокойным, можно сказать даже общедоступным. То же, что делает это творение особенно привлекательным, это бесчисленные и хорошо подобранные места из свящ. Писания, которые придают книге Оригена вид великолепной мозаики, всю же ее делают истолкованием на различные места святой Библии, сопоставленные искусно, и все-же непринужденно.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.