13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Никольский Константин, прот.,
Никольский К., прот., О священных одеждах церковнослужителей
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Христианское чтение. 1889. № 3-4. Спб.
прот. Константин Никольский
О священных одеждах церковнослужителей.
В древности, как видим из правил вселенских соборов (VII всел, соб. прав. 14 и VI всел. соб. прав. 33 1), кроме посвящения в чтеца в зрелом его возрасте, кроме церковно-служительского посвящения, совершавшегося архиереем чрез руковозложение (χειροθεσία), было еще пострижение в детстве— пострижение причетническое (τὴν κουρᾶν κλήρου). Пострижение, совершаемое в детстве, могло быть совершаемо и не архиереем, а иереем. Дети чрез пострижение в детстве не сопричислялись к клиру, не получали позволения входить в церковном собрании на амвон. Они, говорить Зонар, быв посвящены Богу в детстве, имели только пострижение на голове и более ничего (объясн. 14 прав. VII всел. соб.). Дети, получившие пострижение от иерея, по приходе в возраст, который по новелле Юстиниана определялся в 18 лет (Феодор Вальсамон, толков. на 14 прав. VII всел. соб.), а по Зонару, в 14 лет (толк. на 20 прав. карфагенск. соб.), должны были, для поступления в чи-
1) В 14 правиле VII вселенского собора сказано: «И понеже видим, яко некие, без рукоположения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископского руковозложения (ἐκτός χειροθεσίας νηπιόθεν τὴν κουρὰν τοῦ κλήρου λαμβάνοντας τινας, μήπω δὲ παρ’ ἐπισκόπων χειροθεσίαν λαβόνταц) в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами). В 33 правиле VI вселенского собора сказано: «некоторые, не получив церковно-служительского пострижения, поставляются священнопевцами и чтецами божественного крана... Никому да не будет позволено с амвона возглашати божественные словеса народу, по чину сопричтенных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением, и получат благословение от своего пастыря согласно о правилами.
378
— 379 —
сло клириков-чтецов, получить посвящение от самого архиерея (толков. Зонара, Аристина, Вальсамона на 14 прав. VII всел. соб. и на 33 прав. VI вселен. соб.). Если же кто в детстве был пострижен архиереем в чтеца, тот, по приходе в возраст, вновь не принимал производства в чтеца (Вальсамон, толков. на 14 прав. VII всел. соб.).
При пострижении, совершавшейся над детьми, дети облачались в особую одежду. Но какого она была вида, покроя—не известно. Феодор Вальсамон, писатель XII в., говорит только, что она была черного цвета. «Облекшись в черную одежду, они», объясняет он, «как бы посвящались Богу» (Вальсамон, толков. на 14 прав. VII всел. соб.). А так как это пострижение было как бы посвящением Богу, то оно было иное, нежели так называемые «постриги», которые соединялись с посажением постригаемого на коня, с подвязыванием ему меча, и изображали переход из младшего возраста в отроческий.
Одежда свещеносца.
Кроме посвящения детей иереем, которое не сопричисляло их к клиру, не давало права входить на амвон для чтения, было посвящение лиц, которые по своему званию были также ниже звания чтеца-клирика, которые должны были прислуживать в алтаре и носили название свещеносцев.
Свещеносцы в древности у греков еще назывались депутатами. Они при посвящении облачались в особую одежду. Иоанн, епископ китрский (Citri), живший около 1203 года, говорит, что депутаты (δεποτάτοι), нося мантию (μανδοωφοροῦντες, pallia ferentes), предшествуют с лампадами святому евангелию, когда оно выносится на амвон для чтения, или святым дарам в шествии их к святой трапезе и возвращении их в предложение (Juris Graeco-Romani Leunclavii ed. Francfurti. 1596, t. I,p. 328). Посвящение свещеносцев предшествовало посвящению в чтеца-клирика. Два руковозложения (γειροθεσίαι), говорит Симеон солунский, писатель XV века, совершаются вне алтаря, как-то: чтеца и иподиакона. Есть и другие руковозложения на
— 380 —
должности (ὀφφικίων), например, депутата или свещеносца (δεποτάτου ἢ κηροφόρου), совершавшиеся прежде руковозложения в чтеца, впрочем, прибавляет Симеон солунский, уже не совершающиеся, и ныне как бы совершенно прекратившиеся, хотя в церкви фессалоникийской незадолго пред этим были и в древних уставах описаны (Patrol. ed. Migne t. 155, cap. 155, p. 362. В рус. переводе изд. спб. дух. ак. гл. 124, стр. 207).
При посвящении свещеносца, у греков читалась особая молитва. В ΕὐχολόγιονГоара (ed. Paris. 1647. p. 237) ивCommentarius de sacris ecclesiae ordinationibus Морина(ed. Antverp. 1695. p. 66) находим молитву на руковозложение депутата или свещеносца (δεποτάτου καὶ κηροφόρου), ту самую, которая ныне находится в чине поставления свещеносца и чтеца (Чиновн.): «Иже всю тварь светом просветивый чудес Твоих Господи»...
В русской церкви посвящение в свещеносца, особое от посвящения во чтеца, совершалось и после того времени, в которое оно прекратилось в Греции, и после XV столетия. Как звание свещеносца, носившего наименование пономаря, так и обязанности его считалась иные, нежели чтеца. Ставленные грамоты были особые для свещеносца (пономаря) и особые для чтеца (Акты юрид. изд. археогр. комис. № 387 и 388). В ставленной грамоте 1504 года свещеносцу указано было «да икать власть свещи зажигати, на тябле, пред образом Господа нашего Иисуса Христа и пред Пречистою его Богоматерию и святого пророка и предтечи Крестителя Господня Ивана и прочим святым, также светиленца вжигати, и внегда иерей в перенос идет дары нося потир и святое блюдо, и он пред святыми дверми в перенос свещи носит пред ереом да дръжит молитву Иисусову во устех, и дору и Богородичен хлеб держит пред ереом, а он держа молитву Иисусову во устех внегда иерей заамвонную молитву говорит, и прочую службу совершает пономарьскую (Акты юридич. изд. археогр. ком. № 388, стр. 410).
О чине посвящения в свещеносца, совершавшемся на Руси особо от чина посвящения во чтеца и певца, есть свидетельства XV—XVII столетий.
— 381 -
В послании 1490—1494 года новгородского архиепископа Геннадия митрополиту Зосиму сказано: Дьяки ведь у церкви велено ставленные дръжати, простому не велено на амвоне ни чести, ни пети; а се и священники (т. е., кого посвящаешь) ставишь ты господин отец наш, первое в свещеносцы, сиречь, в пономари, таже опять в дьаки в четци и в певци, да после в подиаконы (Акты Истор. т. I, № 101, стр. 144).
В печатных молитвословах (требниках), изданных в Венеции в 1538 и 1570 годах, находится особый «Чин, бываемый на поставление свещеносца и церковника» и особо «Последование на поставление чтеца и певца и всякого книгочия или инии кои премудрости» 1) Подобным образом в рукописных сборниках XV, XVI и XVII столетия находится чин посвящения в свещеносца особый от чина посвящения в чтеца и певца. (В рукописях библиотеки с.-петербургской духовной академии: № 1488, № 1070, № 27/1104). По указанию чинапосвящения в свещеносца, приводится посвящаемый к архиерею и преклоняет главу. Архиерей знамевает его рукою, произнося молитву: «Иже всякого создания», — потом одевает уставленным одеванием (рукопись XV века Софийской библиотеки) 2), в иную одежду.»
1) В венецианских требниках 1538 и 1570 г. следующий: Чин, бываемый на поставление свещеносца и церковника. Приводится таковии к архиерею или к патриархоу и прекланяием гловоу и знаменоуиет архиереи молится сице: Иже вьсяко сьздание лоучею, просветивь чюдесь твоих Ги]. иже и прежде бытиа члчскьие, разоумы провидеи, по подобию и предльложению избрании в стадо своие, слоужити тебе поукрепляи иего к своим заповедемь сам Вл]ко Ги] Боже и раба твоего имерек предьстоиещиимти светоносна ст]ыим твоим тайнам изволил иеси и оукраси иего неблазнимь и пречистым твоимь одеждам яко да просвещен боудвть в всем веце и в боудоушаго соуда и tтебе великаго Ба] и Сп]са нашего i]у х]а наследить царство нбсноие в векы века да оусрещет тебе и приметь живот и нетленни венць с избранили твоими и в весемием и не изреченим бл]жестве вовглашь яко светисе и прослависе пречьe]ноие име твоие ѡ]ца сн]а и ст]аго Дх]а и н]ня присно и в веки веком аминь. Потом одевает иего в иною одеждоу и мл]твою отпущиет иего иде в домь свои радуие о Г]и. аминь.
2) Оустав бываемыи, на поставление свещеносца. Привозим бы-
— 382
(Молитвослов изд. в Венеции). Какая была, по указанию чинов, «установленная одежда», «иная одежда», не объяснено. Иоанн Китрский, как видели выше, говорит, что свещеносцы, при несении на службе лампаду, были в мантии. Какого она была вида, покроя—не известно.
Одежда чтеца.
Об одежде чтеца есть более ясные указания древности. Но сперва должно заметить, что хотя посвящение во чтеца — более высшую степень церковнослужителя, нежели свещеносца, всегда принадлежало архиерею, но с тем вместе существовало правило, которым по некоторым обстоятельствам дозволялось игумену, имеющему сан иерея, посвящать в своем монастыре во чтеца. В правиле (14) VII вселенского собора сказано: «рукоположение (χειροθείαν) во чтеца творити позволяется каждому игумену в своем и только в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение (χειροθεσία) от епископа в начальство игуменское, без сомнения, уже будучи пресвитером. Подобно и хорепископы, по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производить чтецов». По словам Феодора Вальсамона, была нужда в таком дозволении. Он говорит: «правило, чтобы не иначе кто читал на амвоне божественные писания, как если примет печать пострижения чрез епископское рукоположение, должно быть соблюдаемо и по отношению к монахам. Но поелику это признано,
вает таковыи ст]ителю прекланяеть главу. изнаменает ее ст]ль молится сице. Мол. Иже въсю тварь светомпросветив чюдес твоих Г]и. иже и прежде бытиа чл]чскых обычаев: веды и поеже быти преложениа коегождо исчитая. служити тебе хотящих укрепляя, ты и раба своего имрк предходити свещу нося с тых твоих таин възлюбивша, оукраси не скврънными ти и прчт]ыии красотами, яко да светел и в боудущем оусретит тя веце, прииметь живота не тленныи венец. С избранными ти веселяся присносущных блженьстеом.
Взглашние. Яко ст]ися и прославися въсечестное и великолепое имя твое. О]ца и сн]а и ст]го дх]а и нне и прсно и в векы векомтаж. Одевает его о уставленныимодеванием и помолився о нем. Отпоустит (См. рук. библ. спб. дух. акад. № 1488, л. 22 и обор.; рук. № 1070, л. 302; № 1100, л. 201-202: рук. К. б. № 21/1104 л. 1—2 об.).
383
как кажется, неудобным для монахов, которые живут по большей части в пустынях и не могут легко приходить в город и являться к епископам, то дозволено игуменам, получившим утверждение от епископов, если они пресвитеры, в случае необходимости, делать монахов чтецами в своем монастыре, дабы они невозбранно читали божественные писания на амвоне (правило св. апост. и собор., изд. Моск. общ. дух. проси., вып. 3, ч. 2, стр. 696). В указанном правиле (14) VII вселенского собора не предписывается игумену, при руковозложении (χεφοθεσία) им чтеца, постригать его. Вероятно, имеется в виду, что монах принял уже пострижение при вступлении в монашество. Не указано, чтобы руковозложенный шумном чтец облачался в какую-либо особую одежду. Очевидно потому, что посвящаемый предполагается главным образом монах; монах же может участвовать при богослужении и в монашеской одежде. Посвящение чтеца игуменом, по указанию правила, состояло в руковозложении. Чин же руковозложения в чтеца, совершавшийся игумном, не известен.
Греческий древний чин посвящения в чтеца и певца, совершаемый архиереем, находить: в ΕὐχολόγιονГоара (ed. Paris. 1647, p. 233—237); в ΑρχιερατικονГаберта (ed. Paris. 1643. p. 37, 38), и в Commentarius de Sacris ecclesiae ordinationibasМорина (ed. Antverp. 1695. p. 58, 66—68. 106—108). У всех их в чине указано, что архиерей сперва постригал крестообразно главу у посвящаемого, потом посвящаемый кем-либо из клириков вполне обстригался, как клирик. После сего приводился к архиерею, и он, взяв фелонь (φαιλώνιον—tunica1),
1) Фелонь не имела рукавов, а имела отверстие для головы. Слова φαιλόνηςи φαινόληςзаменяются одно другим и производятся от φαινεσθαι ὅλον, то есть, одежда раскрывающая, а незакрывающая, подобно хитону, тунике, тоге, которыми покрывается все тело. Свицер говорить, что слово φαινόληςсперва было прилагательное к слову χιτων, именно, φαινολης χιτων translucens et per lucida tunica(Thesavrus eccles.) прозрачный хитон. У латин фелонь называлась Paenula. Можно полагать, фелонь называлась также словом ἐπωμις — superhumerale — одеждою, покрывающею плечи. В книге Ἀποφθέγματα τῶν ἁγίων γερόντων, т. е., в сказании об отцах, живших в IV и V веках, напечатанной
— 384
надевал на него. Затем, трижды благословлял главу, и, положив на нее руку, читал молитву: «Господи Боже Вседержителю», которую и ныне читает архиерей, при посвящении во чтеца. После сего давался чтецу для чтения Апостол, а для певца— Псалтирь. У Симеона солунского находится чин посвящения во чтеца, с указанием значения священнодействий (Patrol, ed. Migne, t. 155, cap. 158, 159. 186. p. 364, 365, 395. В русском переводе изд. спб. дух. акад., гл. 126, 127. стр. 210, 211). Особенность у Симеона солунского, против изложенных греческих чинов, та, что, по указанию чинов, посвящаемый приводится к архиерею мирянин—в простой одежде и с открытою головой (μετὰ ἰμάτιον, ἀσκεπῆς—in solita veste et capite nudato), а монах—в мантии, (μετὰ μανδίον, Гоар, p. 233). У Симеона солунского же вообще о том и другом говорится, что иерарх, благословив черную одежду, повелевал надеть ее на поставляемого (гл. 126). «Чтец», говорит Симеон солунский, «получив благословение, одевается в черную одежду, по смирению и сокрушению; ибо это знак скорби—широкая и достигающая до нот, ради благоговения и божественной любви; опоясуется, потомучто он должен служить. Эта одежда есть общая для всех (священнослужителей), и, как говорят, есть дар царский из почтения к священству» (гл. 154). «Пострижение же власов означает посвящение, потому что власы суть как цвет всего тела,—
вкниге: Ecclesiae graecae monumenta, ed. Cotelerii. Paris. 1677. t. I, p. 551) находится такой рассказ: когда авва Моисей сделан был клириком (κλήρικος) и облекли его в наплечник (τὸν ἐπωμίδα— superhumerale) 1), архиепископ сказал ему: вот ты теперь весь стал белым!. Слово ἐπωμις, вероятно, означало фелонь. Слово ἐπωμις— наплечник в Библии, в греческом переводе 70 толковников, означает ефод—одежду на плечах (Исход. ХXVIII, 16; Сирах. XLV, 8). В русской же Библии, переведенной с еврейского языка, одежда Давида, в которой он скакал пред ковчегом (в греческом переводе 70 толковников—ςολή) также названа ефодом льняным (1 Пap. XV, 27; 2 Царств VI, 14).
1) В переводе Ἀποφθέγματαв книге: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», изд. в Москве 1845 г. стр. 157, ἐπομίδαпереведено словом стихарь—можно сомневаться в точности такого перевода.
— 385 —
и выражает то, что от человека приносятся Богу начатки. Затем, на главе, на которой сделано начало пострижения, совершается большое пострижение от некоего клирика в знамение того, что верх и глава всех—Христос, что Он есть печать и знамение посвящаемых Ему; Он на них почивает, освящает господствующую (силу души их) и есть глава их» (гл. 126, 127). Касательно облачения в фелонь Симеон солунский говорить: «чтец имеет особую одежду, присвоенную его чину иназываемую камизион (καμίσον—camision) или по своему виду (κατὰ τύπον) краткий фелонь, или стихарь из льна, означающий начало священства, потому и краткий,—или покров Божий; она бывает или багряная, по подобию багряной одежды Спасителя, или белая, ради чистоты священства и просвещения от Бога (Migne, с. 186, р. 395; в русском перев. гл. 154; стр. 242). Чтец фелонь надевает на выю, как вступивший под ярмо священства, пребывающий под покровом Божиим и посвящаемый на служение Богу» (Migne, с. 159, р. 666; в русск. перев. гл.127, стр. 211). Из указанного места Симеона солунского, по-видимому, можно было бы заключать, что одна и та же одежда есть «малый фелонь» «камизион» и стихарь из льна. Но малый фелонь и камизион нельзя смешивать с стихарем. Чтецы и певцы в древности не носили стихаря. Стихарь получал при своем посвящении иподиакон. Тот же Симеон Солунский говорит, описывая посвящение в иподиакона, что при этом снималась с него одна одежда— камизион, и надевалась другая—стихарь. Значит, по свидетельству Симеона солунского, обе одежды были не одно и тоже. Приводится, говорит он, назначенный к рукоположению во диакона в черной одежде и багряном кратком фелоне(μετὰ τοῦ μέλανος ἰματίου καὶ τοῦ πορφυροῦ καμισίȣ).
По повелению архиерея, (поставляемый) снимает краткий фелонь и надевает стихарь (ἀπὸ ἀθετα: μὲν τὸ καμίσιον ἐνδύεται δὲ στχάριον; cap. 163, p. 367; в русск. перев. гл. 130. стр. 213). На основания сего, нельзя согласиться с предположением профессора Голубинского, который говорит: «чтецы и певцы были приняты (в древности) за одно с диаконами, вследствие того,
— 386
что носили одну и ту же одежду, т. е., стихарь (и так как диаконы носили на стихарях орари, а чтецы с певцами— нет, то сначала диаконы назывались диаконами оральными, а чтецы с певцами просто диаконами, а потом первые стали называться просто диаконами, а вторые—уменьшительным именем диак). Из этого следует, что у нас чтецы и певцы начали носить диаконский стихарь еще в период домонгольский и в более или менее первого времени. А так как это случилось у нас, нет сомнения, по примеру греков, то из сего следует, что и у последних стихарь заменил собою, как одежда чтецов и певцов, малую фелонь, которую видим в менологии императора Василия более или менее вскоре после него». (История русской церкви, 1881 г., т. I, полов. 2, стр. 229). С мнением г. Голубинского, что чтецы и певцы носили ту же одежду, что и диаконы, именно, стихарь, нельзя согласиться потому, что в древних греческих чинах посвящения в иподиакона, как выше сказано, видим две разные одежды—фелонь и стихарь; сперва указывается снятие фелони с посвящаемого и затем надеваниена него другой одежды—стихаря. Так видим в древних чинах Εὐχολογιων’а Гоара (р. 242), в ἈρχιερατικὸνГаберта (р. 45) и в Commentarius de sacris ecclesiae ordinationibus Moрина (p. 68 и 65). Иподиакон, aне чтец, облачался в стихарь. И в России, во время близкое к порабощению ее монголами, чтецы носили не стихарь, а фелонь. Это видно из определения Владимирского собора, бывшего в 1274 году. В определении изъясняется 15 правило Лаодикийского собора таким образом: «Паки-же сбора, иже в Лаодикии (правило 15) не освященоу ни пети, ни чисти на аибове, или божествьнаго словесе людем почитати, аще священничьскаго постриженья на главе не имать, ни благословения от своего пастыря, по святым правилом, не приял боудет; аще приял боудет, обаче-же и таковоуму несть инако како пети или чисти на анбоне, аще на облечеться в белъия ризица. Малъия же ризица глаголеться гречьскымь языком диффера 1) или фелонь» (Русск. Истор. библиот.
1) Слово «диффера» находится в правиле 15 лаодикийского со-
— 387
изд. археогр. комисс., г. VI, стр. 98). Из такого объяснения правила собора ясно, что чтецы XIII века облачались не в стихарь, а в малую ризицу, в фелонь, Затем чтецы носили фелонь в России в XVI и XVII веках. Это видим и в ставленной грамоте, даваемой им, и в самых славянских чинах посвящения как в чтеца и певца, так и в иподиакона. Так в ставленной грамоте 1504 года дьячку сказано: се яз пресвященный архиепископ Великаго Новагорода и Пскова влодыка Генадей поставил есмь Левонтья Филипова сына в свещеносцы, единой жене мужа, а не вдову понял, и знаменах есмь его в дьяки к церкви святаго Христова Чюдотворца Николы на Дворище: да имать власть на крылосе пети, а на амбоне прокимены глаголати, и чести чтения и паремьи, и апостол, имея верх прострижен, нося краткый фелонь (Акты юридич. изд. археогр. комм. № 387, стр. 410). В печатных славянских молитвословах (Требниках), изданных в Венеции в 1538 и 1570 годах, чин посвящения в чтеца тот же, какой видели в греческих чинах. В них сказано, что после пострижения главы, сперва архиереем, потом-же клириком, надевают на пестри-
бора: «Кроме певцов, состоящих в клире на амвон входящих и по книге поющих (ἀπὸ διφθέρας ψαλλόντων) не должно иным некоторым пети в церкви». Это правило в славянской Кормчей книге (например, изд. в Москве 1787 г.)—так изложено: «Без малых ризиц никтоже на амвон да не взыдеть». И за сим в Славянской Кормчей следует толкование этого правила— буквально то же, которое выше видели в определении Владимирского собора 1274 года. Под словом же «δίφθέρα» многие толкователи разумеют не фелонь, а книги, которые читают и по которым поют при богослужении. Так, Зонара объясняет правило Лаодикийского собора таким образом: «Отцы собора желают, чтобы в церквах была соблюдаемо благочиние; почему и сказали, что не должно в церквах петь каждому, кто хочет, но каноническим певцам, то есть определенным в клир, рукоположенным в каждую церковь, поющим по книгам. А книгами (διφθέρας) отцы назвали те книги, которые славный Павел в послании r Тимофею назвал кожаными (μεμρράναι), написав, принеси книги, паче же кожаныя (2 Тим. IV, 13), ибо словом «διφθεραι» называются кожи, из которых выделывается пергамент. Итак, говорить, что отцы собора назвали кожаными церковные книги (Правила св. поместных соборов с толкованием, изд. москов. общ. дух. просв., вып. I, стр. 225).
— 388 —
женного льняную одежду 1). И в рукописных чинах XV, XVI XVII столетий сказано, что постриженный во чтеца надевает фелонь 2). Итак, чтец, в древности, не облачался в сти-
1) Последование на поставление чьтца и певца и вьсякого книгочиа или инии кои премоудростли.
Приводитсе к архиерею таковии книгочиа некоимь клириком или tиного правос]щевннка и назнаменоуиет иего трищи главоу иемоу и стрижет t неего власи крс]та ѡобрано к глиетъ сище в име ѡ]ца к сн]а и ст]го Дх]а и вьзглащаиет веси соущи снимь аминь, и пакы клирици поймут с собою вьседалищи цр]ковне, и потом сьврьшене, tиного иединого клирика стрижетсе образне. и пакы приводитсе к превьсщ]енникоу иеть и вьзьмь льненоу одеждоу и одевает иего. и пакы знаменоуиет главоу потрыщь главоу иего полагаиет роукоу нань я мл]ится сице: Γ]и Боже вьседрьжителю избери раба твоего сего и освети его, и т. д. (та же молитва, которая и ныне в чине поставления чтеца). И по амине оубо вьдаиется чьтцоу книга апостольска. и мало почьть прииемлиет t прьваго сщ]енинка мир. Певцемь повелеваиет пети, множе имамы обычаи и глиет прокимень.
2) Оустав бываемый на поставление четца и певца.
Приводим бывает таковый к ст]лю и речет ст]ль Блcвен Б]ъ наш вьсегда и ны]е и дриc. Таж Тр]тое и до О]чe нашь. Троп Апcи ст]ли молите милости. Ват Б]а Друг Ѡтуст твоих яко злато в зе и ст]му. Василю. в всю землю изыде вещание твое, и стли оу Григорию Бг]ослову Пастарскыи сѡпль. Славан]н Бѡгмлтвами Ги] всех ст]ых и Бц]я. Таж прекрестить главу его трижды рукою и постригает и крстообразно гл]я. Во имя оц]а и сн]а и ст]го дх]а. Възглащм предстоящих на коеждо именование. Аминь. Таже некым οтклирик постригаема бывает плешь его. И тако пакы к cт]ителю приводим бывает. И ст]ль прием фелонь одевает и и пакы трижда рукою главу его крcтаобразно знамевает. Възлагает наню руку и молится сице. Мол Ги] Бе въседръжителю, набери раба своего сего и ос]ти его и сподоби с всякою премудростью и равумомъбжетв]ны ти словес. Поучение и прочитание творнти съблюдая его в непорочне житии. Взглашние. Млтcию щедротами и члколюбием единороднаго ти сн]а с нимже блсвен еси с претым и блгьи]м и животворящим ти дхх н]е и прcно и в век веком и по Амине. четцоу оубо даются книги Ап]льекыя и речет диакон. Премудроc и чтец ѱл]м двдв Диакони вонмем чтець прокимен оуста моя в зглаголють премудрость и поучение сердца. Стих. оуслышите сиа въси языци. Диакон. Премудрость и чтенье или Деаниа или посланиа к кым пригодится и почтеть мало начало и пакы конец. Таже ст]ль мир ти и диакон премудтрость и чтець поет Аллилоуиа. Таж
389 —
харь. Голубинский говорит, что «собственно название краткой фелони или малой ризы у греков было χαμισιον, что значит рубашку (от латинского слова camisa, camisia, из которого французское chemise), но надеваемую не непосредственно на тело, а по верх другой, в собственном смысле, рубашки, как бы блузу (ибо собственно рубашка у греков от этого καμίσιονесть ὑποκαμίσιον), по своему названию, краткая фелонь должна бы быть коротким стихарем. Весьма вероятно, что такою она и была в древнее время (Истор. русск. церкви, г. I, пол. 2, стр. 228). Голубинский, говоря, что собственно название малой фелони у греков было καμίσιον, ссылается на Симеона солунского (у Миня гл. 365 и 396) и на Кодииа (De officiis Constantinop., с. 6, у Миня и 157, р. 61 fin). Оба эти писателя жили в XV столетии, и то верно, что в их время фелонь назывались также и словом καμίσιον. Но в древних указанных выше греческих чинах посвящения в чтецы, равно и в определении русского Владимирского собора XIII века, затем, в указанных чинах славянских XV—XVII веков нет слова καμίσιον, а только встречаем название фелонь.
Не вдаваясь в решение вопроса и происхождении καμίσιον, обратим внимание на то, что на востоке были лица, называвшиеся камисатами, которые, значит, носили καμίσων. Иоанн, епископ китрский, живший около 1204 года, говорит о камисатах (καμισατοι), прислуживающих в алтаре. Они, говорит он, занимались тем, что приносили в алтарь горячие уголья, разогревали священные котлы, в известное время наливали горячую воду в священные сосуды (Leunclavius juris Graeco-Romaniр. 328). Такие обязанности камисатов показывают, что камисаты едва-ли были одно и то же, что свещеносцы; также никак не сле
стих 1. Священники твои облекутся в правду и прдн. стих. 2. Нб]са поведять славу Божию. Таж бывает от ст]ля отпуст. Ащели же будет певец поставляемый. Прием святитель псалтирь и благословив даст ему. Он же мало пев в нем и прием мир отсвятителя отпущен бывает (Рукоп, библ. спб. дух. акад. № 1488, л. 24—25; № 1070, л. 352 об.: № 1100, л. 202; № 27/1104, л. 2, об.—6).
— 390
дует считать их за одни и те же лица с иподиаконами,— и одежду их — камизион — принимать за одно с стихарем. По крайней мере, нет доказательств, что камисаты и иподиаконы были одни и те же лица, и их одежда—камизион и стихарь—одно и то же. Одежда, называвшаяся камизион, была и не в числе церковных одежд, носимых на востоке. В Лавсаике Палладия говорится о некотором Магистрионе, который одел благочестивую женщину своими одеждами—камизиами и хламидою (τοῖς καμισίοις καὶ τῇ χλαμῆδι) (Palladii Historia Lausana Lugdini Batarorum 1614, p. 154). Итак, мнение, что одежда камизион была то же, что и фелонь, и что короткая фелонь была то же, что и короткий стихарь,—еще требует доказательств. Но можно считать верным то, что чтец, в древности, не одевал стихаря, а носил фелонь, какую бы форму она ни имела в древности, подобную ли нынешней, возлагаемой при посвящении в чтеца, или какую-либо иную 1).
1) Голубинский полагает, что древняя форма кратких фелоней была иная, нежели ныне употребляемая при посвящении в чтеца, и ссылается на Менологий императора Василия (Х века). Краткая фелонь, по изображению Менология, говорит Голубинский, похожа на священнические католические ризы (Ист. русск. церк. т. I, полов. 2, стр. 228), и полагает, что начала наших малых фелоней следует искать на западе (там же, стр. 229, прим, (и); именно малая фелонь—это широкий мешок, на дне которого сделано отверстие, чтобы в него могла войти голова. Надетый в отверстие мешок с обеих сторон, начиная от спуска с плеч, имеет разрез до низу; чрез это получается одежда, надетая на шею и висящая спереди и сзади, в виде двух платов отделенных, — это и будет малая фелонь в том виде, как находим в Менологии импер. Василия (там же стр. 228). Г. Голубинский не указал, под какими именно числами нашел изображение описанных им фелоней. Но в Менологии Василия не всегда одни и те же одежды одинаково изображены,—так неодинаково изображены фелонь—у чтецов и стихарь—у диаконов. У чтеца св. Мартирия (октября 25). у чтеца св. Синета (12 дек.)—фелони похожи на то, что у них есть разрезы для рук. У чтеца св. Данакта 16 янв.) фелонь до полу без разрезов и без рукавов, такая же, какая у иереев, (напр., у пресвитера св. Корнута, сент. 12), и епископов, (напр., у епископа св. Анфима, сент. 3). Стихарь у иных диаконов изображен с узкими рукавами, напр., у диакона Авивия (2 дек.), изображенного с орарем, у диакона Тимофея (дек. 19) без ораря, у иных диаконов с широкими рукавами, напр., у диакона
391 —
Одежда иподиакона.
Как фелонь была одеждою низшей степени церковнослужителя—именно—чтеца, так стихарь—высшей—иподиакона. Своим покроем стихарь отличался от фелони тем, что имел рукава. В древности, в X и XI веках диаконский стихарь имел иногда узкие рукава (Menologium graecoriun Basilii. См. 2 дек. и 19 дек. и Киево-Софийск. собор, изд. Импер. археол. общ., мозаичн. изобр. рисун. 6 к разр. АА). При посвящении в иподиакона, по указанию всех вышеупомянутых древних чинов—греческих, а также славянских, печатанных в XVI веке в Венеции, и славянских рукописных XV—XVII веков, как выше сказано, архиерей приказывал снять с посвящаемого фелонь и надеть на него стихарь и опоясать (Goar. р. 244, Habert, р. 45, Morinus, р. 65), совлечь одежду льняную и облечь в стихарь и препоясать (Молитвословы 1538 и 1570 г., изд. в Венеции, и рукописные чины) 1). В XVII же
Авивия (6 сент.). Есть одежды несоответствующие изображенному лицу, так: сотник Гордий (янв. 3), воин Полиевкт (янв. 9) изображены в одежде длинной, одинаковой с одеждой диаконов Авивия (6-го сентября) и Тимофея (19 декабря), тогда как воины-мучители на этих же рисунках в особых одеждах. Менологий Василия, драгоценный памятник древности (X века), еще не обследован со всей подробностью, напр., и в том отношении, одно ли лицо или несколько писали в нем рисунки, кто именно и когда писал, почему святые изображены так или иначе, и Менолог не издан в том виде, как он в подлиннике, где рисунки раскрашены, а издан с рисунками нераскрашенными, и по этим причинам не может еще быть во многих случаях свидетельством, решающим дело.
1) В требниках 1538 и 1570 г., изданных в Венеции, находится следующее: Последование на поставление подиакона. подобает иемоу быти j7’ тим летом и тако поставлямтися подиаконоу или вишьшая лета, дондеже придет добре в целомудрие и сьврьшненоу быти якоже имати от ст]ых ѡ]ц предана и ст]ыми аплы. Приходить архиереи стоие предь с]тоую трапезоу и приводитсе хотеи поставлиень быти носельненицу и повелеваиеть архиереи съвлиещи иего с ѡдежда иего иже і7е льнена и ѡблещи иего в стихарь и препоясати, и привести же и в дати иемоу роукооумивальницу и оуброусь. таже назнаменоуиеть трищи главоу иего имеие роукоу свою на ниего молитвою м]лтся. Г]ди Боже наш иже ради иединаго и бжестьнаго и с]таго
— 392 —
столетии начали облачать в стихарь, при посвящении не в иподиакона, а при посвящении во чтеца. На московском соборе 1675 года был исследован и свидетельствован чиновник архиерей-
Д]ха, разделясеи, кэмоуждо иего же избра твоиа дарования и т. д. (таже молитва, что и ныне при посвящении в иподиакона) и потом оуброусь прьвосщенник вьзъмь пологаиет на раме поставляемомоу и повелеваиет вьзети вьзъливалницоу и вьдаиет иемоу еумитисе. И сия творе вънеигда оуставляиет оумиватися прьво с]щенникоу г]лиет потрыш иелици вернии иелици, верни пришедьше и приемше вьсе стоие соглашение и просвещение дшам нашим. В рукописи XV столетия находится такой Чин бываемый на поставление иподиакона. С]тлю, стоящу прежде с]тыя трапезы еже в диаконвстве» или оудвереи великих црcкых. Одеаву в всю с]тительскую одежду. Прежде початья бжcтвныя службы. Приводим, бывает ставитися хотяи нося фелонь и облещи и стихарь и препоясатии пояскоми прекрестит главу его с]тль трижда. Приуготовляетжеся рукомыя с]тльскаа с убрусом и възлагаеть с]тль руку, на главу его и молится сице. Ги] Бе] наш иже единеме и темже ст]ым д]хом разделяя комуждо ихже избра своя дары, иже чины различныя Цр]кви своеи даровавы, и степени служебныя оуставивы внеи на служение ст]ых ти и преч]тых тайн, иже своим неизреченнымпроуведением оуставявь и сего раба своего достойна быти служити ст]ей твоей цр]кви. Сам влдко беззазорна его съблюд: в всем, и даждь ему любити бл]го дому твоего, предстоя ти дверем цр]кве ст]ыя твоея въжигати светилник жилища славы твоея и насади и в ст]еи цр]кви твоей яко маслину плодовитоу плод°носяща плод правды, в время пришествия твоего бл]гоугодивших ти въсприемля в здааниа: Възгаш. Яко твое еc цр]ство и сила и слава оц]а и сн]а. и ст]го дх]а нн]е и прc. Тажь оуброус ст]ль прием. Възлагаеть на поставленаго рамо и повелеваеть прияти рокоумывалнии и дати ему оумытися, и се творя, и ст]ль и оумываася. Поставленныи же приемля рукоумывальник целоуеть ст]ителя в десную руку и поливая на роуку его воду гл]еть трижды. Елико верни. Потомбл]вить его ст]ль и отходить к иподиаконом дръжа в руках и рукомывалникь, и пришед к жрътовным дверем. Стоит тамо до преноса. Егда же поют иже херувим. Тогда идет и сии опосле всех попов и диаконов. Егда же речет ст]ль Блг]ть Га] нашего іу] ха] и поставить рукомыи, и шед станет посред цр]кве на круг и поеть елико верни по трижды. Егда же речеть ст]ль. Победную песнь. Тоже поеть трищи и стоит пред црcкыми дверми. до времене внеже есть поставити его в диаконы. Аще будет тогда ставити е тогда поимет и протодиакон и ведет в олтарь и поимут и оба диакона за рукы промежи себе и обьводять и.
393 —
crjujслужения—и издан в 1677 году (Иcnор. российск. иерарх. ч. I, стр. 321, 326). В чиновнике постановлено в одной и той же службе посвящать и в свещеносца и в чтеца, и при посвящении, по прочтении молитвы о свещеносце, надевать ему краткую фелонь, а после молитвы о чтеце и по чтении им Апостола — снимать с него фелонь и облачать в стихарь. Итак, стихарь перешел от иподиакона к чтецу. И этот переход был сходен с переходом других одежд от высших, лиц к низшим. Те одежды, которые сперва носили только патриархи, потом перешли к митрополитам, далее к епископам, например, таким образом было с саккосом, митрою и другими. Так, митра собственно есть архиерейское головное украшение. Со времени Петра Великого она дается архимандритам и протоиереям. При посвящении во епископа, при возложении и него митры, обыкновенно поется ἄξιως, как и при возложении на него омофора. Но, при возложении митры на протоиерея, не указано этого пения. При посвящении в архимандрита, бывает пение ἄξιως, по прочтении архиереем молитвы и возложении руки на посвящаемого. Но этого не положено, при давании митры тому архимандриту, который при самом посвящении в архимандрита, как бывало прежде, не получал ее, равно не положено и при давании митры протоиерею. В Чиновнике читаем: «Аще дается шапка архимандриту, тогда по изшествии из алтаря со евангелием на божественной литургии, приводим бывает архимандрит к архиерею. Архиерей же молитв не глаголет, только благословит архимандрита рукою и шапку и возлагает на архимандрита шапку». Таким образом, по смыслу Чиновника, митра возлагается на епископа, как принадлежность его сана, а на архимандрита и протоиерея возлагается, как дар им за личные их заслуги. И стихарь, принадлежность высшей степени церковнослужителей—именно иподиакона, перешел к низшей степени — к чтецам. Облачение чтецов в стихарь послужило к тому, что краткая фелонь чтеца перестала
около престола ст]го поюще тропарь ст]ии мчи]цы иже добре стрдавш. тако поставляет и: (Рукоп. библ. спб. дух. ак., Соф. V. 1488, л..23 об.—2 об.).
— 394 —
быть носима ими при богослужении, и стала надеваться только в день посвящения в стихарь. Стихарь же стал самою низшею из церковных одежд, носимых при богослужении. В стихарь стали облачаться не только чтецы, но и свещеносцы и лица, держащие при богослужении митру архимандрита, не посвященные в чтецы архиереем, а только получившие благословение архимандрита на облачение в стихарь. Посвящение в стихарь стало совершаться и не сряду по определении чтеца к церкви и по вступления его в отправление своей должности, а после некоторого служения при церкви. Если же ныне чтецы вступают в исполнение своей должности, не быв еще посвящены архиереем во чтеца, и если даже миряне допускаются к чтению и пению в церкви, что иногда соборами не дозволялось лицам, не состоящим в клире (Прав. 15 Лаод. соб., 14 прав. VII всел. соб., 33 прав. VI всел. соб.); то это бывает потому, что церковный устав (Типикон) внушает петь при богослужении и людям (Типикон послед. 1 седм. вел. поста—о поклонех и молитве в конце) 1).
Пpoт. Константин Никольский
1) В Типиконе сказано: В служебниках пишется: людие глаголют сие или ино, на них местах написася. Во святей восточной церкви не инако творится, но тако, якоже пишется. Идеже написася, людие глаголют, то вси вкупе, елико обретаются в церкви глаголют: или Господи помилуй, или подай Господи, или и со духом твоим, или Отче наш. Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити (Тип. послед. пон. 1 седм. вел. поста о поклонех).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.