Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Образование

Образование

Образование — это краеугольный камень общества и государства. Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие — экономическое, политическое, социальное — только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи.

Общество развивается, опираясь на знания. Без знаний не может быть развития, а если оно и происходит, то способно завести людей в тупик, породить разочарование и даже большие беды. Разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации. Трудно представить, что может произойти с нашей страной, если мы по неведению или неопытности (не хочу сказать «по злой воле», не хочется в это верить) разрушим свое образование, свою школу, — в то время, когда наука, технологии, знания и образование являются главными двигателями развития человеческого общества.

Слово на, встрече с участниками I Культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», 30 августа 2014 года

 

* * *

Если серьезно оценивать, что такое образование, то это — создание образа. Образ человека включает в себя как интеллектуальную составляющую, так и духовную. Когда мы говорим о подлинном воспитании и образовании, то всегда подразумеваем знания, убеждения, нравственное состояние личности. Если человек в результате обучения становится

229

 

 

просвещенным, владеющим многими навыками, квалификацией, необходимыми для того, чтобы в будущем работать, если он воспитан в добре, в любви, способен помогать другому, протягивать руку помощи, любит свою страну, народ, то тогда мы можем смело сказать, что результат такого образования великолепный, лучше ничего не может быть.

Обращение к участникам, концерта на Красной площади, посвященного Дню славянской письменности и культуры,24 мая 2016 года

 

* * *

Когда говорят о значении образования, обычно рассуждают о том, что приобретает общество в экономическом плане, получив то или иное количество специалистов с определенными дипломами. Такие оценки, безусловно, важны для государства и общества. Вместе с тем разве можно результаты образования оценивать лишь по той социальной или экономической пользе, которую оно приносит? Такой подход к образованию не только исключает традиционную воспитательную функцию, не только низводит образование до обучения, но и фактически лишает его мировоззренческой составляющей. При таком подходе образованный человек — это специалист с набором навыков или, как сейчас говорят, компетенций. Но ведь образование есть нечто большее. И образованный человек — не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внутренним миром. Образование не только дает компетенции — оно помогает человеку быть счастливым в том случае, если является не только техническим процессом получения знаний, но и духовным и нравственным возрастанием. А это, конечно, связано с воспитательной функцией школы.

В контексте происходящих в мире изменений особую значимость приобретает вопрос сохранения традиционной для нашей страны воспитательной роли отечественного образования. В связи с этим хотел бы вновь подчеркнуть значение такого предмета, как «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня все большее количество

230

 

 

специалистов в области образования сознают необходимость (в том числе ввиду воспитательного значения этого предмета) распространить его преподавание за пределы 4-го класса. Об этом мы неоднократно говорили и на этом будем настаивать, потому что речь идет в конечном счете о сохранении в эпоху глобализации нашей многонациональной российской цивилизации, о духовной безопасности государства, о гармоничном развитии личности. Эти проблемы необходимо обсуждать и в старших классах, и в системе профессиональных и высших образовательных организаций. Потому что человек должен думать и формировать свое мировоззрение не только в одном классе школы и даже не только в течение процесса обучения в средней школе, но постоянно, по крайней мере в то благодатное время, когда он имеет счастье чему-то учиться. Мы любим нашу молодежь и доверяем ей наше общее будущее. Поэтому она должна быть во всеоружии перед опасными идеями, направленными на разрушение нашего мира, в том числе путем религиозного экстремизма.

Выступление на, пленарном, заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации,29 января 2016 года

 

Разрушениеоснов традиционной нравственности, всякое отступление от отеческой веры опасно для устоев общества.

Залогом созидания по-настоящему благополучного общества является построение и развитие такой системы образования, которая бы формировала у наших молодых сограждан чувство ответственности за свое Отечество, воспитывала их на основе вечных, богозаповеданных идеалов, в любви к истории, культуре и духовным традициям народа.

Приветствие участникам общего собрания Российской академии образования, 26 февраля 2015 года

 

* * *

Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный

231

 

 

запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». Сохранение этого порядка, передача грядущим поколениям связанной с ним системы ценностей, формирование у людей ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях нашего народа, являются важнейшей задачей отечественной системы образования. Решить ее невозможно без совместных усилий Церкви, государства и всего общества,

Приветствие участникам I Московских образовательных чтений, 22 октября 2013 года

 

* * *

Я не мыслю себе образования без воспитания. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят.

Слово на встрече с участниками I Культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», 30 августа 2014 года

 

* * *

Образование есть обучение плюс воспитание; без воспитательной составляющей нельзя всерьез говорить о целостном образовании. Убежден, что нам необходимо бережно хранить этот подход в контексте любых реформ и изменений. Сохраняя воспитательную составляющую образования, мы должны учитывать быстро меняющуюся реальность и стараться быть эффективными перед лицом современных вызовов, поскольку от этого во многом зависит не только нравственное просвещение молодых соотечественников, но и духовная безопасность всего нашего общества.

Обращение к участникам и гостям XXIV Международных Рождественских чтений, 25 января 2016 года

 

* * *

В регионах образование должно развиваться с учетом национальных особенностей и традиций. Без соработничества

232

 

 

с религиозными организациями в сфере образования и молодежной работы это вряд ли будет эффективно. Везде существует своя специфика, в том числе религиозно окрашенная. Таково богатство и разнообразие нашей страны. Совместные практические шаги в этих и иных направлениях должны помочь нам сплотиться вокруг традиционных российских ценностей, обеспечить достойное будущее нашим детям и уважение к нашему государству как со стороны собственных граждан, так и со стороны наших ближних и дальних соседей.

Слово на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, 29 января 2016 года


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.