13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Неведение
Неведение
Святитель Иоанн Златоуст, проникая в глубины человеческого духа, научил нас очень многому. Ему принадлежат замечательные слова: «Знание самого себя бывает полезным для преодоления грехов, происходящих от нашего неведения». О каком неведении говорит святитель? Может быть, о незнании нами заповедей Божиих или того, что хорошо, а что плохо в общении между людьми? Каждый знает заповеди — пусть не дословно, неточно, путая и пропуская, но набор нравственных истин, запечатленных в них, всем давно известен. Достаточно спросить человека, хорошо ли
225
обижать родителей, и получим ответ: это ужасно. Можно ли воровать? Нет. А завидовать хорошо? Тоже плохо. Хотя, может быть, вопрошаемый и не смог бы перечислить наизусть все эти Божественные заповеди.
Речь идет о внутреннем неведении, когда человек не знает сам себя, об отсутствии опыта работы над собой. В повседневных заботах мы менее всего думаем о своей внутренней жизни. Мы решаем задачи, стоящие перед нами, размышляем, как добиться успеха, преодолеть трудности, избежать опасности.
Но менее всего мы заботимся о том, что с нами в данный момент происходит, какие стороны нашей души задевает то или иное явление, та или иная проблема, почему мы реагируем так, а не иначе.
Очень часто, когда мы не удовлетворены собственной реакцией на окружающих, мы прежде всего виним в этом их. Мы постоянно видим в другом причину нарушения своей внутренней гармонии, спокойствия. Но чаще всего причина не вовне, а внутри.
Даже если перед нами действительно недостойный человек, почему на его грубые слова мы реагируем так, а не иначе? У нас не хватает ума, такта, воспитания или общение с ним задевает что-то в глубине нас самих?
В сердце располагаются те струны, которые посредством голоса совести точно определяют звучание нашей жизни.
Огромный пласт наших проблем, связанных с межличностным общением, обусловлен нашим внутренним состоянием, в котором мы сами не можем разобраться, в неведении самих себя, как говорит святитель Иоанн Златоуст. Продолжая эту тему, он утверждает, что незнание самого себя чаще всего проистекает от нашего прилепления к материальному.
Замечательное слово «прилепиться», то есть стать единым целым с вещественным миром. Речь идет не только о деньгах, но о том физическом обустройстве, которому мы в значительной степени посвящаем свое время, знания, усилия, средства. Если человек прикипел к внешней, окружающей его действительности и разумом, и сердцем, то как можно переключить сознание на самого себя
226
и взглянуть туда, в глубину, проанализировать причину своих неудач?
В этих мыслях нашими руководителями являются святые отцы, учители Церкви, которые жили по большей части очень давно.
Но ведь с человеческой душой ничего не произошло, она все та же — те же самые внутренние струны, та же природа. Внешние обстоятельства меняются, а человек по своей духовно-нравственной природе остается тем же.
Поэтому мы и считаем, что мудрость святых отцов, направленная на пробуждение духовного самосознания человека, является бесценной,— особенно для нас, современных людей.
Святые отцы, отдаленные от нас тысячей или более лет, наверное, и представить не могли тех внешних трудностей, той силы притяжения к материальному, которая присутствует в жизни современного человека.
Тем не менее их заповеди, слова, советы способны и сегодня помочь нам познать самих себя, чтобы не совершать грехов по неведению.
Нам нужна эта навигационная карта, которая поможет путешествовать по внутренним путям нашей души, подмечая слабое, трудное, злое — все то, что выливается вовне всякий раз, когда мы проходим через тяжелые обстоятельства жизни, через конфликты, когда мы особенно напряжены.
Святоотеческие советы являются универсальными и по времени — применимые и к древности, и к современной жизни — и по масштабу видения проблем, с которыми человек сталкивается на своем пути.
Религия — этодело сильных,она требуетсамоконтроля,самоанализа,подлинногораскаяния.
Непременно нужно размышлять о самих себе, отталкиваясь от того, что с нами происходит.
Мы должны научиться анализировать прошедший день, тщательно продумывать причины, по которым мы отреагировали так, а не иначе на чьи-то слова и поступки, осознавать события, по поводу которых у нас возникли те или иные мысли. Если мы научимся познавать самих
227
себя, то непременно, по слову Златоуста, избежим многих грехов, совершаемых по неведению. Да поможет нам в этом Господь.
Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста, в Храме Христа Спасителя в Москве, 14 марта 2016 года
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.