Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Культура

Культура

Культура не случайно получила именно такое наименование. Ведь само это слово связано с возделыванием, с культивацией. С возделыванием для чего? Для того чтобы произрастали добрые плоды. Чтобы произрастали злые плоды, тернии, не нужно возделывать землю, они растут сами. Наоборот, обладая огромной жизненной, можно сказать, животной силой, они разрушают всякое плодоносящее древо и всякий плодоносящий злак.

Слово на отпевании писателя В. Г. Распутина,18 марта 2015 года

184

 

 

* * *

Любая жизнеспособная культура опирается на понятие долга, нравственных обязательств человека по отношению к ближним, обязательств, обусловленных самим фактом существования человека как части социума.

Слово на открытии Международного форума «Многодетная семья и будущее человечества»,10 сентября 2014 года

 

* * *

Русская культура является одной из основ, объединяющих народы исторической Руси. Ее становлению во многом способствовал выбор, сделанный святым равноапостольным князем Владимиром, который в 988 году крестил россов, как тогда называли наш народ греки, в водах Днепра. Это событие на века определило вектор духовного и культурного развития народа, приобщившегося к сокровищнице византийско-эллинской цивилизации, и явилось фундаментом в основании Русского мира.

Приветствие участникам VIII Ассамблеи Русского мира,3 ноября 2014 года

 

* * *

Главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства.

Наш народ умеет не терять из виду общие цели и общие задачи, когда нам тяжело. И потому незначительное понижение уровня нашей жизни не может быть причиной разрушения национального самосознания. Вот об этом мы все сегодня должны молиться, и думать, и самих себя

185

 

 

подвергать внутреннему экзамену, и спрашивать: где мое сердце, не потерял ли я из виду самое главное?

Слово на открытии XVIII Всемирного Русского Народного Собора, 11 ноября 2014 года

 

* * *

Современная массовая культура, получившая название постмодернистской, есть не что иное, как культура относительности, культура антиценностей. Литература постмодернизма не принимает сакрального измерения человеческой жизни, она выхолащивает сакральное и разрушает традиционные нравственные ориентиры. Нередко в этой литературе размываются границы добра и зла настолько, что от нее веет духом апокалипсиса.

Культура постмодернизма, сколько бы приставок «пост» мы к ней ни прибавляли, не способна вывести современного человека из глубокого нравственного и духовного кризиса, в котором он оказался. Эта культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, на разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм, априори деструктивна и ввергает людей в страшный духовный хаос. И потому она нежизнеспособна. Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. И доказательство тому — богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями.

Слово на церемонии вручения Патриаршей литературной премии им. святых Кирилла и Мефодия, 22 мая 2013 года

 

* * *

Восхождение по лестнице духовного возрастания трудно, но только этот путь ведет к Богу.

Молодежь имеет собственную субкультуру, как и другие группы людей. Пенсионеры имеют свою субкультуру, священники — свою. Мы даже не представляем себе, как субкультуры разделяют людей. Это проявление многообразия Божиего мира. Если бы была только одна культура, то мир был бы монохромным, не было бы этой красоты

186

 

 

и многоцветья Божиего творения. Но в этом многоцветье присутствует и определенный вызов целостности человеческого сообщества. И мы знаем, как в мировом масштабе столкновение культур, или, как сейчас говорят, столкновение цивилизаций, представляет угрозу жизни людей. Нужно понимать следующее: Христос пришел для всех. Он был носителем собственной субкультуры, но Он никогда не связывал принадлежность к этой субкультуре с возможностью принять Его слово. Ведь перед апостолами стояла огромная проблема, когда им нужно было выйти за пределы иудейского, еврейского мира и пойти к язычникам, с которыми евреи не общались даже в быту, — это была иная культура, иной образ мысли, иная философия жизни. Это был колоссальный вызов христианской общине — многие говорили, что этого делать не надо, что нужно остаться со своим народом и бороться за его духовное возрождение. И в 51 году апостолы собираются в Иерусалиме на первый Собор, чтобы разрешить эту жизненно важную проблему (Деян. 15). И они избирают путь служения всему миру. Они не связывают христианский религиозный выбор с культурным выбором — они распространяют свое слово на весь мир.

Служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает.

Думаю, что это пример всем нам. Почему мы должны ограничивать свое слово рамками православной субкультуры? Конечно, мне очень комфортно говорить с людьми, принадлежащими к той же культуре, что и я. Гораздо труднее говорить с теми, кто принадлежит к другой культуре не только с точки зрения стиля одежды или способа самовыражения, но и по образу мысли. Проповедь, обращенная к носителям другой субкультуры, всегда требует переосмысления своих убеждений, обновления своей преданности Христу Она требует огромной внутренней работы, и, может быть, современный священник не всегда готов к такой работе, когда нужно как бы наступить на горло своей собственной песне, когда в другом человеке, совершенно ином, шокирующем своим внешним видом, нужно вдруг увидеть того, к кому должно быть обращено слово Божие.

187

 

 

На этом пути есть и определенные соблазны. Ведь желание иметь контакт с молодежной субкультурой вообще присуще старшему поколению, особенно политикам. Иногда для того, чтобы стать понятными молодежи, взрослые дяди и тети начинают на себя примерять эту молодежную субкультуру — входят в молодежные аудитории, взмахивают руками, произносят какие-то слова на молодежном сленге, одеваются так, чтобы выглядеть «своими». Все это — мимикрия, лицемерие.

Нужно оставаться самим собой. Я готов разговаривать с молодежью, но не сниму для этого рясу и не оденусь в джинсы. Не потому, что у меня есть какие-то предрассудки в отношении такой одежды, а потому, что это моя культура, я ее носитель. Но внешние различия не могут разделять людей настолько, чтобы у них разрушались коммуникативные отношения — для священника это просто трагедия. Вот почему сегодня к Церкви обращен огромной силы вызов, в том числе со стороны молодежи. Нужно находить возможность говорить с молодыми людьми таким образом, чтобы в их категориях мысли и в их культурных категориях передавать им вечное слово Божие.

Выступление в прямом, эфире украинского телеканала «Интер», 28 июля 2010 года

 

* * *

Бытовая культура была подорвана революцией. До революции не было такого беспорядка. Были барские усадьбы, которые являлись очагами бытовой культуры. Кроме того, была очень высокая бытовая культура в крестьянских семьях. Было бедно, но чисто, как говорил мой дед, «бедненько, но чистенько». Сегодня у нас, может быть, и не бедненько, но грязненько. Вот это первый источник проблемы — отсутствие должного уровня бытовой культуры.

Рождественское интервью корреспонденту телеканала «Россия», 7 января 2014 года

188

 

 

Глубоко убежден, что для того, чтобы идти вперед, чтобы успешно развиваться дальше, нам прежде всего необходимо ясно понимать, что есть сердцевина традиционного начала в жизни нашего народа. Основой основ всей народной жизни всегда были и остаются ценности, проистекающие из Богозданной нравственной природы человека, опознаваемые совестью и рационально выражаемые в Божественном откровении. Именно на этих ценностях, несущих, по словам Николая Александровича Бердяева, отблеск Божественного света, и зиждется великая русская культура.

Видеообращение к участникам, и гостям XXIV Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность», 25 января 2016 года


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.