Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кавказ

Кавказ

Кавказ — один из богатейших регионов мира. Он славится не только природными ресурсами и деловыми возможностями, но и культурой, и традициями. Есть много сил, которые хотят присвоить это богатство, растащить его по карманам в личных интересах или ради семейной выгоды. Приумножить его, сделать достоянием миллионов людей может только дружба между русским народом и всеми народами республик Кавказа.

Размышляя о прошлом и настоящем Кавказа, вспоминаешь особые черты, которые присущи этому региону. Свободолюбие и гостеприимство, отвага и творческий порыв, дружба и преданность — эти качества характеризуют уникальную социокультурную среду, сформировавшуюся здесь. По оценкам специалистов, на Кавказе насчитывается до ста десяти народностей, каждая из которых хранит свою национальную культуру, обычаи и религиозные традиции. Давайте задумаемся, почему при таком спектре этнических сообществ это разнообразие не привело к тотальному конфликту, к распаду системы жизнеобеспечения региона? В чем причина многовекового устойчивого развития северокавказских народов и сохранения ими своей самобытности?

Есть еще одна особенность, которая ярко выделяет народы Кавказа среди прочих народов России и мира. Это умение хранить вековые традиции предков, уважать старших, передавать нравственные ценности из поколения в поколение. Несмотря на смену эпох, развитие материального благополучия и научный прогресс, здесь все так же уважают

151

 

 

и почитают эти обычаи, ставят честь и долг во главу угла при воспитании молодежи.

Прежде всего отмечу, что основа мирной жизни столь разных народов — это, конечно, мудрость веков, как мы слышим в гимне России, «мудрость народная». Люди понимают, что им надо жить вместе, и учатся взаимному уважению, вырабатывают способы урегулирования конфликтов, балансировки интересов, взаимной поддержки. Кавказ славится такими механизмами, вошедшими в плоть народной традиции. Их не нужно пытаться разрушить, объявив достоянием прошлого, наоборот, их надо поддерживать и пропагандировать и в русле таких обычаев воспитывать молодежь.

Еще один оплот мира на Кавказе — это русский народ. Он обогатил его мультикультурную среду своими лучшими качествами: миролюбием, дружелюбием, умением сострадать, понимать и одновременно быть твердым в принятом решении, хранить верность данному слову. Эти свойства приобретены нами благодаря тысячелетней православной традиции.

Образование — это краеугольный камень общества и государства.

Стремление русского народа укрепить межнациональный мир и геополитическую стабильность оформилось в виде одного из символичных центров Кавказа — Ставрополя, города Креста. Этот город и прилегающие к нему административные образования стали форпостами борьбы с беззаконием, с разного рода преступными элементами, включая работорговцев. Но основная задача Ставрополя и многих других городов края — сохранить благотворное присутствие разнообразных культур народов, населяющих этот регион, в первую очередь русского, который является скрепой всего Российского государства и ферментом, создающим прочные межнациональные отношения на этой территории.

К сожалению, отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья сегодня увеличивается. Одновременно происходит постепенная утрата вековой культуры и просвещения, что может

152

 

 

негативно сказаться на духовных и нравственных устоях. Под угрозой разрушения окажется образ жизни и Ставрополья, и республик Северного Кавказа. Если из-под здания, которое опирается на центральную колонну, убрать фундамент, то все строение рухнет, несмотря на то, что у него есть стены, своды и другие элементы конструкции.

Сегодня предпринимаются агрессивные попытки дестабилизировать здесь межнациональные и межрелигиозные отношения. Некоторым внешним силам не дают покоя геостратегическое положение Северного Кавказа и Закавказья и мирный настрой живущих здесь людей. Основной удар приходится на простых граждан: страдают и гибнут от терактов мирные жители, матери теряют своих детей, многие молодые люди дезориентированы и становятся игрушками в руках боевиков.

Наши недруги, озлобленные миром и стабильностью на Кавказе, пытаются представить Российское государство захватчиком и поработителем, а русский народ — угнетателем и колонизатором. Друзьями кавказских народов объявляются зарубежные политические структуры, для которых этот регион лишь транзитное направление поставок наркотиков и оружия, а также удобный плацдарм для различных атак на Россию.

Мудрость — это сила, помогающая человеку жить и устроять жизненное пространство вокруг себя.

Необходима срочная и адекватная реакция власти и общества на сложившуюся ситуацию. Среди первоочередных мер должна быть всесторонняя поддержка русского населения. Нужно эффективно обеспечивать проживание, трудоустройство, лечение и образование для русских в регионе. Но важнее всего — обеспечить безопасность мирного населения. Для этой цели необходимо задействовать не только полицию и местные охранные сообщества, но и институт казачества.

Я не случайно делаю этот акцент — не потому, что русский народ лучше или хуже других, но он действительно является скрепой многонациональной общности, сформировавшейся на Северном Кавказе, как и на всем пространстве исторической Руси.

153

 

 

В свое время именно казачество сыграло особую роль в укреплении мира между народами Кавказа, в сохранении здешних традиций. Казаки стали тем элементом сложного этнополитического узора, который принес в регион стабильность.

Когда один человек делает добро другому, это отражается на состоянии души и соединяет людей.

К сожалению, в революционную эпоху оборвались горизонтальные связи между народами. Вместо них навязывались искусственные, неорганичные для народной жизни идеи создания «нового человека», оторванного от своих корней и служащего прежде всего неким глобальным целям. Безнравственная политика переселения целых народов, когда безжалостно разрушались вековые связи между родами и семьями, привела в конечном счете к междоусобным войнам. Затаившись на время, с новой силой вспыхнули пожары межэтнических столкновений. Сегодня, после десятилетия неимоверных усилий государственной власти, религиозных организаций и общества, ценой тысяч жертв и колоссальных затрат, мы все-таки можем говорить о возрождении Кавказа, который входит в стадию планомерного развития многих сфер жизни. Необходимо обновлять сельское хозяйство, наращивать обороты промышленного комплекса, развивать инфраструктуру и туризм. Однако все это будет реализовано только в случае достижения главной цели — сохранения преемственности народной жизни, верности заветам отцов, укрепления прочного межэтнического, межнационального, межрелигиозного мира. Где нарушается принцип уважения одного народа другим, обычай почитания старших и особенно пастырей, где забываются обычаи гостеприимства и помощи ближнему — там не помогут ни материальные блага, ни новейшие достижения. Хорошие дороги, транспорт, гостиницы не сделают людей счастливыми, хотя и привлекут сюда столь необходимые для развития края средства.

Очень важно, чтобы внешнее финансовое благополучие, при отсутствии культуры и твердых моральных устоев, не привело к разнузданности и ощущению

154

 

 

вседозволенности. С примерами такого поведения приходится сталкиваться не только на серпантинах горных дорог, но и на столичных проспектах. Административные меры или агрессия общества в ответ на недружественное поведение приезжих ничем не помогут. Нужно другое — программа по образованию и воспитанию кавказской молодежи. Необходимо продумать конкретные шаги по улучшению образовательной системы, повышению уровня подготовки педагогов, введению новых специальных курсов.

Также весьма важно развитие местного предпринимательства с учетом национальных и территориальных особенностей. Необходимо разработать стратегию поддержки малых предприятий, семейных подрядов. Это может быть субсидирование на закупку оборудования, организация рынков сбыта по всей России и за рубежом, помощь в освоении новых технологий. Вопрос занятости, особенно среди молодежи, является архиважным для стабилизации положения на Северном Кавказе.

Об этом стоит сказать отдельно. Подчас телевидение и прочие СМИ пропагандируют красивую жизнь без усилий и забот. В эту ловушку попадают неокрепшие души молодых людей. Они растут и воспитываются на примерах лени, эгоизма, культа потребления и насилия. Необходимо показать молодежи радость труда, удовлетворения от честно проделанной работы. Рабочие места должны соответствовать не только рыночной конъюнктуре — развитие региона предполагает востребованность квалифицированных специалистов, а не только таксистов и продавцов, хотя и они нужны, особенно если сфера обслуживания будет отличаться высокой культурой.

Тот, кто обретает дорогу долготерпения, находит дорогу жизни.

Важно обратить внимание на заботу о природных ресурсах. Рекреационный потенциал Кавказа огромен, но сегодня он используется без должной заботы о восстановлении экосистемы. Надо вести научные исследования в сфере охраны дикой природы, необходимо реализовывать программы по утилизации отходов, по восстановлению

155

 

 

флоры и фауны. Уникальные грязелечебницы, источники минеральных вод, термальные водные ресурсы и лесные массивы — все это требует неусыпного контроля. Опасная ситуация складывается в отношении изготовления и хранения боеприпасов и наркотических средств. Информировать правоохранительные органы о возможных преступлениях должны все жители городов, сел и горных аулов. Мы сможем избежать множества смертей, крушения судеб и накала криминогенной обстановки, если все общество сплотится против злоумышленников. Хотелось бы сказать несколько слов и о роли религии в гармонизации межнациональных отношений. Народы Северного Кавказа всегда отдавали дань уважения духовным традициям Православия, ислама и других традиционных религий. Те, кто сегодня пытаются расколоть общество и посеять вражду по признаку вероисповедания, толкают народы на путь самоуничтожения. Нельзя построить будущее одних людей на ненависти к другим, особенно если те являются носителями иного национального и религиозного начала.

Только понимание личного выбора ближнего и уважение к его святыням, обычаям, традициям создаст плодородную почву для сотрудничества.

Если есть вера, есть и будущее.

Совершенно очевидно, что нельзя построить счастье на несчастье другого, потому что это против Божией воли, это против замысла Творца о мире и человеке. Бог не хотел, чтобы люди строили свое благополучие на горе других. Пролитая кровь, низвержение конкурента или противника во имя эгоистической, узко-местнической выгоды всегда приводит к жизненному краху, к личному неблагополучию, к трагедиям в семье, а также в профессиональных делах. Божиими заповедями нельзя жонглировать, их нельзя употреблять в корыстных интересах лишь для подтверждения собственной жизненной позиции. Они имеют объективный характер: только на них может быть основано счастливое мироустройство. Выдергиваем один кирпич — обрушивается все здание. Хотим

156

 

 

благоденствовать, притесняя другого, разрушая его жизнь, дискриминируя, издеваясь над ним, — самоуничтожаемся. Не поднимай руку на ближнего, не пытайся, обижая другого, создать собственное благополучие — этот тезис, который разделяют все религии и, конечно, Православие и ислам, наша молодежь должна впитывать с молоком матери.

Необходимо уделять особое внимание межрелигиозным взаимосвязям. Совместные социальные программы по реабилитации больных и инвалидов, создание мест для молодежного общения, поддержка заключенных, духовное окормление военнослужащих и полиции — эта деятельность, совместно осуществляемая представителями Православия и ислама, поможет укрепить взаимопонимание между людьми.

Особая роль в укреплении мира между народами и религиями принадлежит современному казачеству. Обладая большим потенциалом и актуализируя опыт прошлого, казаки могут поддержать развитие малого предпринимательства, образовательные программы, социальные инициативы, меры по охране общественного порядка и природы. Казачество сегодня, как и столетия назад, должно стать ключевым элементом в созидании мира и благополучия живущих здесь народов. Ситуация, сложившаяся ныне на Северном Кавказе, — это колоссальный вызов самой идентичности казаков, их подлинности. Если современное казачество ответит на эти вызовы, солидаризируется, самоорганизуется, значит, оно будет существовать, ощущая глубокое уважение со стороны всего русского народа.

Сила человека — в силе его духа.

Созидание межрелигиозного и межнационального мира на Кавказе означает, что этот мир и согласие будут восходить от силы в силу (Пс. 83, 8) и становиться еще более прочным фундаментом существования России как великого государства.

Выступление на Ставропольском, форуме Всемирного Русского Народного Собора, 12 декабря 2012 года

157


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.