Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Александр Невский, благоверный, великийкнязь

Александр Невский, благоверный, великий князь

Житие благоверного великого князя Александра Невского является замечательной иллюстрацией к тому, как соотносятся Божественное и человеческое начала в истории. В двадцать лет юноша, ставший князем, правителем, побеждает шведов на Неве, в двадцать два наносит поражение Тевтонскому ордену на Чудском озере, в сорок с небольшим предстает пред Господом. Какие же нужны таланты, какие сила духа, сила разума, сила воли, чтобы ровесник наших молодых людей, которые беззаботно гуляют по улицам Ярославля или Москвы, взял на себя ответственность за страну и победил. Ему были даны многие таланты, и за короткую жизнь он принес Богу великий плод и стал святым, потому что такой подвиг не мог быть не замечен людьми. И они прославили его святое имя.

Слово в Свято-Успенском кафедральном соборе Ярославля,12 сентября 2010 года

 

* * *

Главная задача Александра Невского заключалась в сохранении народа, в сбережении страны, ведь Русь была оккупирована татаро-монгольскими завоевателями. Хотя она и находилась под игом, под внешним управлением, но сохраняла, как мы сейчас сказали бы, высокий уровень автономии. Князья, которые должны были получать от хана ярлык, то есть разрешение на княжение, были свободны во внутренних делах в масштабах своих княжеств. Тем не менее над Русью все-таки тяготела чужая власть, которая отбирала все, что зарабатывал народ. Страна была нищая, потому что приходилось платить огромную дань хану.

В это тяжелое время, когда столица Отечества, город Киев, была разорена, когда великий княжеский престол переместился во Владимир и большую роль стал играть Новгород, становясь как бы северной столицей Руси, молодой Александр, взойдя на княжеский престол, столкнулся в возрасте немногим более двадцати лет с двумя смертельно опасными для страны проблемами — с возможностью новых набегов из степи и со страшной агрессией с Запада. Закованные

6

 

 

в броню ливонские рыцари двинулись крестовым походом, желая изменить нашу веру, наше национальное самосознание, подчинить себе и таким образом разрушить Русь. Александру надо было выбирать, что делать. Он отдает предпочтение связям с монголами, потому что им был нужен наш кошелек, а тем, кто наступал с Запада, — наша душа, наше сознание. Двадцатилетний князь понял это, и всю силу своего таланта — полководческого и управленческого, и всю свою физическую силу (ибо ему пришлось даже вступить в единоборство с предводителем шведов) он употребил на то, чтобы победить врага. Две агрессии — шведская и ливонская — были остановлены, неприятель был разбит.

Казалось бы, надо прославлять великого князя, благодарить его за спасение. Так нет, появились люди, которые стали критиковать его, обвиняя в предательстве, говоря, что он поступается интересами народа, платит дань хану и, более того, принуждает к этому новгородцев. Но что было бы, если бы они не заплатили? Новое нашествие опустошило бы всю Русь, а надо было накапливать силы, чтобы потом освободиться полностью. Александр понимал все это, мудрым взором прозревая будущее.

Где же здесь святость? Хороший дипломат, прекрасный военачальник, дальновидный политик... Но житие князя удивительно: оно повествует о том, что Александр был добросердечным человеком, он умел любить людей, всегда был радостным. Про таких говорят: у него хороший нрав, но мы знаем, что характер нередко, особенно с возрастом, портится. Великий князь был человеком с весельем в сердце и в молодости, и в зрелые годы. Он скончался рано, но до самой смерти пронес эту жизнерадостность и покой в душе. Он старался быть в мире со всеми, с кем только возможно, — и с ханами, и со своим народом, который не всегда его понимал. Он был грозен только для тех, кто являл смертельную опасность для Отечества.

Александр имел долготерпение. Терпение — это большая добродетель, которая свидетельствует о внутренней силе

7

 

 

человека. Все надо было претерпевать — и тяжелые походы, и смертельно опасные посещения Золотой Орды. Какая же требовалась кротость, чтобы склонять голову перед ханом только ради того, чтобы новое нашествие не опустошило Родину!

Святой благоверный князь Александр был очень воздержанным человеком. Как великий князь он мог позволить себе все, и нравы в то время были разные, а он жил доброй и светлой жизнью, и его личный опыт проецировался на общественное служение. Он воздерживался от многих вещей, от которых не отказывались люди во власти, был строг к себе.

Возникает вопрос: почему Александр Невский и его сын Даниил стали святыми и стяжали все эти добродетели, в то время как многих князей, даже выдающихся политиков, Церковь не прославляет, не канонизирует? Откуда появились те бесценные достоинства, которые мы сейчас перечислили, говоря о великом князе? От книг, от мудрости, от встреч с умными людьми, от образования или опыта? Вовсе нет, ведь такой же опыт, как у Александра, был у многих князей и вельмож.

Небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам содержит слова, которые помогут нам ответить на вопрос, откуда у великого князя Александра все эти добродетели: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22-23). Добродетели ни могут возникать на пустом месте. Сколько бы дипломов у человека ни было, какие бы блестящие показатели он ни являл во время своего обучения, этим не заработать праведность и непорочность. Как ни напрягай волю, терпеть всю жизнь не получится.

Любовь с одной стороны, дар, а с другой — задание, которое Бог перед каждым из нас ставит.

А любить всю жизнь можно? Встречаются молодые люди, бросаются любимым в объятия — какая сила эмоций! Но через несколько лет вместо нежных супругов — два человека, которые ненавидят друг друга и жить вместе не могут. Где же любовь, ведь Бог дал им это чувство, что

8

 

 

произошло? С исчезновением любви разрушаются семьи, дети остаются сиротами при живых родителях.

Вспомним другие добродетели Александра Невского: кажется, что великий князь и кротость несовместимы. У нас настоящий начальник только тот, который умеет хмурить брови. Как кротость может сочетаться с властью? А князь Александр сочетал. Мы понимаем, что все его благие достоинства, которые идут как бы против человеческой природы, могут войти в душу только от Бога. Эти плоды духа — не наша заслуга, хоть голову разбей, ничего не получится. Никогда любовь сама не придет в сердце, не будет ни кротости, ни долготерпения, ни милосердия.

Как создать радость? Правда, современный человек любит развлекаться, пытается получить удовольствие, включив телевизор, думая, что именно это и есть приятное времяпрепровождение. Но увеселения дают лишь мимолетный эффект, а радость — понятие вечное, неизменное.

Если мы хотим быть счастливыми людьми, обладать миром в сердце, радостью, любовью, быть долготерпеливыми, милосердными — ведь милосердие меняет природу человеческих отношений не только в семье, но и в обществе, — мы должны получить этот дар Святого Духа. Где можно обрести его? Бог дает его в Церкви, в общине верующих людей, через Крещение, через принятие Святых Христовых Таин. Наш народ почувствовал это. Мы строим храмы, хотя не такие уж и богатые. У нас есть такая потребность, потому что именно здесь, когда мы все вместе молимся Богу, наши личные воздыхания усиливаются молитвой стоящего рядом человека, и Бог принимает этот посыл и отвечает даром Своей благодати, даром Святого Духа. Никак иначе невозможно обрести эти дары Духа. Их нельзя получить через образование, их негде купить, они не сообщаются по мере восхождения по служебной лестнице. Поэтому так важно присутствие Божией благодати в жизни современного человека.

Иногда нас пытаются убедить в том, что все это сказки. Давайте внимательно всмотримся в историю. Образ

9

 

 

Александра Невского, спасителя нашего Отечества, который стал «именем России», — это выдумка? Выходя на ступени Новгородского Софийского собора перед смертельной схваткой с врагом, он, будучи совсем молодым человеком, сказал удивительные слова: «Не в силе Бог, а в правде». По молитвам так и получилось. Александр отстаивал правду, свои священные рубежи, свой народ — и победил. Так и в тысячелетнем опыте Церкви запечатлены тысячи и тысячи примеров святости, которые убеждают сильнее любой прочитанной книги и земной человеческой мудрости.

Проповедь в храме Рождества Христова в Красноярске,12 сентября 2012 года

 

* * *

Образ благоверного князя не теряет своей актуальности и сегодня. Более того, в каком-то отношении он становится даже более востребованным и значимым, ибо эта фигура способна стать символом и некой консолидирующей силой, объединяющей людей, несмотря на идеологические, этнические и даже религиозные различия.

С христианской точки зрения все исторические события находятся в ведении Божием, включены в Божественный Промысл.

Свершения Александра Невского являют нам удивительный пример того, как Божий Промысл действует через человека и в человеческой жизни. В те годы многим казалось, что Русь окончательно утратила государственный суверенитет и нет более надежды на восстановление ее независимости и самостоятельности. Страна находилась под внешней оккупацией и, кроме того, под постоянной угрозой нападений с запада. Однако по молитвам и горячей вере благоверного князя, готового жизнь свою отдать за свой народ и Отечество, милость Божия почила на нем, и совсем молодой человек сумел не только одержать две исторические победы, но и выстроить такие отношения с Золотой Ордой, которые на определенное время создали некий режим благоприятствования великому князю.

Слово на заседании Попечительского совета программы «Александр Невский», 23 сентября 2014 года

10

 

 

* * *

Святой благоверный князь Александр Невский сделал все для того, чтобы ни одно нашествие с запада не завершилось победой. В бытность его князем дважды предпринимались такие попытки: один раз — со стороны шведов, второй раз — со стороны Ливонского ордена. И он отразил эти нашествия, наголову разбив врага, и приостановил то, что в сознании многих на Западе воспринималось как крестовые походы. Не удались крестовые походы на Русь благодаря силе веры, силе духа, мудрости не по годам, полководческому таланту святого Александра.

Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие уж и большие то были битвы. Смотря с чем сравнивать... Ведь огромных битв, в которые были бы вовлечены миллионы людей, вообще в то время не было. Но те небольшие, по современным меркам, битвы иногда определяли дальнейшее историческое и цивилизационное развитие народов. Битвы, в которых, может быть, не сражались сотни тысяч людей, были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.

Рассудительность — этоспособность иметь трезвый взгляд на самого себя и на окружающий мир.

Мы, конечно, почитаем благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. Возникает вопрос: в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем, успешным полководцем и мудрым дипломатом. Но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет. Для того чтобы понять душу благоверного князя и увидеть в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие опасности грозят стране, в том числе и с Востока, из Орды, которая в то время господствовала над нашей страной, делал все для того, чтобы оградить народ свой от погибели.

Но так делают многие правители и многие дипломаты, и обычно это связано с тем, что народ, видя добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением,

11

 

 

признательностью, доверием и даже почитанием. А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровольно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради.

Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с Запада. Над Русью постоянно висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если бы они объединились, хотя это было невозможно по многим причинам), совокупной силы, способной защитить народ от Орды. И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа.

Самое страшное для России — смута в сознании и в сердцах.

Наверное, многие спрашивали у него о том, зачем он ездил на поклон к мучителям. А может быть, самое страшное испытание в его жизни было тогда, когда взбунтовавшиеся новгородцы перебили послов ордынского хана, которые собирали дань. И понял тогда Александр, что смерть нескольких иноземцев может стать причиной гибели всей Руси. И тогда он жестоко наказывает тех, кто убил сборщиков дани. Можно представить себе, что говорили тогда жители Новгорода, сидя у себя дома, как они осуждали князя, называли его предателем. Но благодаря этому шагу Новгород не был уничтожен и не было нового страшного нашествия Орды на Русь. С того времени начинается постепенное укрепление Руси, которое приводит сначала к возвышению Москвы (большой вклад в это внес сын Александра — Даниил), а затем и к возвышению всей Руси, ее сосредоточению, обретению такой мощи, которая на Куликовом поле нанесла смертельную рану ордынскому полчищу.

12

 

 

Можно ли себе представить, как страдал благоверный князь? Будучи полностью предан своему народу, своей вере, Церкви, своей земле, он принимал поношение от своих, совершая дела, которые только и могли тогда спасти наш народ. Может быть, поэтому такой любовью был окружен князь Александр в последние годы своей жизни. А умер он в сорок с небольшим лет, возвращаясь из Орды; и многие говорят, что умер он не своей смертью. Он был богатырем, с красивым лицом и с мощным телом. И то, что умер он на пути в свой родной град, было скорее всего не чем иным, как результатом его отравления во время пребывания в Орде. Так, по крайней мере, считают многие ученые. И когда скончался благоверный князь Александр в городе Городце нынешней Нижегородской области, удивительные слова сказал о нем святитель Кирилл, митрополит Киевский и всея Руси, близкий ему человек, духовный отец князя Александра. Он сказал о том, что потеряли того, кого не ценили, что зашло солнце, потеряли великого правителя земли Русской.

Прошли годы, десятилетия, столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает в нашем народе. И особенно сильной и живой стала эта память в годы Великой Отечественной войны и затем на исходе XX и в начале XXI века, когда многие россияне поняли, что князь Александр Невский — это не просто герой, не просто великий правитель, — это имя России, символ России, потому что вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью неизмеримой, и духовными победами, и победами земными.

Наиболее правильная позиция — нести мир в тот момент, когда менее всего люди думают о мире.

Будем молиться святому благоверному князю Александру Невскому, чтобы он хранил Россию от нападений, чтобы никогда не было никакой войны между Россией и Западом, чтобы никто не пугал нас этой войной и чтобы у нас никогда не иссякли силы стоять на страже жизни нашего народа. Пусть благоверный князь Александр помогает современной России, народу нашему так, как он помогал своим молитвенным предстательством Богу на протяжении всей

13

 

 

истории, в течение которой и наши предки, и мы прославляли и прославляем его как святого и благоверного князя.

Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском храме г. Калининграда,6 декабря 2014 года

 

* * *

Александр Невский был совершенно уникальным военным и политическим стратегом. Он осознал, что, несмотря на зависимость России от Орды, с ней надо было жить в мире, чтобы оградить Отечество от более опасных ударов с запада. Не раз посещая ордынцев и, видимо, хорошо зная их психологию, мировоззрение, систему ценностей, князь Александр понял нечто очень существенное — ордынцам была нужна не душа русского человека, им требовался наш кошелек. А тем, кто наступал с запада, была нужна именно душа. Если бы великий князь не перераспределил усилия таким образом, что Восток на тот момент стал союзником, если бы он не вступил в борьбу с крестоносцами, то, наверное, России сегодня бы не существовало.

Кроме того, Александр Невский — это символ нашей многонациональной страны, ведь он не гнушался ехать в Орду, общаться, заводить там дружбу Может быть, с тех самых времен у русских и выработался такой широкий спокойный взгляд на людей другой веры и иной национальности. Мы умеем защищать Отечество — князь Александр дает нам замечательный пример. Но мы умеем строить и мирные отношения, благодаря этому и существует великая Россия, как когда-то Российская империя, Советский Союз — огромные многонациональные образования.

Слово на встрече с губернатором Волгоградской области А. И. Бочаровым, 31 марта 2016 года


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.