13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Труд
Труд
Труд изначально был благословлен Богом, ибо человек был помещен в сад, который надо было возделывать, где надо было нарекать имена животным и растениям. Человек был помещен в рай, где существовали гармоничные отношения человека с окружающим его миром. Гармония была замыслом Божиим о Своем творении, но человек от этого замысла отказался: отказался жить по Божиему закону, а потому и гармония исчезла. И для того чтобы существовать, чтобы обеспечивать свое выживание, ему надо было трудиться в поте лица. Кроме того, человеку пришлось заботиться о своей безопасности, потому что природа стала враждебной по отношению к нему, ведь гармония была разрушена.
Поэтому труд — это не проклятие и не наказание. Наказанием за грех явилось разрушение гармонии бытия. Прервались отношения человека с Богом и с окружающим миром, и для того чтобы в этом мире существовать, надо было в поте лица трудиться.
А для того чтобы убедиться в том, что в Церкви как в хранительнице апостольской веры содержится подлинно библейское понимание труда как исполнения Божией заповеди, достаточно вспомнить слова апостола Павла: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10). И апостол Павел подчеркивал, что он живет плодом трудов своих. Кстати, его работой было делание палаток (Деян. 18, 3). Он этим занимался и, видимо, продавал то, что делал, на это и жил.
Так вот, труд благословляется Богом как непременное условие жизни человека. И ссылка на протестантскую этику в данном случае неуместна, потому что и православные, и протестанты имеют одинаковое понимание того, что в результате труда человек создает и свое благополучие.
Только очень важно, чтобы труд был во благо. Тема труда очень обширна, и мы, конечно, сейчас не сможем полностью ее раскрыть. Хотелось бы сказать по крайней мере о двух самых важных измерениях столь емкого понятия, как труд. В первую очередь труд направлен или должен
411
быть направлен на то, чтобы обеспечивать самого себя, своих близких и чтобы результатами этого труда можно было поделиться с другими. Вот на этом основывается христианская православная этика, в том числе этика общественных отношений. Каждый человек должен трудиться так, чтобы результат его труда давал возможность не только самому потреблять материальные блага, но и иметь возможность разделять часть этих благ с ближним.
На этом, собственно, и строится вся благотворительность, которая есть не только задача бизнеса, каких-то мощных структур, которые производят, конечно, избыточное количество материальных средств — тогда повышается и социальная ответственность за то, чтобы эти избыточные ценности направлялись людям. Но и каждый трудящийся человек должен иметь в виду, что труд благословляется Богом, в частности, и потому, что результаты этого труда могут и должны обращаться на благо ближнего.
Ну и второе очень важное измерение. Труд действительно может быть наказанием. Рабский труд — это наказание. Труд, который не оплачивается достойно, — это наказание. Он превращается в тяжелейшее бремя. Ведь недаром во многих исправительных системах труд используется не только как средство исправления человека, но и как средство наказания. Есть же такое понятие — «каторжный труд».
Н для того чтобы труд был на благо, он не должен быть каторжным. Труд во благо человека должен иметь достойное вознаграждение. Труд должен быть стимулом для развития человеческой личности.
И здесь мы уже переходим к очень важной и сложной теме участия общества и государства в организации такого труда, который способствовал бы раскрытию человеческого потенциала, способствовал росту человеческой личности.
«Слово пастыря», 7 мая 2011 года
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.