Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Традиция и новация

Традиция и новация

Традиция — это не досадный анахронизм или воспоминание о далеком прошлом. Традиция передает от поколения к поколению только значимые духовные и культурные ценности, а все остальное исчезает само по себе, потому что перестает быть востребованным. Благодаря традиции сохраняются преемственность и непрерывность истории человечества. Новация — это то, что возникает из текущего культурно-исторического контекста, и важно, чтобы это новое не входило в неразрешимое противоречие с ценностями, сохраняемыми традицией, и тем более не разрушало их. Новация — если только она действительно имеет культурную ценность — может актуализировать ценности традиции и сама со временем стать фундаментом для появления новой традиции.

От продуманного и гармоничного соединения традиции и новации зависит, как показывает исторический опыт, успешное развитие любой системы, будь то система образовательная, общественная или государственная.

Видеообращение к участникам и гостям XXIV Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность», 25 января 2016 года

 

* * *

Соотношение традиции и новации — один из самых важных вопросов, от решения которого зависит развитие общества. В разные эпохи по-разному складывалось взаимодействие между этими формами существования человеческой цивилизации. Известно, что в определенное время традиция превалировала настолько, что всякого рода новации были второстепенны. Но настало время — мы

407

 

 

условно называем его новым, — когда идеи новации стали постепенно оттеснять в сторону традиционные принципы. В настоящий момент в большинстве стран и обществ никто не задумывается о том, нужны ли новации. Если кто-то скажет, что они не нужны, то такой человек не будет восприниматься всерьез, потому что с новациями связывается научный, технический прогресс, а значит, изменение к лучшему жизни людей. А традиция осталась на периферии общественной жизни. Если вы спросите: «Новый автомобиль — это здорово, и новый гаджет хорошо, но ты знаешь, что такое традиция? Нужна ли нам она?» — то не каждый сразу ответит правильно. Во-первых, даже это слово понимается по-разному. Во-вторых, традиция сегодня не является идеологическим фактором, определяющим современную жизнь.

Устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного и новаторского начал. Если будет только традиция, но не будет движения вперед, то развитие человеческой цивилизации остановится. Хотя такого не может быть, потому что Бог создал человека, предрасположив его к творчеству, результатом которого всегда является новое. Сам Господь сказал: се, творю все новое (Откр. 21, 5). Не «сотворил новое» — творю все новое. Поэтому творчество и новации — это тоже часть Божественного замысла. А традиция помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, которое потом само становится частью традиции. Это некий фильтр, но не бездумный, не безыдейный, а имеющий в основе Божественное начало, критерий Творца.

Этот критерий — Богом созданное в человеке нравственное начало. Мы пропускаем через себя все, что происходит с нами, — каждое слово диктора, если внимательно смотрим телевизионную передачу, каждое слово писателя, если сосредоточенно читаем книгу, — через свой внутренний, духовный мир, фундаментальной частью которого является нравственное начало.

408

 

 

Поэтому в центре традиции всегда духовные ценности. Все что угодно может измениться — появляются разные взгляды на архитектуру, на живопись, на политическое устройство, но не может быть разных взглядов на нравственность, потому что она не от человеков, а дана свыше. Если бы нравственность, как утверждают некоторые, оказалась плодом общественного развития, от нее уже давно ничего не осталось бы. Но тогда у человечества не было бы никакой надежды на всеобщий консенсус.

Слово на, открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, 29 января 2016 года

 

* * *

Очень часто наш общественный дискурс препарирует общество совершенно примитивно — мол, есть консерваторы, традиционалисты, а есть люди продвинутые, радикальные, устремляющиеся в будущее. Эта дихотомия очень вредна и даже опасна, потому что одно не может быть без другого. Если мы отбрасываем традицию, то принимаем на себя колоссальные риски, которые приводят в конце концов к слому всей народной жизни, к страданиям людей. Традицию нельзя «ломать через колено» лишь потому, что ей уже не один век.

Греховные,опасные для самого существования человеческой цивилизации идеи не являются новацией, они были всегда.

Мы знаем, как много замечательных памятников архитектуры исчезло в результате того, что происходило в Москве в пятидесятые и шестидесятые годы. Вспоминаю свое первое посещение столицы в 1955 году. То, что происходило, понял даже я, десятилетний ребенок: сносились здания. В районе Арбата экскурсовод рассказывал: «Вы не представляете, какой станет Москва. Все здесь снесут и построят прекрасный, светлый проспект, который будет рассекать весь город». Мы ехали с мамой, и я спросил: «А как же эти дома?» «Сыночек, их, наверное, снесут», — ответила она. Их, действительно, все снесли и построили проспект Калинина, который москвичи назвали «вставной челюстью». Это была новация, которая полностью разрушила традицию. Если бы те замечательные здания сохранились,

409

 

 

то был бы дивный исторический центр Москвы — с ресторанчиками, магазинчиками, прекрасными двориками, где отдыхали бы горожане и приезжие... Но, как говорится, у истории нет сослагательного наклонения. Такие радикальные действия происходят, когда люди не понимают ценность традиции.

Однако традиция — это не все прошлое. Мы ведь выкидываем мусор из дома, не храним абсолютно все. Но если мы начнем в мусорное ведро выбрасывать письма своих родителей, старинные фотографии, то, что связывает нас с былым, — ценности, может быть, не материальные, но для нас значимые — это преступление! Ужасно, когда подобное происходит в рамках семьи, и непростительно, когда то же самое происходит в городе и в стране.

Москва — это город, который уничтожили. У нас была бы совершенно другая столица, если бы мы берегли традицию, а старое не становилось синонимом ненужного. Разрушим мир до основания, а потом построим новый — так появились все эти проспекты, «вставные челюсти»...

Как же найти середину? Я глубоко убежден в том, что в традиции, в старине не все является нужным, тем, что следует взять в будущее. Но есть непреходящие ценности, и в первую очередь нравственные.

Все, что касается нравственности, — это константа. Потому что традиция веками оберегала ее. Те, кто с легкостью разрушал арбатские особняки, наверное, могли сказать: «Зачем нам оберегать нравственные ценности? Мы создадим новые». Были попытки создавать их и в нашей стране, и в других европейских государствах. Но все это заканчивается катастрофой, потому что нравственную природу личности изменить очень тяжело, если мы желаем, чтобы человек остался человеком. Если же мы хотим вывести некий новый sapiens,может быть, не homo,а нечто другое, тогда мы можем ломать все, но мы потеряем его душу. Важность традиций — всегда в нравственности.

Выступление на встрече с депутатами Московской городской Думы, 29 марта 2016 года

410


Страница сгенерирована за 6.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.