Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Русский мир

Русский мир

Русский мир не означает «российский». Тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели — киевской купели Крещения. Это тот самый мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность.

Что касается базовых ценностей, это те ценности, которые рождены нашей верой, потому что в духовной основе

318

 

 

создания древнерусского государства, от которого произошли уже современные суверенные государства, в том числе и Украина, лежали религиозные ценности. Это матрица, которая сформировала мировоззрение людей, их мироощущение, систему ценностей, причем это та матрица, которая существует тысячу лет. Какие усилия предпринимались для того, чтобы ее разрушить, особенно в постреволюционное время! Да и не только в постреволюционное, но и в дореволюционное...

И когда речь идет о необходимости сохранения базисных ценностей, я в первую очередь говорю о том, что нельзя разрушать эту матрицу народной жизни. Потому что если мы разрушим ее, то перестанем быть русскими или, как теперь говорят, россиянами, украинцами, белорусами... Мы станем другими, у нас останется только название — Украина, Россия, Белоруссия, но мы станем другими. Это будет огромная цивилизационная катастрофа — как и в случае, если другие народы потеряют свою идентичность. Мир станет унифицированным и страшным, мир станет легко манипулируемым. Почему? Потому что именно духовная культура, традиционная для большинства людей, является главным критерием для различения добра и зла.

Так вот, когда мы говорим о современной Украине и о современной России, мы должны понимать, что существует огромное количество вызовов этим ценностям. Часто они связаны с политической ориентацией, с культурной ориентацией, с влиянием других культур на национальную жизнь. Для того чтобы сохранить в единстве народ (в данном случае мы говорим об Украине), важно сохранить базисные ценности и на основе этих базисных ценностей гармонизировать те слои общества, которые впитали в себя более поздние культурные влияния и которые, во-первых, иногда настаивают на этих культурных различиях, а во-вторых, хотят эти культурные различия распространить на другую часть украинского общества.

Для того чтобы страна сохранилась в единстве, царство не должно разделиться само в себе (Мк. 3, 24). При всем

319

 

 

многообразии взглядов и предпочтений, в чем оно не должно разделиться? Именно в этих базисных ценностях. Тогда плюрализм не страшен: кому чай с молоком, кому с сахаром — выбирайте что хотите.

Мы сохраняем единство как народ. Мы входим в семью других европейских народов не как ведомые, которые смотрят в рот другому, более сильному партнеру — мы входим как равноправные партнеры, носители собственного исторического и культурного кода.

Думаю, что в каком-то смысле это важно сегодня для всех народов. Кстати, лучшие умы в Европе и в других странах это хорошо понимают. Я имел возможность выступать в ООН на Совете по правам человека, касаясь в своем выступлении темы сохранения национальной, духовной, культурной, религиозной идентичности. На этом заседании присутствовали послы почти всех стран мира, входящих в ООН, и я не услышал ни одного отрицательного комментария.

Все понимали, что в условиях глобализации мы должны сохранить многообразие и красоту Божиего мира, при том, чтобы развивать, конечно, доброе международное сотрудничество и мирные отношения между народами.

Интервью украинским тележурналистам,15 июля 2010 года

 

* * *

Независимостьстраны сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность формировать государственное устройство, основываясь на собственных ценностях.

В течение четырехсот с лишним лет предпринимались попытки расколоть и разделить Русский мир. Когда мы говорим «Русский», то не следует трактовать это так, как это делают наши недоброжелатели, говоря о Российской империи и о Советском Союзе. Речь идет о великой русской цивилизации, вышедшей из киевской купели Крещения и распространившейся на огромные просторы Евразии. Эта самобытная цивилизация, в основе которой — Православие и нравственные ценности Православия, более четырехсот лет не дает покоя тем, кто видит в этой мирной цивилизации некий вызов сво-

320

 

 

им собственным идейным установкам. И мы знаем, что всякий раз, когда на Отечество наше нападали враги, то главное, что они хотели сделать, — это разделить наш народ и, особенно, оторвать южные и западные русские земли от единого мира.

Сегодня на пространствах этого мира существуют независимые государства, и мы с уважением относимся к их суверенитету, к их готовности и желанию самостоятельно строить свою национальную жизнь. Но это не означает, что стремление к законному суверенитету, к реализации этого суверенитета должно сопровождаться разрушением общего, единого духовного пространства. И сегодня мы молимся о том, чтобы никогда не произошло военных столкновений между братьями, чтобы никогда единоверные, единокровные братья не приносили смерть и разрушения друг другу.

Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, 14 марта 2014 года

 

* * *

Россия (в нынешних границах Российская Федерация как часть некогда великой Российской империи) — это современная демократическая страна европейского типа. Ее отличает от других стран наличие многих национальностей, различных религий; но самые главные ее отличия — это ее история, ее традиция и система ценностей, которые в этой стране, по милости Божией, сохранились.

Но если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Одно это понятие — Русский мир — выводит из себя наших противников, в том числе и те националистически настроенные силы на Украине, которые пытаются в России видеть врага, а в Русском мире — страшную политическую доктрину, направленную на ограничение суверенитета Украины, на порабощение Украины Россией. И как же достается

321

 

 

всем, кто смеет употребить одно только словосочетание «Русский мир».

Сейчас приходят трагические сведения о том, что иногда эти люди из иного лагеря, которые не приемлют понятия Русского мира, искушая человека, спрашивают, не является ли он сторонником Русского мира. И если тот мужественно отвечает «да», его уничтожают.

Мне многократно приходилось говорить на тему Русского мира. В этот раз начну с хорошо всем известного примера — с «Повести временных лет», первой сводной русской летописи. Это, как говорят, наш исторический хронограф, важнейший источник национальной истории. Летопись была написана не в Москве, которой, как вы понимаете, тогда не существовало, и не в Санкт-Петербурге, которого тем более не было, а в городе Киеве, в Киево-Печерской лавре. И начиналась она словами: «Откуда есть пошла русская земля...» И никто тогда в Киеве не называл себя украинцем, а все называли себя русскими, русичами. Так наших древних предков называли и византийцы — руссами. Когда россы (так звучало по-гречески) наступали на Константинополь, ибо были в то время язычниками, эти слова местные жители произносили со страхом и молились Господу, чтобы россы не вошли в Константинополь. Не было другого наименования у людей, живших в Киеве и на всем просторе тогдашней Руси. Вот оттуда Русский мир — из летописи нашей, от преподобного Нестора-летописца.

Но наименование «русский» сохранилось не повсеместно. В основном это слово употребляется по отношению к тем жителям Руси, которые живут и жили ранее на севере, северо-востоке, северо-западе страны. Но и в южных частях есть люди, которые до сих пор называют себя русскими или русинами, — это те, кто живет в Закарпатье. И название это не сегодняшнее, не политизированное, а древнее, с тех самых летописных времен.

Русский мир — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир — от киевской

322

 

 

купели Крещения. Русский мир — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, называющие себя сегодня разными именами, — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли его культурную и духовную составляющую как свою собственную. Поэтому Русский мир — это цивилизационное понятие. Оно не политическое, как бы превратно ни хотели толковать его сегодня те, кто преследует свои собственные политические интересы. Русский мир — это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Некоторые люди, даже именующие себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык — это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. Мы знаем, что очень многие из них не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с русской культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей цивилизацией.

Бог дал законы, нарушение которых влечет за собой гибель человеческой цивилизации.

В современном глобализирующемся мире очень важно оберегать свою собственную цивилизацию, потому что если она исчезает, то пропадает огромная часть всемирной культуры и общечеловеческой цивилизации. Почему это происходит? Потому что все те цивилизационные модели, которые существуют сегодня, — и модель западноевропейская, которая вышла из латинской культуры (в свое время эту цивилизацию называли Римским миром; это был Рим, это была его культура, принявшая христианство), и другие мощные цивилизации — арабская, исламская, китайская, индийская — все они составляют красоту и многообразие общечеловеческой цивилизации. И если кто-то скажет, что восточные славяне, объединенные единой верой, единой исторической традицией, не имеют права на свой духовный и культурный мир, то такой абсолютно неправомерный подход к самой возможности для братских славянских народов иметь общее духовное и культурное пространство

323

 

 

можно объяснить только какими-то политическими предпосылками. И если мы говорим сегодня об этом, то это вызвано актуальностью происходящего ныне, потому что вокруг этого пространства ведется борьба.

Но если обратиться к истории, то мы видим, что ничего нового не происходит. Не всегда были мирными отношения между цивилизациями. Мы знаем, что часто их границы обагрялись кровью. Нам, правда, на исходе XX века казалось, что наступило время мирного сосуществования этих цивилизаций. И когда некоторые футурологи, западные ученые стали говорить о войне цивилизаций, то, может быть, с наибольшим протестом эту концепцию восприняли именно у нас, в славянском мире, потому что нашему мировосприятию совершенно чужда всякая война с людьми иных взглядов и иных убеждений, ибо в центре цивилизации, к которой мы принадлежим, — евангельские ценности или для тех, кто не принимает Евангелие, исповедуя иные религии, ценности их собственной религии, которые в нравственном плане во многом перекликаются с евангельским посланием.

Это религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности, но нужно понимать, что без них не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народы, а все будет переплавлено в некоем котле цивилизаций. Есть такая концепция плавильного котла — все переплавить, чтобы достичь мира. Но не получается, и пример современной западной цивилизации, которая придерживается этой концепции, убеждает нас, что ничего в этом котле не переплавляется, что сохраняются и противоречия, и проблемы. И люди, несогласные с этой концепцией, стремящиеся сохранить свою самобытность, борются против этой страшной перспективы раствориться в одном общем пространстве.

Итак, сохранение цивилизаций, в том числе и цивилизации Русского мира, — это наша общая задача. И делать это нужно совсем не для того, чтобы воссоздавать какие-то

324

 

 

политические конструкции, строить новые империи или формировать военные блоки, а чтобы хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков.

«Слово пастыря», 6 сентября 2014 года

 

* * *

Русская словесность — это без преувеличения один из столпов нашей национальной жизни, важнейшее основание цивилизации Русского мира, культурный столп государственной жизни. Поэтому будущее русского языка и литературы должно быть предметом обсуждения не только профессионалов, но и всего российского общества. Это стратегическая задача, которую сегодня необходимо решать со всей ответственностью.

Плодородная нива русской словесности не должна быть ареной для идеологических битв, для лоббирования чьих-то интересов, нецелесообразных экспериментов.

Нужно очистить эту площадку от междоусобной брани, которая досталась нам в наследство от девяностых годов прошлого века.

Мы должны в полной мере осознать, что за последние годы, десятилетия были, конечно, допущены ошибки, перекосы, но ведь не бывает жизни без промахов и недостатков. Очень опасно, когда ошибка не замечается, а в силу политических, человеческих факторов замалчивается и входит в плоть и кровь народной жизни.

Все, что происходит с нами в истории, непосредственно связано с нашей духовной жизнью, — это аксиома бытия.

Вот тогда она становится историческим преступлением. Мы все сегодня призваны — не только общество, но и правительство, писательский цех, читатели — осознать, что находимся в очень важной точке нашего духовного, культурного развития.

От того, каким оно будет, в немалой мере зависит и то, что произойдет с нашей школой, с литературой, с писательским цехом и с читателями.

Выступление на пленарном заседании Съезда Общества русской словесности, 26 мая 2016 года

325


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.