Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Право

Право

Если мы говорим о международном праве, о деятельности международных организаций, если мы говорим о том, что человеческая цивилизация может быть некоей общностью, то отталкиваемся, может быть неосознанно, от того, что существует нравственный консенсус среди дочерей и сыновей рода человеческого, и этот нравственный консенсус определяется голосом человеческой совести. На этом основано право. На протяжении столетий модель устойчивого общественного развития выстраивалась на основании базовых нравственных принципов и ценностей. Понятия справедливости и достоинства, долга и чести, любви к Родине и самопожертвования, солидарности и милосердия крепко

277

 

 

встроены в систему отношений в традиционном обществе. Именно базисные нравственные ценности обеспечивают стабильное существование социума и непрерывность исторического опыта поколений.

Слово на, открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, 29 января 2016 года

 

* * *

Потеря органического единства между правом и нравственностью объясняется моральным кризисом, который в наши дни затронул все сферы жизни общества как в Европе, так и во всем мире. Мы отдалились даже от древнеримского понимания права, которое юрист Цельс называл arsbonietaequi(искусством добра и справедливости). Соблазны материального мира, потребительское отношение к действительности и окружающим довершают печальную картину современности, которая могла бы быть описана словами Спасителя: Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13,15). Самое прискорбное то, что многие отказываются различать добро и зло, предпочитая жить по принципу «лишь бы наши права были неприкосновенны». Здесь вспоминается известный афоризм Данте, который сказал, что «самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет».

Как религиозные лидеры, мы не должны становиться на позицию нравственного нейтралитета. Недопустимы попытки адаптировать наше религиозное учение к требованиям современной политкорректности, которая превращает человека в бездушную машину потребления, управляемую страстями. Нередко на межрелигиозных и межхристианских форумах мне приходилось слышать призывы к переосмыслению понятия греха, которое уже фактически пересмотрено некоторыми религиозными общинами, по существу отменившими этические нормы, веками

278

 

 

направлявшие жизнь верующих людей. Эти нормы объявляются устаревшими, отжившими, принадлежавшими прошлому. Но поскольку эти нормы проистекают из Божественного откровения, из Слова Божия, то что означает утверждение об их устаревшем или отжившем статусе? Это духовное самоуничтожение разрывает связь европейцев с их религиозным наследием, ставя под угрозу выживание европейской цивилизации. Мы разрушаем связь с истоками, с базисными идеями, на которых основывалась вся европейская цивилизация и вся культура.

Выступление на, заседании Европейского совета религиозных лидеров «Права человека и традиционные ценности в Европе», 21 июня 2011 года


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.