Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бицилли Пётр Михайлович

Бицилли П.М. Bertrand de JOUVENEL. L’économie dirigée. Paris 1928 (Bibl. Sundicaliste). Librairie Valois. Журнал "Новый Град" №5

Bertrand de JOUVENEL. L’économie dirigée. Paris 1928 (Bibl. Sundicaliste). Librairie Valois.

Основная идея превосходной по ясности мысли, по трезвости и осведомленности книги Жувенеля — идея синтеза «социализ­ма» и «капитализма». Капитализм — «тезис», социализм — «ан­титезис». По марксовой диа­лектике выходило, что, за­менив «тезис» «антитезисом», уже тем самым, волшебным об­разом, можно осуществить син­тез. В России и был сделан опыт этого. Что же вышло? Рабочий — бывший рабом частного капитала, обратился в раба капитала «обобществленного», на деле — государственного. Чрезвычайно важ­но свидетельство автора о новом течении в синдикализме — ре­зультат воспитания масс в воен­ную пору и русского опыта. Син­дикализм раньше был «индиви­дуалистичен» — в том смысле, что он противопоставлял рабочий класс всем прочим; сейчас он «социалистичен» — в смысле при­знания взаимозависимости и со­лидарности общественных клас­сов. Осуществлена ли эта соли­дарность в современном капита­лизме? Есть эволюционисты, от­вечающие на это положительно. Главный факт — «децентрализа­ция» капиталов путем размещения акций в частных руках. Но  со­владение не одно и то же, что сотрудничество. Акционер не участвует никак в хозяйствование. А, ведь, главная проблема нашего времени имен­но эта: восстановить орга­ническое строение общест­ва, так, чтобы каждый член его чувствовал и сознавал свою моральную связь с це­лым. Ни капитализм, вырождающийся в банкократию (это превосходно прослежено у Жувенеля), ни коммунизм, ски­нувшийся самым ужасающим дес­потизмом государства, этому тре­бованию не удовлетворяют.Вме­сте с Fourgeaud(см. мою рецензию на его «Rationa-

101

 

 

lisation», «Новый Град», III), Жувенель видит исход в рационализации хозяйства и хозяйствования. В современном государстве политика подчинена капиталу. В государстве «органическом» она должна на­правляться хозяйствованием, и хозяйствование должно направляться интересами и потребностями целого, Обще­ства, воплощенного в Государст­ве, Государства, на деле, а не формально объединяющего Об­щество и выражающего его волю. Рационализация и состоит в об­щественном распоряжении хозяй­ствованием («économiedirigée»), что предполагает знание общественных нужд и средств к их удовлетворения, и что вовсе н е предполагает ни «обращения человека в машину», ни — что то же — подчинения всех трудя­щихся кучке спецов-чиновников. Наоборот: рационализация осуще­ствима только при условии, когда каждый член общества вме­сте и «трудящийся» и «чиновник» (в непередаваемом одним словом по-русски прямом смысле французского fonctionnaire) и соучастник в поль­зовании собственностью: пробле­ма отмены частной собственности просто отпадает, когда собствен­ность из объекта utendietabutendi обращается в функ­цию. Но такое Государство-Общество не осуществимо в фор­мах нынешней парламентарной демократии, демократии профес­сионалов-политиков на службе у банков. «Органическое», хозяйст­вующее Государство — Государ­ство Синдикалистское. Член этого государства не «подданный», не бесконечно-малая дробь Сувере­на, но  ко-оператор, новый человек. Здесь возникает одна, в сущности самая важная, проблема. Откуда этот «новый че­ловек» возьмется? Сомнительно, чтобы одной реформы конституции — например, замены партийного представительства представительством «компетенций» и ин­тересов — было достаточно, что­бы «подданный» - «избиратель» стал подлинным «гражданином Нового Града». Французский автор, у которого столь много то­чек соприкосновения с русскими представителями «пореволюционной мысли», вопроса о создании «нового человека» не касается вовсе. А между тем, повторяю, в этом вся суть дела. Еще можно надеяться, что в томслучае, ко­гда работают все, при ра­ционально поставленной работе, из работника в конце концов вый­дет гражданин. Сейчас — другое: сейчас уже становится ясно, что, чем рациональнее будет устроена общественная жизнь и в частно­сти хозяйствование, тем менее на­стоятельно общество будет тре­бовать от своих сочленов осязаемого выражаемого в единицах времени или в расходуемых кало­риях, или в чем-либо в этом роде, труда. История ведет наш мир даже не к «Утопии» и не к «Сол­нечному Граду», а к «Телемскому аббатству». Но в Телемском аб­батстве был отбор «людей благородных и хорошо воспитан-

102

 

 

ных», говорит Раблэ, А сейчас? — Христианство? Но христианство не железа, которую можно при­вить. Это, повторяю, сложнейшая проблема, которую Weltverbesserer'ы почему-то обычно обхо­дят, проблема новой педагогики. Но ее обсуждение выходит из рамок рецензии.

П. Бицилли.

 

 


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.