13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бицилли Пётр Михайлович
Бицилли П.М. Bertrand de JOUVENEL. L’économie dirigée. Paris 1928 (Bibl. Sundicaliste). Librairie Valois. Журнал "Новый Град" №5
Bertrand de JOUVENEL. L’économie dirigée. Paris 1928 (Bibl. Sundicaliste). Librairie Valois.
Основная идея превосходной по ясности мысли, по трезвости и осведомленности книги Жувенеля — идея синтеза «социализма» и «капитализма». Капитализм — «тезис», социализм — «антитезис». По марксовой диалектике выходило, что, заменив «тезис» «антитезисом», уже тем самым, волшебным образом, можно осуществить синтез. В России и был сделан опыт этого. Что же вышло? Рабочий — бывший рабом частного капитала, обратился в раба капитала «обобществленного», на деле — государственного. Чрезвычайно важно свидетельство автора о новом течении в синдикализме — результат воспитания масс в военную пору и русского опыта. Синдикализм раньше был «индивидуалистичен» — в том смысле, что он противопоставлял рабочий класс всем прочим; сейчас он «социалистичен» — в смысле признания взаимозависимости и солидарности общественных классов. Осуществлена ли эта солидарность в современном капитализме? Есть эволюционисты, отвечающие на это положительно. Главный факт — «децентрализация» капиталов путем размещения акций в частных руках. Но совладение не одно и то же, что сотрудничество. Акционер не участвует никак в хозяйствование. А, ведь, главная проблема нашего времени именно эта: восстановить органическое строение общества, так, чтобы каждый член его чувствовал и сознавал свою моральную связь с целым. Ни капитализм, вырождающийся в банкократию (это превосходно прослежено у Жувенеля), ни коммунизм, скинувшийся самым ужасающим деспотизмом государства, этому требованию не удовлетворяют.Вместе с Fourgeaud(см. мою рецензию на его «Rationa-
101
lisation», «Новый Град», III), Жувенель видит исход в рационализации хозяйства и хозяйствования. В современном государстве политика подчинена капиталу. В государстве «органическом» она должна направляться хозяйствованием, и хозяйствование должно направляться интересами и потребностями целого, Общества, воплощенного в Государстве, Государства, на деле, а не формально объединяющего Общество и выражающего его волю. Рационализация и состоит в общественном распоряжении хозяйствованием («économiedirigée»), что предполагает знание общественных нужд и средств к их удовлетворения, и что вовсе н е предполагает ни «обращения человека в машину», ни — что то же — подчинения всех трудящихся кучке спецов-чиновников. Наоборот: рационализация осуществима только при условии, когда каждый член общества вместе и «трудящийся» и «чиновник» (в непередаваемом одним словом по-русски прямом смысле французского fonctionnaire) и соучастник в пользовании собственностью: проблема отмены частной собственности просто отпадает, когда собственность из объекта utendietabutendi обращается в функцию. Но такое Государство-Общество не осуществимо в формах нынешней парламентарной демократии, демократии профессионалов-политиков на службе у банков. «Органическое», хозяйствующее Государство — Государство Синдикалистское. Член этого государства не «подданный», не бесконечно-малая дробь Суверена, но ко-оператор, новый человек. Здесь возникает одна, в сущности самая важная, проблема. Откуда этот «новый человек» возьмется? Сомнительно, чтобы одной реформы конституции — например, замены партийного представительства представительством «компетенций» и интересов — было достаточно, чтобы «подданный» - «избиратель» стал подлинным «гражданином Нового Града». Французский автор, у которого столь много точек соприкосновения с русскими представителями «пореволюционной мысли», вопроса о создании «нового человека» не касается вовсе. А между тем, повторяю, в этом вся суть дела. Еще можно надеяться, что в томслучае, когда работают все, при рационально поставленной работе, из работника в конце концов выйдет гражданин. Сейчас — другое: сейчас уже становится ясно, что, чем рациональнее будет устроена общественная жизнь и в частности хозяйствование, тем менее настоятельно общество будет требовать от своих сочленов осязаемого выражаемого в единицах времени или в расходуемых калориях, или в чем-либо в этом роде, труда. История ведет наш мир даже не к «Утопии» и не к «Солнечному Граду», а к «Телемскому аббатству». Но в Телемском аббатстве был отбор «людей благородных и хорошо воспитан-
102
ных», говорит Раблэ, А сейчас? — Христианство? Но христианство не железа, которую можно привить. Это, повторяю, сложнейшая проблема, которую Weltverbesserer'ы почему-то обычно обходят, проблема новой педагогики. Но ее обсуждение выходит из рамок рецензии.
П. Бицилли.
Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.