Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ижболдин Б.

Ижболдин Б. Charlotte ENGEL-REIMERS. Der Idealismus in der Wirtschaftswissenschaft. Журнал "Новый Град" №4

Charlotte ENGEL-REIMERSDer Idealismus in der  Wirtschaftswissenschaft. VerlagDuncker-HumblotMünchen 1932, S. 272.

Появление этого интересного чи­сто теоретического труда недавно скончавшейся женщины профессо­ра серьезно обогащает весьма скудную литературу о философии хозяйства и приобретает осо­бое значение в наше время, когда чувствуется некоторая усталость от материального прогресса и то­ска по социальной связанности, имевшейся на заре капиталисти­ческой эпохи. Интерес к этому большому и весьма сложному тру­ду, По мере ознакомления с диа­лектикой автора, поддерживается той глубокой верой в вечный прогресс и в победу духа над материей, которая свойственна большинству германских эконо­мистов идеалистического направ­ления, воспитавшихся на идеях исторической школы. Не послед­ней заслугой автора является творческое освоение идей Зом­барта, развившего диалектический метод в экономической науке и давшего подлинную феноменологию хозяйства.

Шарлотта Энгель, получившая прекрасное философское образо­вание и выработавшая свое миро­воззрение в семинаре Шмоллера, особенно ценившего великих гер­манских идеалистов — Фихте и Гегеля, сделала интересную по­пытку проследить развитие эко­номической мысли от Адама Сми­та до Зомбарта с точки зрения германской феноменологии, явля­ющейся учением  о прогрессе культуры и о самораскрытии аб­солютного духа. Применение диалектического метода, характерного не только для Зомбарта, но и для столь влиятельного теперь в Германии социологического уче­ния Ганса Фрейера, приводит Эн­гель к выводу, что хозяйствен­ное развитие каждой страны про­текает в противоречиях и имеет бурный характер, не нарушая однако общей эволюции, заклю­чающейся в перемещении объек­тивного духа из одной социальной формы в другую. В своем стре­млении, совершенно в духе исто­рической школы от Рошера до Зомбарта, превратить политиче­скую экономию в учение о самораскрывающемся духе в сфере хозяйства, автор подвергает серьезной критике учение известных немецких экономистов ЛифманаКасселя и Шумпетера, представляющих, вместе с учеными ав­стрийской школы, современные течения реализма и эмпиризма в политической экономии. Не менее критически относится автор к идеализму старой исторической школы, противопоставлявшей природу объективному духу, и к универсализму Шпанна, порывающе­му с исторической действитель­ностью. Всецело разделяя учение Зомбарта о феноменологии хозяй­ства, Энгель рассматривает на­родное хозяйство, как раскрытие духа каждого данного народа в сфере самоснабжения материаль­ными благами, полагая при этом, что дух народа, отражая в себе абсолютный дух времени, обеспечивает прогресс и торжество нравственной идеи.

Б. Ижболдин.

96


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.