Поиск авторов по алфавиту

Автор:Жаба Сергей Павлович

Жаба С.П. Новые идеи во французском социализме. Журнал "Новый Град" №1

«Не к низинам влечется человечество, а к горным высям», говорил Жорес, утверждая героичность, как основную стихию истории. Жо­рес своим радостным и мужественным идеализмом претворял партийно-классовую борьбу в борьбу за общечеловеческие ценности. Пра­вда, и ему был свойствен рационалистический оптимизм, позитивистическая «религия прогресса», под знаком которой прошла вторая поло­вина XIX века. Как бы то ни было, в «соединенной» (с 1905 г.) социалистической партии марксисты, во главе с Гедом, отнюдь не пре­обладали, хотя программа и была выдержана в марксистских тонах: в довоенные годы дух Жореса брал верх над «буквой» Геда. Но если мы перенесемся в наши дни, то найдем последователей Жореса в по­ложении еретического меньшинства.

В то время, как социализм переживает почти во всех странах глу­бокие изменения в идеологии, психологии, тактике, — представители французского «большинства» во всех случаях партийно-политической жизни патетически ссылаются на решения Амстердамского конгресса и на пункты партийной хартии 26-летней давности. Французская со­циалистическая партия страдает острым припадком «возвратного» марк­сизма. — Следует указать на причины этого.

Франция вышла из войны менее изменившейся, чем другие стра­ны. Точнее говоря, она пережила меньше политических сдвигов и перемен. Естественно поэтому, что великое душевное потрясение на­шло себе исход на индивидуально-психологических путях. Француз­ская элита, дыша воздухом Европы, исполненным великой тревоги и катастрофических предчувствий, имела однако под ногами твердую почву Франции. Не явилось, поэтому, потребности в коренном идеоло­гическом пересмотра. Было большое замешательство, но не обще­ственное, а скорее сумма замешательств личных. Не удивительно, что хранители всяких устоев, от Морраса до Поля Фора, стали держаться за них с удвоенной энергией.

85

 

 

Эти «охранительные» задачи стали особенно соблазнительны для французских социалистов вследствие необходимости, после Турского раскола (1920), неустанно бороться с коммунистами за душу рабочих. В этой борьбе Гедовская «буква» убивала Жоресовский «дух». Дока­зывая измену коммунистов социализму, искажение ими марксизма, подчеркивали свою верность ортодоксальной догме. — Пагубная линия наименьшего сопротивления.

Между тем жизнь все меньше соответствовала старым схемам; требуется все более логических ухищрений, чтобы связать теорию с практикой. Каждая победа догмы препятствует живой работе; каждое торжество велений жизни требует казуистических истолкований. По меткому выражению де-Мана, «теория претерпевает практику, вместо того, чтобы животворить ее». 1)

Но если жоресисты представляют в партии меньшинство (твердо надеющееся стать большинством), то они преобладают во француз­ском социалистическом движении в целом: среди миллионов социалисти­ческих избирателей, в социалистических муниципалитетах к парла­ментской фракции, и общественных организациях, руководимых социа­листами. Возглавляя воодушевленное и сильное общественное движение, жоресисты болезненно чувствуют разлад теории н практики и ищут путей к устранению его. В основе этой работы мысли — жгу­чая потребность осуществить свои идеалы в общественно-государ­ственной работе большогостиля.

Обычно представляют себе меньшинство оппортунистичным, склонным к сотрудничеству с буржуазными партиями — ради второстепенных реформ. Здесь — глубокое недоразумение. В меньшинстве великая сила отталкивания от буржуазного мира. Не к мелким рефор­мам стремится оно, а к коренным преобразованиям. Говоря, же о союзе с левыми «буржуазными» партиями, следует решительно отстра­нить аналогии с коалиционными «браками по расчету» в Германии н других странах, Немецкие социалисты для спасения демократии и сво­боды вступают в союз со сторонниками капитализма против врагов его, — и в этом их трагедия. Во Франции противо-капиталистические на­строения почти целиком вливаются в демократическое русло. Левая, народная Франция требует и приветствует союз левых партий, как ду­ховно родственных друг другу. Как убедительно доказывает Марсель Деа, средние классы во Франции все более становятся антикапитали­стическими. Крестьяне, ремесленники, служащее, лица либеральных профессий, даже мелкие собственники и рантье, а в несколько ином общественном плане — потребители и мелкие вкладчики, — вот, вместе с рабочими, все растущая армия анти-капитализма. Настроения этих кругов выражают социалисты и радикалы. Уже давно в программу

1) «La théorie subit pratique au lieu de la vivifier». H. de Man. «Au dela du Marxisme».

86

 

 

последних внесен пункт об упразднении системы заработной платы («салариата»). Все больше влияния приобретают «молодые радикалы», 2) резко враждебные капитализму, а радикальная партия в целом при­няла программу Генеральной Федерации Труда (C.G.T.).

С другой стороны, не примирение с действительностью побужда­ет жоресистов быть противниками насильственной революции, а глу­бокий демократизм, отвращение к насилию и верное понимание действи­тельности. По интересному наблюдению М. Деа, если в прошлом ра­бочие относились враждебно к демократической государственности, как «формальной» и «обманной», а буржуазия искренне превозносила ее, то теперь происходит как раз обратное. И Монтаньон3) с полным основанием решительно вычеркивает слово «революция» из социали­стического словаря, допуская вооруженную борьбу лишь для защиты демократии. Нечего и говорить, что коммунизм для Монтаньона — смертельный враг, так же, впрочем, как и для Деа и для всего мень­шинства.

Но вся постановка характерно французская. Сказывается твердая почва, благополучной Франции, для которой коммунизм — опасность, но далеко не грозная, а фашизм и гитлеровщина вовсе не существу­ют. Поэтому, не затрагивается наиболее жгучая для Европы пробле­ма: анти-капитализма — врага свободы. За то меньшинство, как и вся левая Франция, с чрезвычайной чуткостью отзывается на проблему борьбы за мир.

Взгляды и стремления меньшинства нашли себе выражение у Мар­селя Деа, одного из немногих, наряду с Монтаньяном, теоретиков фран­цузского послевоенного социализма. 4)

Вслед за де-Маном, М. Деа настаивает на психологическом истолковании всех явлений и учреждений общественной жизни. Душевная жизнь, утверждает он, сосредотачивается вокруг нескольких централь­ных ценностей, определяющих тип ее, а также тип соответственной культуры. Каждая культура имеет свою — в своеобразном равнове­сии и взаимо-соответствии своего содержания неповторимую — архи­тектонику.

Борьба культур — борьба ценностей. В недрах победившей куль­туры защищается прошлое и идет на приступ — грядущее...

Для М. Деа капиталистическая культура, в чистом ее виде, имеет основным своим двигателем стремление к личной наживе, откуда — технический, прогресс, но и нивелировка нравов и суждений, со све­дением всех ценностей к денежному критерию. Исторический мате­риализм оказывается методом наследования, соответствующим капи­талистическому умонастроению. Борьба социализма с капитализмом,

2) Pierre Cot. Bertrand du Juvenel, A. Soger.

3) B. Montagnon. «Grandeur et servitude socialistes».

4) M. Dea. «Perspectivessocialistes».

87

 

 

перерождающимся в нео-капитализм американского типа, есть борьба двух типов культуры. Борьба ведется за человека. Техника есть бла­го, но зубцы ее механизма не должны дробить самого работника. Со­циализм — гуманизм грядущего. Невозможно предсказать, за кем останется победа, но торжество капитализма означало бы для чело­вечества подавление духовных побуждений материальными.

Для того, чтобы показать, что проблематика социализма не связа­на неизбежно с безрелигиозным гуманизмом, интересно сопоставить с Деа — Андре Филипа, молодого, влиятельного члена социалистической партии.

Социалистическая доктрина, говорит Филип, 5) должна производить выбор между стремлениями рабочего движения, отстраняя стремления, возникшие из подражания капиталистической среде и усиливая те, которые имеют революционную ценность. Следовательно, доктрина произносит суждения о ценностях и ставит вопрос о «иерархии желаний». Основы социализма смыкаются с основами морали: бытие и на­хождение верховного блага и соотношение с ним благ нашей жизни. Вопросы эти порядка религиозного, и Филипп, верующий христианин-кальвинист, отвечает на них призывом к христианству.

Христианство не может, не отрицая себя, ограничиться путями личного спасения и должно бороться за социальную справедливость. Эту справедливость реализует социализм. Классовое сознание — не столько экономически факт, сколько нравственный императив, вытекающий из демократического идеала масс, а идеал этот порожденхристианством.

Интересно отметить, что в партии все возрастает число ве­рующих христиан, католиков и протестантов. Большинство входит во Французскую Федерации Христиан Социалистов, ведущую воодуше­вленную агитацию среди верующих против власти денег, за освобождение человека — во имя «Града Грядущего» и «Царства Божия на Земле».

Итак, при всей разности мировоззрений — борьба с капитализмом во имя духовных ценностей. Но способы борьбы должны соответ­ствовать историческим условиям.

По мнению Деа, собственность перестала быть основным атрибутом капитализма. Капиталистическая собственность постепенно рас­членяется на три момента: могущество, прибыль, владение. — «Нео-капитализм» стал своеобразным экономическим феодализмом, где сю­зерены располагают средствами своих вассалов. Комбинации много­образны; можно быть миллионером-рантье без всякого экономического могущества и можно, при среднем богатстве, занимать «стратеги­ческие центры» финансовой и промышленной жизни.

5)  Филип, отрицая национальную оборону по религиозным моти­вам, находится на левом крыле партийного «большинства».

88

 

 

Все большей эксплуатации подвергаются мелкие вкладчики и потребители. Становится понятным, как собственническая Франция мо­жет стать анти-капиталистической.

Деа указывает на устарелость и бессмысленность прямой атаки на собственность. Он рисует схему весьма длительных преобразований, начиная с социализации «могущества»: производится своего рода отделение капитализма от государства; вводится государственный контроль в банках, в основных индустриях. Много позднее — участие в управлении предприятиями. От этой функции Деа решительно отстра­няет государство: «Бойтесь этатизма, как чумы». — Старая традиция, идущая от Прудона, через Маллона и Жореса. Участвуют в управлении синдикаты производителей (в особенности — профессиональных союзов и потребителей).

Затем — социализация прибыли, путем всеобъемлющей системы социального обеспечения. Последний шаг — социализация собственности. Народное хозяйство — в руках кооперации. Государство постепенно отмирает...

Постепенность этих реформ, по мнению Деа, дает надежду на длительные компромиссы с передовыми капиталистическими кругами, с «Неккерами» нашего времени. Проводя своя преобразования, госу­дарство будет одновременно поощрять положительные стремления нео-капитализма: хозяйственное объединение и замирение Европы, рационализацию и картелизацию хозяйства — в соответствии с интереса­ми общества.

В согласии с Жоресом, Деа подчеркивает «проницаемость» госу­дарства для социалистического движения: не аппарат классового угне­тения, который можно лишь разбить, а гибкий организм, который должно наполнить живыми соками. Чтобы «омолодить» государство, поставить его на техническую высоту нашего века, Монтаньон предла­гает ряд реформ: в том числе превращение большей части министерств в технические дирекции, со специалистами во главе.

Деа — далек от оптимизма. Его путь — лишь одна из возможно­стей: не предсказание, а призыв. Он исполнен тревогой. Победа ка­питализма — угашение духа. Торжество коммунизма катастрофи­ческий срыв.

Он сочувственно цитирует де-Мана: «Цель нашего существования не райская, а героическая».

Под знаком борьбы за Свободу и Культуру будет жить Евро­па в ближайшие годы. И Франции, в которой так бессильны враги свободы, быть может, принадлежит в этой борьбе решающая роль.

Но только, борясь за духовный ценности, надо освятить их Цен­ностью Высшей.

С. Жаба.

89


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.