Поиск авторов по алфавиту

Автор:Нил Сорский, преподобный

От редакции

Преподобный Нил Сорский, автор «Устава о жительстве скитском», является одним из выдающихся подвижников Русской Православной Церк­ви. Он родился в 1433 году в семье бояр и в юности занимался переписыванием книг. Будучи еще совсем молодым, принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Его духовным наставником был известный подвижник Паисий Ярославов, отличавшийся особой строгостью духовной жизни. Из Кирилло-Белозерского монастыря преподобный Нил отправился на Афон, где провел долгое время, изучая греческий язык и знакомясь с исихастской практикой «умной молитвы». Вернувшись на Русь, преподобный Нил снова поступил в Кирилло-Белозерский монастырь, но вне его стен, в небольшой келлии. Спустя некоторое время он основал на реке Сора небольшой скит, в котором обосновался вместе со своими учениками. Основным занятием преподобного и его учеников была молитва; большое внимание уделялось также интеллектуальному труду – чтению и переписыванию книг, переводу творений Святых Отцов с греческого языка. Можно говорить о том, что преподобный Нил был одним из первых представителей «ученого монашества» на Руси.

В 1489 году преподобный Нил принял участие в спорах о судьбе еретиков, известных под именем «жидовствующих». В отличие от новгород­ского архиепископа Геннадия, настаивавшего на том, что еретиков надо сжигать, преподобный Нил считал, что к ним надо относиться снисхо-

3

 

 

дительно. В результате на Соборе 1490 года восторжествовала точка зрения преподобного Нила.

Сорский подвижник был участником и другого спора, начавшегося при его жизни и продолжавшегося после его кончины, – между «стяжателями» и «нестяжателями». Партию «стяжателей» тогда возглавлял преподобный Иосиф Волоцкий – другой выдающийся русский духовный писатель. Суть спора сводилась к вопросу о возможности для монастырей владеть землями, крестьянами, заниматься широкой хозяйственной деятельностью. Преподобный Иосиф настаивал на том, что монастырское землевладение возможно и необходимо, а преподобный Нил подчеркивал внутренний характер монашеского делания, для которого всякая внешняя активность является излишней. В конце концов восторжествовала точка зрения преподобного Иосифа, что имело важные последствия для развития монашества на Руси. Однако именно преподобный Нил стоял на позициях, близких к учению византийских исихастов, и именно в его учении с наибольшей полнотой отразился дух древнего пустынножительного монашества.

Преподобный Нил скончался в 1508 году. В своем завещании он писал: «Повергните тело мое в пустыни – да изъядят его зверие и птицы, понеже согрешило есть к Богу и недостойно погребения. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощение прошу от вас, и от мене прощение! Бог да простит всех». Такова была последняя воля святого, отличавшегося при жизни полным нестяжанием, безграничным милосердием и глубочайшим смирением.

Литературное наследие преподобного Нила составляют несколько посланий и «Устав о житель-

4

 

 

cтве скитском», написанный для монахов основанного им скита. Устав содержит большое количество цитат из авторов классических произведений восточно-христианской письменности, таких как преподобные Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит и Иоанн Лествичник. Во многом именно благодаря Уставу преподобного Нила учение этих святых подвижников стало доступно русскому иночеству. Характерно, что в Уставе лишь незначительное место отведено рекомендациям, касающимся внешнего порядка монастырской жизни: главное внимание уделено внутреннему деланию. Основой этого делания преподобный Нил считает молитву Иисусову – непрестанное повторение слов «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» (слово «грешнаго» добавлено преподобным Нилом к классической византийской формуле молитвы Иисусовой, в которой оно отсутствовало). Молитва Иисусова, по учению преподобного, должна быть не просто фоном монашеской жизни, но ее сердцевиной, ее главным содержанием. Вся остальная деятельность инока должна выстраиваться вокруг этого стержня – непрестанного предстояния Богу с призыванием священного имени Иисусова. Только тогда духовная жизнь обретает ту полноту, без которой всякое внешнее делание и подвижничество лишено смысла.

Хотя «Устав о жительстве скитском» адресован прежде всего монахам, причем монахам именно скитов, а не крупных общежительных монастырей, он принесет несомненную пользу всякому читающему, в том числе и мирянам, ибо в нем преподобный Нил напоминает о том, что является «единым на потребу» для каждого христианина.

Игумен Иларион (Алфеев)

5


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.