Поиск авторов по алфавиту

Автор:Франциск Ассизский

Франциск Ассизский Наставления

33

Франциск Ассизский

 

НАСТАВЛЕНИЯ (УВЕЩЕВАНИЯ)1

 

Гл. I. О Теле Господа

Господь Иисус сказал Своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня? Филипп, видевший Меня, видел Отца Моего» (Ин. 14,6-9). Отец обитает в свете неугасимом (ср.: 1 Тим. 6,16), и Бог есть Дух (Ин. 4,24), и Бога не видел никто никогда (Ин. 1,18). Поэтому не может быть виден иначе как в Духе, что Дух животворит, плоть не пользует ни мало (Ин. 6, 64). Но и Сына, в том чем Он равен Отцу, никто не может увидеть иначе, чем как Отца или Святого Духа. Отчего все видевшие Господа Иисуса в унижении и не увидевшие и не уверовавшие в Дух и в Божественность, в то, что Он истинный Сын Божий, были осуждены. Так же и все, видящие жертвоприношение в виде хлеба и вина, совершаемое на алтаре по слову Божьему рукой священника, и не видящие и не верящие в Дух и Божественность, в то, что поистине это есть святейшее Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, осуждены по свидетельству самого Всевышнего, Который говорит: «Сие есть Тело Мое и Кровь Моя Нового Завета, [за многих изливаемая]» (ср.: Мк. 14,22-24); и: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (ср.: Ин. 6, 55). И лишь Дух Божий, обитающий в верных Его, принимает священнейшее Тело и Кровь Господа. Все же прочие, не имеющие от этого Духа и предвкушающие принять Его, в осуждение себе едят и пьют (ср.: 1 Кор. И, 29). Откуда: «Сыны человеческие, доколе жесткосердие» (ср.: Пс. 4,3). Неужели не знаете истины и не

Е. Широнина, перевод, 1995

1 Печатается по изданию: Св. Франциск Ассизский. Соч. М., 1995.

 

 

34

верите в Сына Божьего (ср.: Ин. 9, 35)? Вот, Он ежедневно уничижает Себя (ср. Фил. 2, 7), подобно тому, как от царственных престолов (Прем. 18, 15) пришел во чрево Девы; ежедневно приходит к нам, являясь уничиженным; ежедневно нисходит с лона Отца (ср.: Ин. 1,18) на алтарь в руки священников. И как Святым апостолам предстал в истинной плоти, так и нам сейчас предстает в святом Хлебе. И как они телесным зрением видели только Его плоть, но верили, что Он Бог, взирая духовными очами, так и мы, видя хлеб и вино очами телесными, да увидим и твердо уверуем, что это есть Его священнейшее Тело и Кровь — живые и истинные. И так всегда пребывает Господь с верующими, как Сам Он говорит: «Я с вами до скончания века» (ср.: Мф. 28,20).

 

Гл. II. О зле собственной воли

Господь сказал Адаму: «От всякого древа ты будешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него» (ср.: Быт. 2,16-17). От всякого древа в раю он мог есть, потому что не грешил, пока не вышел из повиновения. Тот же, кто вкушает от древа познания добра, приобретает собственную волю и отпадает от благ, о которых Господь говорил и сотворил ему, и для него по наущению дьявола и нарушению заповеди плод становится плодом познания зла. И посему должно ему понести наказание.

 

Гл. III. О совершенном послушании

Говорит Господь в Евангелии: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14,33); и: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Лк. 9, 24). Тот человек оставляет все, что имеет, и теряет тело свое, кто всего себя послушно отдает в руки своего настоятеля. И что угодно может говорить и творить, лишь бы знал, что это не против его воли, и если творит благо, это и есть истинное послушание. И если подчиненный увидит лучшее и более полезное для своей души, чем то, что предписывает ему настоятель, пусть по своей воле воздаст Богу; то же, что велит настоятель, пусть стремится исполнить обязательно. Ибо это есть самое лучшее послушание (ср.: 1 Петр. 1,22), потому что удовлетворяет Бога и ближнего. Если же настоятель предписывает что-либо против совести, можно ему и не повиноваться, но его не оставлять. И если из-за этого от кого-либо претерпит преследование, пусть больше его любит ради Бога. Ибо кто скорее претерпит преследование, чем захочет отделиться от своих братьев, поистине пребывает в совершенном послушании, потому что полагает душу свою за братьев своих (ср.: Ин. 15, 13). Ибо есть

 

 

35

много верующих, которые под видом того, что видят лучшее, чем то, что им предписывают настоятели, оглядываются назад и к блевотине своеволия возвращаются (ср.: Притч. 26,11; 1 Петр. 2,22), они суть убийцы и своим дурным примером губят многие души.

 

Гл. IV. Чтобы никто не присваивал себе начальствования

«Я не для того пришел, чтобы Мне служили, но чтобы послужить» (ср.: Мф. 20, 28), говорит Господь. Те, кто поставлен над другими, — пусть столько же гордятся этим начальствованием, сколько если бы были предназначены исполнять службу омовения ног братьев. И если более смущаются об отнятом у них начальствовании, нежели об утрате обязанности мыть другим ноги, тем более набивают себе денежных ящичков на погибель души (ср:: Ин. 12, 6).

 

Гл. V. Пусть никто не гордится, но славится крестом Господним

Помысли, человече, как возвысил тебя Господь Бог, создав и устроив тело твое по образу возлюбленного Сына Своего и дух по Своему подобию (ср.: Быт. 1, 26). И все создания, сущие под небом, согласно со своей природой, познают своего Творца, служат и повинуются Ему лучше, нежели ты. И даже бесы не сами распяли Его, но ты с ними распял Его и поныне распинаешь, погрязши в пороках и грехах. Чем же тут можно гордиться? Ибо если бы ты был настолько тонок и разумен, чтобы иметь знание обо всем (ср.: 1 Кор. 12, 28) и тонко рассматривать небесные дела — всем этим ты не можешь гордиться, потому что один бес знал о небесном и знает о земном больше, чем все люди, хотя бы и был кто-нибудь, получивший от Господа особое познание высшей мудрости. Подобным образом, если бы ты был прекраснее и богаче всех и даже если бы совершал чудеса — изгонял бесов, все это тебе не свойственно и ничто из этого не принадлежит тебе, и из этого ничем ты не можешь славиться; но при этом можем мы гордиться нашими немощами (ср.: 2 Кор. 12, 5) и нести ежедневно святой крест Господа нашего Иисуса Христа (ср.: Лк. 14,27).

 

Гл. VI. О подражании Господу

Помыслим, братья, о добром пастыре, Который ради спасения Своих овец принял крестную муку. Овцы Господа последовали за Ним в мучении и гонении, страхе и голоде, немощи и искушении

 

 

36

и во всем прочем другом; и за это получили от Господа жизнь вечную. От чего великий стыд нам, рабам Божиим, что святые совершили подвиги, а мы, рассказывая о них, хотим получить славу и почет.

 

Гл. VII. Пусть за познанием следует благое деяние

Апостол говорит: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3,6). Те мертвы от буквы, кто стремится познать одни лишь слова, чтобы среди других считаться весьма мудрыми и стяжать большое богатство для родственников и друзей. И те монахи мертвы от буквы, кто не хочет следовать духу буквы божественной, но хочет лучше узнать только слова и объяснять другим. И те животворимы духом буквы божественной, кто всякое знание, которое имеет или стремиться приобрести, относит не к телу, но воздает это слову и примеру всевышнего Господа Бога, Какового есть всякое благо.

 

Гл. VIII. О том, что следует избегать греха зависти

Апостол говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12,3) и: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3,12). Следовательно, кто бы ни завидовал брату своему из-за добра, которое ему поведал или сотворил на нем Господь, впадает в грех богохульства, потому что ненавидит Самого Всевышнего (ср.: Мф. 20,15), Который говорит и творит все добро.

 

Гл. IX. О любви

Говорит Господь: «Любите врагов ваших, [благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас]» (Мф. 5, 44). Тот же поистине любит своего врага, кто не о причиняемой себе несправедливости скорбит, но в любви к Богу сокрушается о прегрешении его души. И произрастает из его страданий любовь.

 

Гл. X. Об умерщвлении плоти

Многие, когда сами грешат или претерпевают несправедливость, часто обвиняют врага или ближнего. Но это не так: потому что всякий во власти своей имеет врага, то есть тело, через которое грешит. Посему блажен тот раб (Мф. 24, 46), который этого

 

 

37

врага, преданного в его власть, всегда держит пленным и мудро его остерегается; потому что пока он так поступает, никакой другой враг, видимый и невидимый, не сможет ему повредить.

 

Гл. XI. Пусть никто не соблазняется из-за зла, совершаемого другим

Рабу Божьему ничто не должно внушать отвращения, кроме греха. И если кто-либо совершит грех, а раб Божий смущается и гневается, но не из-за любви к согрешившему, то сам умножает себе вину (ср.: Рим. 2, 5). Тот раб Божий, который не гневается и не смущается из-за чужого греха, живет без собственного. И блажен тот, кто не оставляет себе ничего, воздавая кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 12).

 

Гл. XII. О познании духа Божия

Так можно познать раба Божия, имеет ли он от духа Божия: когда Господь устраивает через него какое-либо добро, то плоть его из-за этого не возвышается, потому что она всегда противна всякому добру, но предстанет он в своих глазах более жалким и посчитает себя меньше всех остальных людей.

Гл. XIII. О терпении

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 4). Не может познать раб Божий, сколь великое имеет терпение и самоуничижение, пока все покорны ему. Когда же придет время, и те, кто должен был ему подчиняться, сделают противное его воле, то сколько тогда он проявит терпения и самоуничижения, столько и имеет, и не больше.

 

Гл. XIV. О нищете духа

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3). Есть многие, кто, будучи на молитве или на службе, доставляет своему телу многочисленные воздержания и печали, но от единого слова о кажущейся несправедливости сего для собственного их тела, либо от какой-то другой вещи, которая у них отнимается, соблазненные, немедленно смущаются. Они не суть нищие духом; потому что кто поистине нищий духом, ненавидит самого себя и любит тех, кто ударяет его по щеке (ср.: Мф. 5,39).

 

 

38

Гл. XV. О мире

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9). Те суть поистине миротворцы, кто во всем, что претерпевают в этом мире, из-за любви к Господу нашему Иисусу Христу сохраняют мир в душе и теле.

Гл. XVI. О чистоте сердца

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5,8). Воистину чисты сердцем те, кто отвергает земное, ищет небесного и непрестанно молится и видит Господа Бога живого и истинного чистым сердцем и душой.

 

Гл. XVII. О смиренном рабе Божием

Блажен тот раб (Мф. 24, 46), который не больше гордится от блага, которое Господь речет и творит через него, чем если речет и творит через другого. Грешит человек, предпочитающий получить более от ближнего своего, чем воздать от себя Господу Богу.

 

Гл. XVIII. О сострадании ближнему

Блажен человек, который в немощности своей поддерживает ближнего своего в том, в чем сам бы хотел, чтобы тот его поддержал, окажись он в подобном несчастье (ср.: Гал. 6, 2). Блажен раб, отдающий все добро Господу Богу, потому что, если кто что-нибудь удержал себе, скрыл у себя серебро Господа Бога своего (Мф. 25, 18), то что он думал иметь, отнимется у него (Лк. 8, 18).

Гл. XIX. О смиренном рабе Божием

Блажен раб, не мнящий себя лучшим, когда возвышаем и возвеличиваем людьми, чем когда он беден, прост и презрен, потому что каков человек перед Богом, таков он и есть, и не больше. Горе тому монаху, кто другими вознесен высоко и по своей воле не хочет сойти. И блажен тот раб (Мф. 24, 44), который не по своей воле возносится высоко и всегда хочет быть под ногами других.

 

 

39

Гл. XX. Об истинном монахе и мнимом

Блажен тот монах, который не находит приятности и радости ни в чем, кроме священнейших речей и деяний Господа и ими наставляет людей любить Бога с весельем и радостью (ср.: Пс. 50, 10). Увы тому монаху, кто забавляется речами праздными и пустыми и ими приводит людей к смеху.

 

Гл. XXI. О суетном и болтливом монахе

Блажен раб, который, когда говорит, не выставляет все свое напоказ корысти ради и не поспешен в разговоре (ср.: Притч. 29,20), но мудро провидит, что следует говорить и отвечать. Увы тому монаху, который блага, явленные ему Господом, не скрывает в сердце своем (ср.: Лк. 2,19) и другим являет не в милосердии, но стремится явить людям излишние слова корысти ради. Сам он получает награду свою (ср.: Мф. 6, 2), и слушатели извлекают мало пользы.

 

Гл. XXII. Об исправлении

Блажен раб, который поучение, обвинение и обличение от другого принимает так же кротко, как от себя самого. Блажен раб, который, порицаемый, благосклонно успокоится, почтительно уступит, смиренно покается и охотно повинуется. Блажен раб, который не скор в самооправдании и смиренно принимает осуждение и порицание в грехе, когда он неповинен.

Гл. XXIII. О смирении

Блажен раб, который так же смиренно находится среди своих подчиненных, как если бы он был среди своих господ. Блажен раб, всегда пребывающий под розгой исправления. Верный и благоразумный раб (ср.: Мф. 24, 45), кто во всех своих проступках не замедлит принести покаяние: внутренне — через раскаяние и внешне — через исповедь и воздаяние.

 

Гл. XXIV. Об истинной любви

Блажен раб, который столько же любит брата своего, когда тот немощен и не может ему помочь, сколько когда тот здоров, чтобы помочь ему.

 

 

40

Гл. XXV. Снова о том же

Блажен раб, который столько же любит и боится брата своего, когда тот далеко от него, сколько когда тот вместе с ним, и не говорит ничего в его отсутствие, чего не мог бы почтительно сказать при нем.

 

Гл. XXVI. Пусть рабы Божии почитают клириков

Блажен раб, доверяющий клирикам, живущим праведно согласно установлением Римской церкви. И горе тем, кто их презирает; хотя бы и были они грешниками, ведь никто не должен их судить, потому что один лишь Господь предназначил их Себе на суд. Ибо насколько велико йх служение, которое приемлют от святейшего Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, ведь они принимают и только они другим подают, настолько больше имеют греха те, кто грешит против них, чем против всех других людей этого мира.

Гл. XXVII. О добродетели, избегающей порока

Где любовь и мудрость, там нет ни страха, ни невежества. Где терпение и смирение, там нет ни гнева, ни смущения. Где бедность с радостью, там ни алчности, ни скупости. Где покой и размышление, там ни смятения, ни тревоги. Где страх Господа у охраняющего свой дом (ср.: Лк. 11,21), там враг не сможет найти места для нападения. Где милосердие и любовь, там ни избыточности, ни черствости.

 

Гл. XXVIII. О том, что добро нужно таить, чтобы оно не пропало

Блажен раб, собирающий на небесах (ср.: Мф. 6, 20) сокровища, которые являет ему Господь, и не желающий показывать их людям ради корысти, потому что Всевышний сам откроет дела его, кому захочет. Блажен раб, хранящий тайны Господа в сердце своем (ср.: Лк 2,19).


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.