Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дорофеев Д. Ю.

Дорофеев Д. Ю. Уильям Оккам

319

Дорофеев Д. Ю., Лисанюк Е. Н.

 

Уильям Оккам

Guillelmide Ockham

(ок. 1288-ок. 1349)

На конец ХIII-начало XIVв. приходится расцвет оксфордской школы философии. Благодаря Росцелину, Роберту Гроссетесту, Роджеру Бэкону и Дунсу Скоту вырос престиж нового центра средневековой учености, но окончательно закрепил и оформил его успех Уильям Оккам. Он прославился как непобеждаемый участник бывших традиционными в то время университетских дискуссий, за что и получил прозвище doctorindincibilis («непобедимый доктор»). Спекуляции схоластического формализма не удовлетворяли запросы мышления представителей оксфордской школы, которая в силу уже одной этнической специфичности мыслительной деятельности логически и методологически выводила развитие своей философии из сферы чувственного опыта. У радикального номинализма Оккама были серьезные противники как среди реалистов, так и среди концептуалистов. Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот были в XIII в. основателями двух крупнейших философских традиций, придерживавшихся противоположных взглядов. Фома направил мощь своей мысли против аверроистов,

 

 

320

в первую очередь — аристотелизма Сигера Брабантского, и, прежде всего, против таких положений, как вечность мира, смертность индивидуальной души, принятие монопсихизма um. д. В конечном итоге томизм пришел к подчинению знания вере, я философии — теологии. Для последователей Скота, с одной стороны, значимость религиозных догматов не была пустым звуком, особенно после церковного осуждения в 1277 г. учения аверроистов; с другой стороны, они желали обеспечить полное и беспрепятственное развитие науки. Результатом совмещения этих установок явилась теория двойственной истины, утверждение взаимной независимости науки и теологии и дуализм разума и веры. Для общей характеристики тенденций развития средневековой философии особенно важен тот факт, что подготовка и расцвет творчества Аквината приходится на Парижский университет, который благодаря ему стал средоточием доминиканской схоластики. Учение Дунса Скота воспринимается в Оксфорде.

Для Оккама концептуализм Скота был ближе, чем теологический реализм Фомы, но принципиальную критику со стороны Оккама вызвала позиция Дунса Скота в отношении теории двойственной истины. Оккамовская логика вполне представляет эту критику в так называемой «бритве Оккама», которая сводится к тому, что сущности не следует умножать без необходимости. Этот тезис относится как к применению понятий причинности исключительно в сфере эмпирических утверждений, так и к пониманию критериев истины вообще. Универсалии реалистов не могли быть признаны уже в силу одного того, что Оккам не признавал какой-либо иной способ созерцания, кроме чувственного, в котором предстает только единичное сущее. Но без общего не может осуществиться процесс познания, а потому оно неизбежно формирует и проявляет себя в языке. Человеческую речь, как считает Оккам, можно разделить на три части: письмо, последовательность слов и мысль. Первые две формы определяются как искусственно созданные конвенциональные знаки, мысль же видится как естественный знак вещей. Общее предстает в теории познания Оккама, напрямую связанной с его онтологией, посредством знаковых, прежде всего языковых форм; таким образом, вся его философия обретает в логической семиотике свой фундамент, а поскольку сам он называл знаки терминами, то и всю логическую концепцию его философских взглядов определяют как терминизм. Оккам также соглашался различать два рода интенций, и если при первичной интенции слова являются знаками, лишь замещающими собой реальное положение дел (то есть положение дел, поддающееся чувственному подтверждению и верификации), то при вторичнойслова воплощают собой уже общезначимое содержание, оформляющееся во всеобщих знаках, понятиях, или терминах.

 

 

321

Уильям Оккам родился около 1288 г. в небольшой деревне Оккам в Суррее (Англия)1. О его семье и социальном происхождении ничего неизвестно, как неизвестно, был ли его родной язык английским ши французским. Свою учебу в Лондоне Оккам начал около 1302 г., приступив, как было заведено, к изучению логики и натурфилософии. Приблизительно в это же время он был принят во францисканский орден. В 1308-1310 гг. Оккам закончил изучение философии и продолжил обучение теологии. Возможно, тогда ему довелось слышать Иоанна Дунса Скота, который мог быть в Лондоне ши Оксфорде между июнем 1303 и апрелем 1304 во время изгнания из Парижа. В 1312 г. Оккам был направлен в Оксфорд. Интенсивные теологические штудии Оккама в Оксфорде по времени совпали с общим ослаблением интереса к томизму среди английских доминиканцев, составлявших большинство среди магистров теологии. К чтению лекций по «Сентенциям» 2 Оккам приступил с осени 1317 г. Как показывают его записи к лекциям в Reportatio, Оккама интересовали взгляды старших современников: Генриха Гентского, Дунса Скота и др.

1321-1324 гг. — время расцвета творчества Оккама. Именно в этот период были написаны Комментарии к Порфирию и «Категориям», «Об истолковании» и к «О софистических опровержениях» Аристотеля; фундаментальный учебник по логике «Сумма логики», Комментарии на «Физику» Аристотеля, трактат о предопределении и случайности, первые пять из «Избранных диспутов» и, возможно, трактаты на темы таинства причастия. В это же время позиция Оккама по разным вопросам стала объектом критики с разных сторон. Джон Ридинг, францисканец, читавший лекции по «Сентенциям» в Оксфорде в 1315-1317 гг., запечатлел многочисленные споры между ним и Оккамом в своих комментариях к «Сентенциям», написанных в 1318-1322 гг.; Уолтер Чаттон (1280-1325), тоже францисканский сентентиарий, в 1321-1323 гг. дискутировал с Оккамом по вопросам об универсалиях, благодати и справедливости, о количестве и отношении и т. д. Сочинения Оккама и Чаттона, датируемые этим периодом, носят заметный отпечаток этих реальных дебатов. В спорах с современниками оформлялось собственное учение Оккама: его убеждение, что только реальные вещи — единичные субстанции и их свойства являются действительными сущностями, что универсалии суть предметы познания в разуме, не существующие в действительности, что возможно интуитивное познание несуществующего. В 1322 г. кто-то, возможно Джон Ридинг, отправившийся с визитом в Авиньон, представил папскому суду свидетельства ложности учения Оккама. Чтобы ответить

1 При составлении биографического очерка были использованы материалы издания: The Cambridge Companion to Ockham, ed. byP.V.Spade. Cambridge., 1999.

2Имеются в виду «Сентенции» Петра Ломбардского. См. об этом: Т. 1. С. 477 наст. изд. (Примеч. ред.)

 

 

322

на обвинения в ереси Оккам в мае 1324 г. покидает Англию, как оказалось, навсегда.

В состав суда, перед которым предстал Оккам, входили в основном парижские доктора теологии, все — явные приверженцы томистской доктрины, кроме доминиканца Дюрана де Сен-Пурсена, симпатизировавшего теологии Скота. Объектом внимания папского суда стали лекции Оккама по «Сентенциям», особенно I книга Ordinatio и II-IV книги Reportatio. Первоначально список тезисов Оккама, отобранных для обвинения, содержал как философские, так и теологические высказывания, однако впоследствии папская комиссия сосредоточилась в основном на теологическом учении. Среди рассмотренных комиссией были тезисы о природном миропорядке вещей и божественной благодати, об отношениях и комбинациях божественных свойств, например, являются ли добродетель и воздаяние, благодать и справедливость, человеческая природа Христа и неспособность к греху абсолютно необходимыми ши необходимыми случайным образом, и являются ли свойства, противоположные этим, абсолютно невозможными в силу божественной власти.

Под покровом ночи 26 мая 1328 г. Оккам бежит из Авиньона, направляясь через Италию ко двору Людвига Баварского, где проживет до конца своих дней.

Годы изгнания (1329-1347), проведенные в Южной Германии, ознаменовались созданием политических трактатов. В них Оккам достаточно жестко отстаивал свое убеждение, что сначала папа Иоанн XXII, а затем и сменивший его Бенедикт XII впали в ересь по вопросу об апостольской бедности, а первый из них еще в части доктрины о блаженном созерцании 1 Среди наиболее значительных сочинений, созданных Оккамом в этот период, — «Опус девяноста дней» и «Диалог». В этих трактатах Оккам исследовал значение и смысл феодальной власти, взаимосвязь владения и пользования, идеи естественных и законных прав; рассматривал вопросы церковной властироль папы, верховного совета, место светских правителей в клерикальной жизни. По традиции политические взгляды Оккама сравнивают с положениями «Защитника мира» Марсилия Падуанского (1324) 2; по ряду вопросов Оккам придерживался особой позиции, выступая оппонентом Марсилия: в отличие от последнего, Оккам верш во власть папы, а не совета в рамках церкви, несмотря на возможность папы-еретика.

1 Общее впечатление об особенностях этих теологических споров российский читатель может составить на основании романа У. Эко «Имя розы», где, возможно, Оккам послужил одним из прототипов собирательного образа главного героя Вильгельма Баскервиля.

2 Марсилий Падуанский (ок. 1275/80-1342), в течение нескольких лет был ректором Парижского университета, в конфликте с Иоанном XXII поддержал Людвига Баварского.

 

 

323

Предлагаемое впервые российскому читателю сочинение «Семь избранных [диспутов]» в подборке Ф. Бюнера, известного исследователя творческого наследия Оккама, в большой степени основано на реальных диспутах между Оккамом и Уолтером Чаттоном, происходивших с осени 1322 г. до весны 1324 г. Именно об этом свидетельствует тесная связь между Reportatio последнего и данным сочинением Оккама. В ряде диспутов Оккам прямо указывает на Чаттона и его учеников в качестве оппонентов. Кроме этого, на протяжении своего труда Оккам неоднократно обрывает тему в одном диспуте, чтобы продолжить ее затем в другом, отдельные доводы Чаттона отличаются в изложении Оккама от его собственной интерпретации в Reportatio. Позиция Чаттона и его учеников часто не выглядит теоретически столь уж далекой от оккамовской, что навело современных исследователей на мысль, что эти диспуты проходили между францисканцами в отсутствие представителей других школ. С другой стороны, литературно гладкий стиль изложения позволяет предположить, что Оккам завершал работу над «Семью избранными [диспутами]» скорее всего в течение первого года пребывания в Авиньоне. Помимо Чаттона, воображаемым оппонентом Оккама в ряде вопросов выступает Дунс Скот. Это прежде всего теологические вопросы, например, доказуемо ли рациональным путем, что имеется всего один Бог? 1 доказуемо ли рациональным путем, что Богпервая действующая причина всех вещей 2, свойственно ли добро и зло самим по себе человеческим действиям? 3, и др. Причем Оккам полемизирует с Дунсом Скотом в основном по проблемам методики и методологии обоснования, часто не подвергая сомнению сам ответ на поставленный вопрос.

Сочинение состоит из 170 вопросов, сгруппированных в семь разделов-диспутов; общая структура оккамовского труда не обнаруживает логической взаимосвязи от одного диспута к другому, но внутри каждого диспута имеется логическая последовательность в постановке вопросов. По проблематике вопросы распределены неравномерно, включая теологию, логику, онтологию, гносеологию, этику как практическую философию, философские основания математики. Обращает на себя внимание особенность стратегии аргументации Оккама: в большинстве случаев знаменитый принцип «бритвы Оккама» выступает не как орудие критики немотивированного умножения сущностей с онтологической точки зрения, но скорее выглядит как семантический проект упрощения понятийной структуры всех теоретических наук.

1 Диспут 1.1.

2 Диспут II. 1.

3 Диспут I. 20.

 


Страница сгенерирована за 0.48 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.