Поиск авторов по алфавиту

Автор:Аноним

Аноним Ответ на «Недоумение по поводу недоумений»

Христианское чтение.

1892. Ч. 2. № 7/8. С. 213-216. СПБ.

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

[Аноним]

 

Ответ на «НЕДОУМЕНИЕ ПО ПОВОДУ НЕДОУМЕНИЙ»

 

В «Трудах Киевской Духовной Академии» за прошлый 1891 год была статья: «Недоумение по поводу недоумений»,—ответ рецензенту, поместившему в «Христианском Чтении», в № 7-8 за минувший год, заметку о книге г. Дмитриевского: «Современное богослужение на православном востоке». Автор, в ответе своем, сильно негодует на осмелившегося сказать против него и старается поразить его своими учеными изысканиями. Оставляя в стороне тон статьи ученого археолога, скажем здесь несколько слов по поводу ее.

Напрасно г. Дмитриевский укоряет анонимного рецензента, говоря, что описываемое в заметке не согласно с богослужебными книгами и практикою. Что современные церковные обычаи востока не согласуются с богослужебными книгами, об этом и было там говорено; а что касается до практики, то указанные обычаи церковные были списаны с нее. Об археологическом же исследовании этих церковных обычаев вовсе не было и речи. Освящение храма и престола, описанным в заметке образом, совершено было в одном из русских метохов; чин же, помещенный в новом типиконе 1888 года, только в первый раз внесен был в Μέγα εὐχολόγιον недавно издателем его архимандритом Зервом, который тут же говорит, что заимствовал его из издания, сделанного в Бухаресте, следовательно славянского; из Евхология же этот чин взят и в новый типикон.

Панихиды, говорит г. Дмитриевский, отправляются на востоке с большею торжественностью и полнотой, чем у нас в

 

 

214

России. На это заметим, что панихиды, описанные им, совершаются в русских церквах еще с большею торжественностью, но μνημόσυνον в церквах константинопольской патриархии самое торжественное совершается таким образом: после заупокойной литургии—Τρισάγιον. Даже по случаю смерти патриарха Дионисия греки не служили панихид, а вместо панихид служили они παράκλησις молебен Пресв. Богородице. Когда же явился в патриархию архимандрит русского посольства со своим причтом отслужить панихиду по усопшем патриархе, то члены Синода назвали ее Τρισάγιον. А после того, как русский архимандрит объяснил, как служится панихида в русской церкви, эти митрополиты сказали: да, такие панихиды служат у нас только на Афоне. Поэтому в греческом журнале «Εκκλησιαστική ἀλήθεία» всякий раз торжественное поминовение благотворителей описывается так: после поминовения на Τρισάγιονимен благотворителей митрополитом, пошли в приемную... напр. 28 Февраля 1892 года и др.

О празднике Покрова Пресв. Богородицы будет особая статья; здесь же надобно сказать только то, что он упомянут был вместе с другими праздниками, исчезнувшими из греческих богослужебных книг. А таких праздников и помимо Покрова Пресв. Богородицы очень немало. Так по сличению хранящихся в библиотеке Святогробского метоха в Фанаре Евангелий двенадцатого века, содержащих чтения на каждый день года, с нынешними греческими месяцесловами, открывается, что более десяти праздников, прежде бывших, теперь совершенно оставлено; о них вовсе забыто и не упоминается в нынешних богослужебных книгах. Напр. сент. 21—Пресвятые Богородицы ἐν τῇ πέτρᾳ; декабря 23—освящение великой церкви; октября 19—преподобного Миасона и иже с ним; марта 15—воспоминание землетрясения, и проч. И автор «Истории русской церкви» Филарет, архиепископ черниговский, указывает на месяцеслов Остромирова Евангелия (1056—1057 года); который показывает, что празднования церкви греческой были приняты в церкви русской в тогдашнем их виде; но в нынешних месяцесловах их не находится, напр., сент. 7 св. муч. Харитинии,—17 Харлампия, Пантелеонта и дружины его;—21 Освящение храма св.

 

 

215

Мины,—10 и 11 поклонение св. Кресту в память событий при Ираклие и др. А если сравнивать современный греческий месяцеслов с нашим русским, то открывается еще больше памятей святых греческих, которые сохранились у нас, а на востоке оставлены.

Что наговорено в защиту странного мнения, будто иерархи греческие не монахи, а мирские священники возводятся в сан архимандритов, все это нимало не убеждает, потому что не согласно с самым делом. Было рассуждаемо не раз с митрополитами—членами патриаршего синода об этом предмете; они всегда утверждали, что все иерархи на востоке—монашествующие, равно как и архимандриты, и вообще между духовенством мирским неженатых иереев или диаконов без принятия монашества (целибатов) также мало, как и у нас в России,—они составляют редкое исключение. Что мирских священников никогда не возводят в архимандрита, в этом может убедить всякого самая молитва, читаемая при возведении в этот сан, содержащаяся в архиерейском чиновнике (Ἀρχιερατικὸν); в ней архиерей молится о рукополагаемом! чтобы он верно и по истине послужил ταῖς χρείαις τῆς ἱεράς ταύτης μονῆς...,, между тем как в молитве при возведении в сан протоиерея (προτοπρεσβυτέρου) испрашивается ему от Господа τοῦ ἐν ἀρχῇ ἴστασθαὶ τῶν πρεσβυτέρων...

Г. Дмитриевский говорит, что у греков нет монашествующих в том смысле, как у нас в русской церкви, а только рясофорные и постриженные в большую схиму. Чтобы видеть, на сколько здесь правды, раскроем Μέγα εὐχολόγων, изданный в Венеции в 1885 году архимандритом вселенского патриарха. В нем находим на стр. 190 оглавление крупными красными буквами: ἀκολουθεία τοῦ σχήματος ἤτοι τοῦ μανδύλου, которому предшествует чин рясофора, а последует великая схима. Впрочем, эти чинопоследования на практике много сокращаются. Отрицая монашество в греческих иерархах, он говорит, что поэтому они употребляют в пищу и мясо. На это должно заметить, что есть и между греческими иерархами такие, которые не употребляют мяса; даже дозволяющие себе это в своем домашнем быту—при чужих лицах воздерживаются.

 

 

216

Так, блаженной памяти патриарх Дионисий V всякий раз, когда бывал на обеде архимандрит русской посольской церкви, не дозволял подавать ничего мясного, так что все члены синода вкушали рыбное: значит, святейший признавал неуместность мясной пищи, хотя это было в мясоед. Впрочем, трудно предположить, чтобы в русском обществе нашлось много таких, которые поверили бы, что митрополиты, архиепископы, епископы и самые патриархи на востоке—не монашествующие, а миряне. Если бы г. Дмитриевский написал не только двадцать страниц в подтверждение своего мнения, но двести и больше, и тогда бы он не был убедительнее.

Об определении 1846 года патриарха Анфима и его синода касательно недозволения архиерейства лицам, которые не были в совершенном девстве и безбрачии от юности, г. Дмитриевский говорит, между прочим, что он и сейчас готов подтвердить, что это правило на востоке практикуется во всей своей строгости. На это следует сказать, что в заметке указано было на определение патриарха и синода в прошедшем времени, что возбраняли, а не теперь возбраняют; в настоящее же время бывший в браке по принятии монашества также может получить хиротонию во епископа, как и безбрачный; разумеется, если нет препятствий других. В этом отношении практика восточная совершенно согласна с практикою русской церкви.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.