13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Игнатий Богоносец, священномученик Антиохийский
Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Магнезийцам
К МАГНЕЗИЙЦАМ 1).
Игнатий Богоносец Церкви магнезийской при Меандре, благословенной по благодати Бога Отца во Иисусе Христе Спасителе нашем, о Котором и приветствую ее, – душевно желает величайшей радости о Боге Отце и Иисусе Христе.
Глава I. Повод к посланию.
Узнавши благоустроенность вашей благочестивой любви, я с величайшею радостью вознамерился в вере Иисус-Христовой 2) беседовать с вами. Ибо удостоившись боголепнейшего имени 3), я в самых узах, которые ношу, прославляю Церкви, и молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу во Иисусе Христе, вечной нашей жизни, единение веры и любви, драгоценнее которой нет ничего, особенно же со Иисусом и Отцом: чрез это мы выдержим всякое насилие князя века сего, и, избежавши его, приблизимся к Богу.
1) Христиане, жители города Магнезии близ Меандра в Ионии, прислали в Смирну к св. Игнатию своего епископа Дамаса с пресвитерами Вассом и Аполлонием и диаконом Сотионом. Увещание к церковному порядку и единству (гл. 3-7) здесь находит особенный повод в молодости епископа, которого, однако, должно уважать, как видимого представителя Невидимого епископа. К этому присоединяется (гл. 8-10) предостережение от ложных учителей, особенно христиан иудействующих Затем следуют (гл. 12-15) краткие увещания и личные просьбы с приветствием от других церквей.
2) Т. е. с сердцем, исполненным христианскою верою.
3) Т. е. богоносца.
387
Глава II. Радость о посланных из Магнезии.
Я удостоился видеть вас в лице богодостойного епископа вашего Дамаса, и достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего, диакона Сотиона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется епископу, как благодати Божией, и пресвитерству, как закону Иисуса Христа.
Глава III. Почитайте вашего юного епископа.
И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца 4), оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его 5), а как богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. Итак в честь Того, Который возжелал его 6), нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого. Такое дело относится не к плоти, а к Богу, знающему тайное.
Глава IV. Нехорошо некоторые действуют без епископа.
Итак, надобно не только называться, но и быть хри-
4) Т. е по силе, данной вам Богом, или: по вниманию к божественной силе, поставившей епископа.
5) νεωτεριϰὴντάξιν Гефеле и Гильгенфельд, на основании контекста, относят к видимой молодости епископа Магнезии, а не к недавности епископского сана вообще, как думают Роте и Ульхорн.
6) Иные: Который любит нас.
388
стианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, не добросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания.
Глава V. Такие люди не имеют признака христиан – любви, и не умерщвляют своих страстей.
И так как все имеет конец, то одно из двух предлежит нам, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место. Ибо есть как бы две монеты, одна Божия, другая мирская, и каждая из них имеет на себе собственный образ, неверующие – образ мира сего, а верующие в любви – образ Бога Отца чрез Иисуса Христа. Если мы чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас.
Глава VI. Храните согласие.
Итак, поелику в вышеупомянутых лицах я узрел все ваше общество в вере и любви, то убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе.
389
Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими, во образ и учение нетления 7).
Глава VII. Ничего не делайте без епископа и пресвитеров, будьте единый храм Божий.
Посему, как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе 8); но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел.
Глава VIII. Удаляйтесь от ложных учений иудействующих.
Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполез-
7) Гефеле объясняет: единение с епископом есть образ той жизни, какою живут святые, соединенные с Богом, и в то же время другие, смотря на единение христиан магнезийских с епископом, приходят к убеждению в той жизни.
8) Т. е. без епископа и пресвитеров, в отдельных собраниях.
390
ными баснями 9). Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати. И божественнейшие пророки жили о Христе Иисусе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатью Его, они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший Себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из молчания 10), и Который во всем благоугодил Пославшему Его.
Глава IX. Будем жить со Христом.
Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, – хотя некоторые и отвергают ее, но чрез ее тайну получили мы начало веры, и ради ее терпим, дабы быть учениками Иисуса Христа, единого Учителя нашего, то как можем мы жить без Него,
9) См. 1 Тим. 1, 4; 4, 7. Тит. 1, 14.
10) Некоторые в слове молчание (σιγὴ) видели указание на учение гностика Валентина, и потому отвергали подлинность этого послания Игнатия. Но Котельер и Персон объясняли слова Игнатия в таком смысле: Сын Божий есть вечное Слово Божие, которое рождается не из молчания подобно слову человеческому, не следует по времени после молчания, но вечно. – В недавно открытом сочинении св. Ипполита «Philosophumena» сохранился отрывок из «Великого откровения» Симона Волхва: из него видно, что Симон в своей системе давал первое место «молчанию» (σιγὴ), которое имеет сходство с «глубиною», (βάϑος) Валентина. На это именно учение Симона здесь намекает св. Игнатий, по мнению Денцингера, Бунзена и Гефеле.
391
когда и пророки, будучи учениками Его по духу, ожидали Его, как учителя своего? Посему-то Он, Которого праведно они ожидали, когда пришел на землю, воскресил их из мертвых 11).
Глава X. Не иудействуйте.
Не будем же нечувствительны к Его благости. Ибо если Он будет подражать нам по делам нашим, то мы погибли. Посему, сделавшись Его учениками, научимся жить по-христиански. Ибо кто называется другим, а не этим именем, тот не Божий. Итак, извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога.
Глава XI. Ради предостережения пишу это вам.
Это пишу вам, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавал некоторых из вас таковыми, но, как самый меньший из вас, хочу предостеречь, чтобы вы не впали в сети суетного учения, а вполне были уверены о рождении и страдании и воскресении, бывшем во время иге-
11) Матф. XXVII, 52.
392
монства Понтия Пилата, что они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом – надеждою вашею, от которой отпасть не дай Бог никому из вас.
Глава XII. Вы лучше меня.
Желал бы я вполне насладиться вами, если бы только был достоин. Ибо хотя я и в узах, но не стóю ни одного из вас, свободных. Знаю, что вы не кичитесь; ибо Иисуса Христа имеете в себе. Еще более, знаю, что когда хвалю вас, вы краснеете, как написано: праведный – обвинитель самого себя 12).
Глава XIII. Утверждайтесь в вере и единении.
Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотью и духом, верою и любовью, в Сыне и в Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно-сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти 13) Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное 14).
12) Прит. XVIII, 17.
13) Т. е. по человечеству.
14) См. Еф. IV, 4. Едино тело и един дух, внешнее и внутреннее единение.
393
Глава XIV. Молитесь за меня и Церковь сирскую.
Зная, что вы исполнены Богом, я кратко беседовал с вами. Поминайте меня в молитвах ваших, чтобы мне достигнуть Бога, и Церковь сирскую – по имени которой я недостоин называться; ибо имею нужду в совокупной вашей в Боге молитве и любви, – чтобы Церковь сирская удостоилась ороситься от вашей Церкви.
Глава XV. Приветствуют вас христиане ефесской и прочих Церквей.
Приветствуют вас ефесяне 15) из Смирны, откуда и пишу вам: они находятся здесь во славу Божию, подобно вам, и успокоили меня во всем с Поликарпом епископом смирнским. И прочие Церкви в честь Иисуса Христа приветствуют вас. Укрепляйтесь в единомыслии с Богом имея неразделенный дух, который есть Иисус Христос.
15) Ефесские христиане, которые прибыли в Смирну ради Игнатия.
394
Страница сгенерирована за 0.09 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.