Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мансуров Сергий, священник

I. Пятидесятница

О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

Чис. 11, 29

Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти: Содетелю всех, Господи, слава Тебе.

Стихира на «Господи, воззвах» Пятидесятницы; ср.: Слово 41-е Григория Богослова

                                                                     

«Все сведения (языческие, еврейские, христиан­ские. – С. М.) согласно указывают нам, – говорит один современный историк, – как на исходный пункт (христианства. – С. М.), на группу лиц, живших в Иерусалиме в последние годы царствования императора Тиверия (30–37 годы)»*.

Единственный рассказ об основании Церкви – рассказ Книги Деяний. Но, хотя Книга Деяний в целом защищается ныне и научно-критически (см. Harnack. Apostelgeschichte. Leipzig, 1908), все же для рационалиста-историка, воспитанного позитивистическим полунаучным миросозерцанием XIX века, день первой христианской Пятидесятницы – событие основания Церкви – выпадает за поле зрения Истории. Говорилось так: «Не подвергая исследованию чудесное событие, совершившееся в этот день, мы остановимся только на исторических следствиях его»**. Сейчас путь уже не-

_____________

* Л. Дюшен. История Церкви. М., 1912. С. 9–10.

** Терновский (Ф. А. и Терновский С. А.). Три первые века христианства. Киев, 1878. С. 56.

46

 

 

сколько расчищен современной психологией (начиная с Джемса)22, и мы, не входя ни в полемику, ни в многосложные психологические, гносеологические и иные пояснения и обоснования, передадим это событие так, как оно воспринято, описано, оценено вселенским религиозным сознанием христианства*.

Когда святой Иоанн Предтеча хотел показать, чем особенно выделяется служение Господа Иисуса и почему он (Предтеча), хотя тоже посланник Божий, не достоин «развязать ремень обуви Его», Агнца Божия, приходящего свыше, – Иоанн неизменно указывал на одно, как согласно свидетельствуют все четыре Евангелиста: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16; ср.: Мк. 1, 8), Он «есть Крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).

Так определил сущность дела Христова тот, кто был призван приготовить в человечестве «путь Господу Иисусу».

Но что всего удивительнее, – в дальнейшем Евангелисты как будто молчат об этом основном деле Христа. Когда Он крестил Духом в течение Своей жизни на земле? Почему же все Евангелисты единодушно предваряют дело Христово указанием Предтечи?

Ответить на это – значит дать себе отчет, какое место в жизни христианства и в жизни мира принадлежит Пятидесятнице.

         Время земной жизни Спасителя еще не было временем крещения Духом – оно его готовило и сделало возможным. Спаситель только еще провозглашал, как о будущем: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании (Ис. 12, 3; Иоил. 3, 18), из чрева потекут

_____________

* Основной источник: Книга Деяний Апостольских. Основные пособия: Новый Завет, Ветхий Завет, служба Пятидесятницы; Толкование Иоанна Златоуста на Книгу Деяний и Евангелие от Иоанна, Слово 41-е Григория Богослова на Пятидесятницу и другие его Слова. Проф. Скабалланович. Христианские праздники. Кн. 5. Пятидесятница. Киев, 1916.

47

 

 

реки воды живой». «Сие сказал Он о Духе, – поясняет Евангелист Иоанн, – Которого имели принять верующие в Него… потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38–39). На разные свойства этого будущего дарования Духа указывали притчи и учение Спасителя о Царствии Божием, которому преимущественно посвящена была проповедь Евангельская.

На это дарование Духа – сообщение иного Утешителя – Спаситель указывает в прощальной беседе как на высший Свой дар и обетование, высший даже по сравнению с земным, плотским пребыванием Своим посреди учеников: «Иду к Пославшему Меня... – говорил ученикам Спаситель перед крестной смертью, – но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам...» (Ин. 16, 5–7).

Что лучше, что радостнее – слышать, видеть своими очами, рассматривать и осязать Самое Слово жизни – воплотившегося Бога, о чем пишет Апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 1, 1)! Однако тот же Апостол свидетельствует о высшей радости и более совершенной, когда Бог являет Себя Сам и обитель Себе сотворяет у любящего Его – невидимо для мира, но даруя совершенную радость соблюдающему слово Христово: «да радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11; 16, 24).

Но только после Креста, Воскресения и даже Вознесения Господь ответил на надежду, возвещенную Предтечею Иоанном и Им Самим подтвержденную.

Собрав учеников для прощальной беседы в день Вознесения, Он сказал им: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1, 5, 8). Казалось, чего не хватало Апостолам, чтобы идти и проповедовать Евангелие

48

 

 

всей твари (Мк. 16, 15): не находились ли они с Господом Иисусом от Иоаннова крещения до того дня, как Он вознесся? Не были ли они свидетелями Его смерти и Воскресения? Не получили ли они дар проповеди и исцеления от Самого Господа Иисуса? (Мф. 28, 19–20; ср.: Мф. 10). Более того: не приняли ли они от Самого Спасителя (после Воскресения и ранее того – при первом отправлении на проповедь) силу и власть прощать грехи – со словами «Примите Духа Святого»? (Ин. 20, 21–23; Мф. 10).

Зачем и чего было им еще ожидать в Иерусалиме? Спаситель определенно указал: крещения Духом Святым (Деян. 1, 5, 8; Лк. 24, 49).

Со слов Иоанна Предтечи можно было думать, что с этого крещения начнет Свою проповедь Спаситель. Но оно оказалось завершением Его дела и началом нового порядка жизни. «Пришли к концу чудесные деяния Единородного, – говорит по этому поводу святой Григорий Палама. – Отселе начинают совершаться и явления Духа Святого, Его Ипостаси свойственные, дабы мы познали и уразумели великую и поклоняемую тайну Святой Троицы»23.

До крестных страданий. Воскресения и Вознесения Спасителя человеческое естество, неискупленное, непрощенное, неочищенное, неспособно было принять существенно Духа Святого: «Еще не было на них (на верующих, до крестных страданий) Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39). Поясняя этот текст, святой Иоанн Златоуст говорит: «Надлежало прежде принестись за нас жертве, разрушиться вражде по плоти и нам соделаться друзьями Божиими и тогда уже получить этот дар»*.

«Дух Святой, – как говорит Святой Григорий Богослов, – действовал в учениках Христовых... трое­кратно, по мере их удобоприемлемости, и в три раз-

______________

* Толкование на Евангелие от Иоанна. Слово 50.

49

 

 

личные времена»: прежде страдания Христова «неясно» или «неявно» (Мф. 10, 1–20), как власть исцелять и проповедовать; по Воскресении – «явственнее» (Ин. 20, 22), как посвящение или дарование священной власти очищать души – прощать грехи; и в день Пятидесятницы – «существенно», то есть когда Сам Божественный Утешитель (а не отдельные Его действия и силы) – Сам, по обетованию, пришел и вселился среди верующих навеки (Ин. 14, 18–26; ср.: Ин. 15, 26; Деян. 5, 3–4)*.

         Так создана была Церковь.

_____________

* Слово 41-е, на Пятидесятницу. В рус. пер. Изд. 3. С. 12, 14.

50


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.