13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Предисловие
Система логики, изложенная мною, опирается на гносеологию интуитивизма (см. мои сочинения: «Обоснование интуитивизма» и «Введение в философию», ч. I) и на идеалреалистическое миропонимание (см. мою книгу «Мир как органическое целое»).
Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления. Согласно той разновидности интуитивизма, которую я отстаиваю, все предметы, как реальные, так и идеальные, даны в непосредственном созерцании, т. е. в опыте, а согласно идеал-реализму, все реальное пропитано идеальными моментами, и некоторые из них при вступлении предмета в кругозор сознания образуют логическую сторону суждения и умозаключения. Таким образом даже первичное знание, констатирующее данные чувственного восприятия, рассматривается мною, как обоснованное не только эмпирически, но и логически.
Особенно выдвинуто мною на всем протяжении логики понятие синтетически-логического, впервые разработанное Кантом в гносеологии в его трансцендентальной логике, но неиспользованное им в формальной логике для теории умозаключений и для преодоления аналитических теорий, т. е. теорий, опирающихся на закон тожества и противоречия. Даже определения рассматриваются мною, как синтетические суждения; точно также, исследуя умозаключения, я стараюсь показать, что силлогизм есть синтетическая, а не аналитическая система.
3
Отрицание противоположности опыта и мышления, а также подчеркивание во всех логических образованиях синтетически-логической стороны, имеющей вместе с тем онтологическое значение, приводит к сближению формы и материи и освобождает от крайнего формализма в логике; это сказывается в особенности в моем учении о существовании не только формально-синтетических, но и материально-синтетических умозаключений, а также в учении об индукции.
Глава о гипотезе обработана мною так, чтобы показать, что, несмотря на смену гипотез, несмотря на множественность их и противоположность друг другу, наука есть не условная, не символическая и т. п. конструкция человеческого ума, а система абсолютных знаний о самом подлинном бытии, правда не полная, не совершенная, но все же неуклонно развивающаяся в направлении к бесконечному идеалу Абсолютной Истины.
4
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.