13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
О крещении Ольги в Константинополе. Русская легенда
Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1
Русская легенда о крещении Ольги в Константинополе, записанная в нашей летописи вод 955-м годом.
«В лето 6463 (955) пошла Ольга в Грецию и пришла в Константинополь. Царь был тогда (в Константинополе) по имени Цимисхий (Цемьский) 1). И пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она весьма красива лицем и смысленна (умна) и удивился разуму ее и, беседовав с нею. сказал ей: «Достойна ты того, чтобы здесь в Цареграде царствовать с нами» 2). Она же, поняв речи царя, сказала ему: «Я язычница; если хочешь, чтоб я крестилась, крести меня (будь моим восприемником) сам, если же нет, то не крещусь» — и крестили ее царь с патриархом. Быв просвещена (крещением), она радовалась душой и телом, и преподал ей патриарх поучение о вере и сказал: «Благословенна ты в женах русских за то, что возлюбила свет и оставила тьму: будут благословлять тебя люди русские до последнего рода внуков твоих». И заповедал ей о церковном уставе, о молитве и о посте, о милостыне и о воздержании тела в чистоте. Она же, приклонивши главу, стояла как губа напаяемая, внимая учению; поклонившись патриарху, она сказала: «Молитвами твоими, владыка, да буду сохранена от сети неприязненныя». Было наречено ей в крещении имя Елена, как (называлась) и древняя царица, мать великого Константина. Благословил ее патриарх и отпустил. После крещения позвал ее царь и сказал: «Хочу взять тебя замуж за себя». Она же отвечала: «Как хочешь взять меня, когда крестил меня сам и назвал меня (своею) дочерью, — ты сам знаешь, что у христиан нет такого закона». И ска-
нее время господства у них еллинизации. Есть даже новые болгарские книги, напечатанные греческими буквами, например: Ευαγγιλιε να γοσποδα μπογα (Бога) η σπασα νασεγο Ιησουσα Χριστω (sic), σιγα (теперь, ныне)νοβο τυποσανο (напечатано) να μπογαρσκοι εςικ... Σολον (Солунь), Σταμπα (типография) Κυριακοβα Δαρζηλευ, 1852(Иречка Болгарск. Библиогр., № 182).
1) Иоанн Цимисхий был императором уже после смерти Ольги с 969 по 976 год. Цемьский стоит только в древнейшем или Лаврентьевском списке, во всех других списках, со включением и Ипатского, правильно — Константин, сын Леонов (Леонтов). У Стрыйковского впрочем был список летописи, в котором, так же как в Лаврентьевском, читалось Цемьский (Chronica, изд. Варш., 1846, т. I, стр. 120).
2) Ольга, вышедшая замуж в 903 г., должна была иметь в 955 г. около 60—65 лет. Тогдашний император Константин Порфирогенит имел жену.
97
зал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга» (переклюкала мя еси, Ольга). Дав ей дары многие — золото и серебро, материи дорогие и сосуды различные, царь отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, хотя (отправиться) домой, пришла к патриарху, прося благословения на дом, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, чтобы (о если бы) Бог сохранил меня от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! во Христа крестилась ты и во Христа облеклась, Христос сохранить тебя, как сохранил Еноха в первых родах и потом Ноя в ковчеге, Авраама от Авимилеха, Лота от Содомлян, Моисея от Фараона, Давида от Саула, трех отроков от пещи, Даниила от зверей,— подобным образом и тебя сохранит от врага и от сетей его». Благословил ее патриарх, и пошла она с миром в землю свою и пришла в Киев. Это было подобно тому, как при Соломоне пришла царица Эфиопская к Соломону, хотя слышать премудрость его, и видела многую мудрость и знамения, — так и эта блаженная Ольга искала доброй мудрости Божией: та искала мудрости человеческой, а эта Божией... Сия блаженная Ольга от юности все изыскивала на свете сем мудростию 1) (и потому) нашла бисер многоценный, который есть Христос... Пришла Ольга в Киев, и прислал к ней царь греческий, говоря: «Я много дарил тебя, ибо ты говорила мне, что когда возвратишься в Русь, пришлешь многие дары, — рабов, воску и мехов и войско на помощь». Отвечала Ольга и сказала послам:« Скажите от меня царю: если ты постоишь у меня в Почайне столько же, сколько я у тебя стояла в пристани, то тогда дам тебе дары» 2).
1) Лаврент. лет.: «си бо от възраста блаженая Ольга искаше мудростью все в свете сем»; Ипатская: „искаше мудростью, что есть луче всего в свете сем“. Эти слова между прочим могут служить к объяснению и того, зачем Ольга ходила в Константинополь и посылала послов к императору франкскому.
2) Верно или неверно записанное предание, но смысл его тот, что Ольгу, по ее прибытии в Константинополь, очень долго, — не несколько часов, а несколько дней, держали в пристани на корабле, не впуская в город. Дело действительно могло быть подобно тому, как представляет его наше предание. Русские принадлежали к числу тех иностранцев, с которыми Греки старались и имели причины быть как можно более осторожными. Небывалый приезд Русской княгини мог возбудить в Константинополе разные подозрения, и там весьма долгое время могли решать вопрос: пускать или не пускать ее в город. По нашему преданию, Ольга весьма обиделась на Греков за эту с нею проволочку; но думать, как обыкновенно думают, что Греки хотели нанести ей намеренное оскорбление, и вообще предполагать, что Ольга была трактуема в Константинополе недостаточно хорошо, нет ни малейшего основания. — Константинопольская гавань в летописи называется Судом („яко же аз в Суду“). Σοῦδα — суда (но не суд) значит ров, яма. В Константинополе в частности Судой назывался ров, окружавший городскую крепостную стену (очень хорошо сохранившийся и
98
Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.