13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
Кирилл Александрийский, свт. Γλαφυρά, или искусные объяснения избранных мест из книг Второзакония
О телице, жилы которой перерезаны в долине.
1. Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже, и веки сотвори (Евр. 1, 1). Но один, которые правильно поняли, что Сын, будучи Богом по естеству, уничижил Себя, что Он плоть бысть и вселися в ны (Иоан. 1, 14), получили Божественную и драгоценную благодать: Ибо елицы прияша его даде им область чадом Божиим быти, говорит Писание (Иоан. 1, 12); другие же, отвергши Божественное и истинно спасительное учение, лишились надежды злые зле погибли, потому что нечестиво подвергли позору Спасителя и Искупителя всех. Такими были несчастные иудеи, которых оплакивает сам пророк Иеремия, говоря: Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез? и плачуся о народе день и нощь (9,
287
1). Ибо для них было возможно сделаться славными и достойными подражания; но они, лишившись настоящего счастья, не сделались ли вполне достойными того, чтоб напоследок причислить их к умершим? Их по справедливости оплакивал (пророк) и из любви и сочувствия проливал слезы. Итак, в них не осталось никакого добра, и необузданный Израиль низринут был как бы с самых своих оснований; ибо Христос переселился к язычникам, а упорные иудеи с трудом спасаются в самом малом числе; об этом, я думаю, и возвещается пророчески устами Исаии: И аще бы не Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Иса. 1, 9). Но теперь, кажется, и из самих слов Моисеевых мы можем уразуметь силу таинства. Ибо в книге Второзакония написано так: Аще же обрящется убиенный на земли, юже Господь Бог дает тебе наследити, лежащ на поли, и неведят убившаго и: да изыдут старцы и судии твои, и да измерят до градов, иже окрест убиенаго: и будет град приближаяйся убиеному, и да возмут старейшины града того юницу от говяд, еюже не делано, и яже ярма не понесе: и да изведут старейшины града того юницу в дебрь суху, яже не оранна, ниже насеяна, и да пресекут жилы юницы в дебри. И да приступят жерцы Левиты: яко сих избра
288
Господь Бог твой предстояти ему, и благословляти во имя Его: и во устех их да будет всякое прекословие, и всякая язва. И вси старейшины града того, приближающиися убиеному, да омыют руце над главою юницы, ей же пресечены суть жилы в дебри: и отвещавше да рекут: руце наши не пролияша крове сея и очи наши не видеша: милостив буди людем твоим Израилю, ихже извел еси, Господи, из земли Египетския, да не будет кровь неповинна на людех твоих Израили: и очистится им кровь. Ты же отымеши кровь неповинну от нас самих, аще сотвориши доброе и угодное пред Господем Богом твоим (Втор. 21, 1-9).
2. Ради же нас язвен был Еммануил; ибо он мучен был за грехи наши, по Писанию; а это Он претерпел в земле Иудейской и вне врат Иерусалима. Но они не знали убившего, не знали, как и каким образом это совершилось. Почему же закон говорит так? А мы говорим, что совершенное против Христа есть дело нечестия иудеев. Ибо они привели Его к Пилату; они сами себя обличили, крича: возми, возми, распни Его (Иоан. 19, 6) и опять: аще сего пустиши, неси друг Кесарев (ст. 12). И богодухновенные ученики Его ясно свидетельствовали пред Богом и Отцом Небесным о жестокости их, говоря так: собрашася во граде сем на святаго отрока твоего Иисуса, Его же помазал еси, Ирод же и
289
Понтийский Пилат, с языки и людьми Израилевыми (Деян. 4, 27), блаженный же Петр весьма ясно и пред всеми укоряет народ Иудейский, в одном месте говоря, что Начальника жизни убисте, в другом месте, что вы святаго и праведнаго отвергостеся, и испросите мужа убийцу дати вам (Деян. 3, 14-15). Почему же закон говорит, что они не знали убившего? Слова эти таинственны и не для всех доступны, но понятны только тем, которые правильно понимают таинство Христа: ибо вожди иудеев и те, которые участвовали в их нечестивом решении, думали, что они победили Христа вопреки Его воле и приписывая это дело своему упорству, радовались как победители и не знали, что Он пострадал добровольно, и повинуясь воле Отца, Сам предал Себя за пас. Поэтому Он ясно говорит Пилату: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы, ти дано свыше (Иоан. 19, 11). Итак, Отец предал Сына и, так сказать, Сам убил Еммануила. Поэтому и книге Псалмов Христос изображается говорящим Небесному Отцу и Богу о нечестии иудеев: Егоже ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша (Псал. 68, 27). Пусть же не думает много о себе убийца Господа. Не своею силою они победили как бы не имеющего силы Христа, но пусть лучше научатся истине у Моисея; они не знали убившего. И
290
так, посмотри на израненного в земле Иудейской Еммануила. Эта тайна совершилась у них, но никак не ими, скорее же она священнодействуется в стране и земле язычников. Аще же, говорит закон, обрящется убиеный, да возмут юницу, ею же не делано и яже ярма не понесе, и изведше ю в дебрь суху и неоранну, да пресекут жилы ее чрез тех, которые поставлены для священнодействия, возложивши же руки на нее, пусть скажут, что руки наши не проливали крови сей (Втор. 21, 1-7). Эта юница служит образом Христа, как мы уже сказали; юница же служит образом Христа, потому что она не знает ярма. Ибо хотя Он, как человек, был под ярмом, но как Бог по естеству Он свободен от ярма. Божество свободно и ничему сотворенному не подчинено, напротив над всеми владычествует и держит в своей власти всякую тварь. Но хотя Сын как Бог по естеству свободен, — как человек, Он вместе с нами находился под ярмом. Посему вместе с нами Он называл Бога Отцом. Ибо мы подчинены власти Божественной. Итак, юницей Он называется, поскольку Он преклонился под ярмо природы человеческой; но Он не под ярмом по причине славы Божества, которое совершенно свободно. Но смотри, юница отводится в сухую и невозделанную долину. Ибо после достопоклоняемого креста, когда Христос оказался изъ-
291
язвленным, Он оставил землю иудеев и переселился в страну язычников, которая была не возделана и не засеяна. Прежде чем Христос воссиял самим язычникам, они постоянно были в мире как бы некоторою сухою и невозделанною землею и пустынею, не приносящею Богу плодов. Об этой самой пустыне пророк Исаия говорит: радуйся пустыня жаждущая и селения ее, да веселится пустыня и да цветет яко крин (Иса. 35, 1). Посему страна или народ язычников очень хорошо сравнивается с сухою и невозделанною, и совершенно бесплодною землею. Там, говорит закон, должны быть перерезаны жилы юницы Богом поставленными священниками (Втор. 21. 4). Ибо, как я сказал, таинство Христа совершается у нас, обратившихся из язычников, и исповедующие Его страдание и воскресение из мертвых становились участниками в таинственных благословениях. Я думаю, перерезывание жил у юницы на это и указывает; потому что, как я сказал, проповедуя смерть Его, а также Его Воскресение, мы совершаем Священное таинство. Но те, которые отдалятся от нечестия иудеев, оставивши далеко город, в котором Он был изъязвлен и пострадал, удалившись в сухую и невозделанную пустыню, там омоют руки над самим Христом, ибо будут омыты, крестившись и смерть Его. По моему мнению
292
на это и указывает то, что у них омывались руки. Исповедуя, что они сделались участниками и нечестии иудеев, они получат прощение. Ибо иудеи, надругавшиеся над Христом, сами произносят смертный приговор над собою за безбожие, говоря: Кровь Его на нас и на чадех наших (Матф. 27, 25); но те, которые стараются удостоиться от Него благодати и ищут очищения чрез Духа Святого, чрез что воздают почтение Ему, как бы восклицают, говоря: Руце наши не пролияша крове сея (Втор. 21, 7). Итак, во Христе очищение, если только кто из иудеев решился право мудрствовать. Это и сделали прежде других боговдохновенные ученики (Христовы) и те, которые уверовали чрез них; они по справедливости могут представлять собою лицо старейшин. Они сделались достоуважаемыми и избранными, отвергшись нечестия Израиля чрез веру во Христа. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
О пленной женщине, у которой обстрижены волосы и обрезаны ногти.
1. Бог всяческих исхитил потомков Израиля из дома рабства и как бы из железной печи, не только ведя войну с египтянами рукою крепкою и мышцею высокою (Псал. 135, 12), как написано, но и ухищрениям угнета-
293
телей противопоставляя чудеса. Ибо Он сотворил знамения и дивные дела, провел посреди моря как по суше, и, как говорит Божественный Давид, питал их в пустыне, хлеб небесный даде им: хлеб ангельским яде человеку, потоцы наводнишася (17, 24. 25. 20). И не совершил ли Он еще много необычайно чудесного! Посему божественный Моисей пишет: Яко орел покры гнездо свое, прият их и подъят их на раму своею (Втор. 32, 11). Но они дошли до такого безрассудства и нечестия мыслей и до таких необузданных дел, что оказались непослушными обитавшему с ними во плоти Искупителю. И зачем говорю я об этом, умалчивая о самом худшем? Они дошли до высшей степени нечестия и умертвили Его с яростно и жестокою дерзостью. Посему Иерусалим, убивший Господа, по справедливости был отвергнут и, лишившись общения с Богом, дошел до всякого зла, принимая как бы им самим накликанное на свою голову праведное наказание. К нему и сам Еммануил взывал так: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый Пророки и камением побиваяй посланныя к тебе! Колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте. Се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23, 37). А что иудейская Синагога должна была подвергнуться страшному и нестерпимому наказанию
294
за Христа, на это прикровенно указывал нам и самый закон; ибо здесь говорится так: Аще же изыдеши на брань противу врагом твоим, и предаст я Господь Бог твой в руце твои, и плетши плен от них, и узриши в плене жену добру обличием, и возлюбиши ю, и поймеши ю себе в жену, и введеши ю внутрь в дом твой, и да обриеши главу ея, и да обрежеши ногти ея, и да совлечеши ризы пленныя ея с нея: и да сядет в дому твоем, и да плачется отца своего и матере своея месяц дней: и по сем внидеши к ней, и совокупишися с нею, и будет тебе жена. И будет аще не восхощеши ея, да отпустиши ю свободну, продажею же да не продаси ея на цене, да не отринеши ея, понеже смирил еси ю (Втор. 21, 10-14). Бесполезно, думаю, трудиться слишком над этим повествованием и ухищряться в разъяснении того, что содержится в тенях; ибо здесь нет ничего непостижимого. Смысл предписываемого очень ясен и без усилия понятен. Поэтому приступим к исследованию духовного знаменования этого установления.
2. Итак, какая и против кого война разумеется здесь? и кто эта красивая обличием и весьма приятная по наружности Жена? и почему повелевается обрить у ней волосы на голове, обрезать у ней ногти и снять с нее одежды плена? Синагога иудейская, как я уже
295
сказал прежде, как пленница, служила египтянам. Ибо некогда предки израильтян вследствие голода переселились в Египет. Когда же по прошествии долгого времени, они сделались сильными, весьма смелыми и многочисленными, — Египтяне стали опасаться, чтобы израильтяне, ободренные своею многочисленностью, не восстали против них самих, и не покорили себе тех, которые некогда господствовали над ними. Поэтому Израильтяне обременяемы были изнурительным трудом над выделыванием кирпичей. Но Бог умилосердился над ними. Ибо, как я сказал, Он объявил войну египтянам, победил их и избавил израильтян от невыносимого гнета египетского. Он видел в этом угнетении плененный Иерусалим или народ Иудейский, блиставший красотою наследственного благородства; ибо он прекрасен и достоин удивления ради отцов. Когда же Бог воззрел на него и возжелал его, то есть нашел его достойным любви; то, желая не только жить вместе с ним, но и сделать его виновником (совершителем) благих дел, Он ввел его в Свой дом. Что это значит? В пустыне Он поставил святую скинию, дабы воспитываемый посредством жертвоприношений, совершаемых по закону, и посредством преобразовательного Богослужения постепенно научился уразумевать таинство Христа. Ибо закон есть пестун во
296
Христа, как говорит блаженный Павел. Введши в дом свой, обрил голову и обрезал ногти и снял одежды плена. Под головою Св. Писание обыкновенно учит разуметь ум, а с волосами на ней сравнивает помыслы ума. Итак, обриванием волос прекрасно знаменуется отложение помыслов, которое избавленному древнему Израилю заповедано было Богом, ясно говорящим чрез премудрого Моисея: да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 2). И опять: не сотвори так Господу Богу твоему. Ибо мерзости, которые возненавидел Господь, они сотворили своим богам. Пребывая в Египте, они имели иные мысли, думали, что богов много, и оказывали почтение твари вместо Творца и воздавали божескую славу деревьям и камням. Когда же они чрез Моисея призваны были к познанию Бога истинного и единого, как можно сомневаться в том, что время произведет в них иные мысли, совершенно новые. То же и нам делать старательно повелевал богодухновенный Павел, говоря: Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Римл. 12, 2). На это именно вообще и указывало повеление обрить голову; а обрезывание длинных ногтей намекает на отношение нечистоты и порочности. Ибо у тех,
307
которые отпускают ногти длиннее, чем нужно, они не могут никак быть чистыми. А что Израиль, удостоенный близкого общения с Богом, должен был удаляться от нечистоты, в этом никто не усомнится, слыша ясные повеления закона: не убий; не прелюбы сотвори; не укради; не послушествуй на друга своего свидетельства ложна (Исх. 20, 1316) и иные сим подобные. Одежды же плена я назвал бы внешним знаком рабства; они служат образами порочного поведения. Ибо подчиненная воле диавола и склонявшая выю под его владычество как бы изорванную одежду носила на себе плотские пожелания. Когда же она искуплена была законом и научена была мудрствовать и делать лучшее, она сняла с себя обвинения в прежней порочности и явилась, наконец, облеченною в научение чрез закон как бы в некоторую светлую одежду. Это же самое, я думаю, делать убеждает и нас богодухновенный Павел, говоря так: Совлекшеся ветхого человека с деянми его, и облекшеся в новаго, обновляемого по образу Создавшаго его (Кол. 3, 9). Ибо мы облекаемся в новую одежду в святом Крещении, сбрасывая с себя одежды плена сатане; облекшись же, наконец, в самого Емманунла, мы приносим благодарения Богу и Отцу, говоря: Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя (Иса. 61, 10). И Павел, вполне сведущий в
298
законе, в другом месте говорит: Облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Римл. 13, 14). Видишь, как мы, совлекшись плоти, как бы одежды плена, облекаемся в светлый и Божественный покров — Христа; ибо Он есть одежда веселия и риза спасения. После того, как обриты будут у ней волосы, говорит закон, обрезаны будут грязные и длинные ногти и сняты будут одежды пленения, — только тогда она будет жить в доме твоем и водворится здесь, как законная жена. Но она будет плакать об отце и матери в продолжение месяца, то есть будет вспоминать о домашних своих. И после того ты войдешь к ней и будет тебе женою. Ибо я думаю, что тем, которые призваны к близкому общению с Богом, надлежит удалять свой ум от безрассудных понятий и суетных помыслов, могущих ввести в заблуждение, и от всякой нечистоты, и, как пишет богодухновенный Павел, от ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Ефес. 4, 22) и прилепляться всею душою к Богу, который заботился о нас, и принял нас в отеческое общение. Ибо на то, что надобно всецело прилепляться к Богу, думаю, и указывают слова: и сядет в дому твоем. Посему и блаженный Давид, зная это прекрасное и поистине полезное дело, говорит: Едино просих от Господа, то взыщу: еже жи-
299
ти ми в дому Господни вся дли живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати Храм святый Его (Псал. 26, 4). Очень ясным знаком того, что он имел твердую и исполненную любовью к Богу душу, служит, надобно думать, то, что он во все дни пребывает во дворех Господних. Но Творец знал меру ума человека. Ибо как и почему он не знал бы этого, если истинен тот, кто говорит: Той позна создание наше (Псал. 102, 14). Но те, которые переселяются из жизни в мире и удаляют ум свой от плотских страстей, не вполне безукоризненно научились делать это. Ибо мы от начала слабы и ум наш увлекается нечистыми удовольствиями; он легко подчиняется воспоминанию о развлечениях, и почти всегда сильно привязывается к ним, хотя Закон запрещает это и Бог как бы влечет нас назад, располагая к превосходной и несравненно лучшей жизни. Ибо если путь к добродетели тяжел, то путь, увлекающий нас к пороку, весьма удобен; для приобретения первой мы должны употреблять усилия, к последнему мы идем весьма легко. Что же говорит закон? Да плачется отца своего и матере своея месяц дней, то есть не тотчас ей будет приятно жить в твоем доме, но некоторое время она будет вспоминать о своих домашних. Бывает, что хотя попавшим в плен оказываются почести и дается возмож-
300
ность жить в совершенной роскоши; но они все-таки стремятся увидеть свой дом, родителей и свой город; и не могут они не вспоминать о своих, и иногда проливают слезы, потому что и тоска и скорбь наполняют их душу при мысли, что они лишились родной страны. То же самое пришлось испытать толпам иудеев. Ибо освобожденные из Египта и избавленные от горького рабства, они были призваны Богом к высшей и прежней свободе, и однако же они воспоминали о том, что было в Египте, говоря: О дабы умерли быхом, пораженные Господом; в земли Египетстей. И роптаху на Моисея, глаголюще: что яко извел еси ны в пустыню сию? (Числ. 14, 3 и 2; 16, 13.) А что те, которые удаляются от позорного плотоугодия и жизни в мире, сначала с трудом расстаются с этим, и иногда стремятся к тому, что находится в мире, на это отчасти намекает нам законодатель, говоря: Да плачется отца своего и матери своея месяц дней. Впрочем мы не говорим, что он повелевает им плакать, но скорее снисходит к этому и позволяет это слабым, и говорит, что надобно быть снисходительным к страждущим этого рода недостатками, потому что они еще не приобрели терпения в страданиях. Поэтому он оказывал снисхождение к страстям синагоги Иудейской в пустыне и не совсем погубил тех, ко-
301
торые согрешили, хотя и гневался на это, имея в виду их пользу. А что он не всегда снисходит к нашим слабостям и к прежнему нашему пристрастию, то есть в привязанности к миру, это он ясно показал, назначивши непродолжительное время для плача — месяц дней, т. е. некоторый незначительный и сокращенный срок времени. Ту же самую мысль внушает нам и Божественный Псалмопевец, говоря к церкви язычников: Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея. (Псал. 44, 11-12). Да плачется, говорит, отца своего и матере своея месяц дней и по сих будет тебе жена (Втор. 21, 13). Ибо освободившись, как я сказал, от мирской жизни, мы постепенно прилепляемся к Богу, именно посредством духовного единения; потому что прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Но аще не восхощеши ея, да отпустиши ю свободну, продажею же да не продаси ея на цене (Втор. 21, 14). Когда же синагога иудейская поступила нечестиво и, наложивши руки на Самого Христа, истязала Своего Господа, тогда она сделалась ненавистной и нежеланной и изгнана была из Божественного и святого дома. Впрочем, она не продана была в рабство и не совсем предана была сатане и не всецело подчинена была его воле. Ибо Израиль не служил идолам, хотя и ли-
302
шился близкого общения со Христом, но продолжает исповедывать Единого Истинного Бога и поклоняться Ему и сохранил любовь к Моисею и закону. Бог не отверг его совсем ради того, что он некогда удостоен был близости к Нему. Этому учит нас закон, говоря: Да не отринеши ея, понеже смирил еси ю. Ибо здесь смирением разумеется лишение девства или образ Духовного союза, именно союза во Христе. Чрез Него и с Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
О том, кто ведет войну против врагов.
Уготовите оружия и щиты, говорил некогда пророк Исаия (21, 5). И премудрый Павел говорит также: Облецытеся во вся оружия Божия (Ефес. 6, 11). Ибо друзья Божии и рачители добродетели и приобвыкшие к прекрасным делам весьма мужественно ведут борьбу против всякого нечистого и плотского наслаждения. Ибо упорству диавола противопоставляют крепость веры, непобедимую решимость, терпение в бедах, ревность к трудолюбию, конечно, достойному похвалы. Но я не думаю, чтоб кто-нибудь мог достигнуть когда-нибудь этой меры духовного мужества, чтоб таким образом получить и достойную удивления славу, если бы не имел Христа, помогающего ему. Ибо Он всячески готов помогать и содейство-
303
вать тем, которые стремятся мудрствовать то же, что и Он сам мудрствовал и которые получили чрез Него очищение и считают за честь поношение за Него. Посему боговдохновенный Псалмопевец говорит: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна (Псал. 90, 1-3). А что мы явимся победителями над врагами, при помощи Бога, в этом уверяет тот, кто говорит: яко на Мя упова, и избавлю и Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его (14-15). Но смотри, о том же написано самим премудрым Моисеем, ибо он говорит: Аще изыдеши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякого слова зла. Аще будет у тебе человек, иже не будет чист от излияния его нощию, и да изыдет вне полка, и да не внидет в полк: и егда будет к вечеру, да омыет тело свое водою, и зашедшу солнцу да внидет в полк. И место тебе да будет вне полка, и изыдеши тамо вон: и рылец да будет тебе за поясом твоим, и будет егда сядеши вне, и да ископаеши им яму, и навратив покрывши стыдение твое в ней: яко Господь Бог твой ходит в полце твоем, избавляти тя, и предает враги твоя в руце
304
твои: и да будет полк твой свят, и да не явится у тебе стыдение вещи, и отвратится от тебе (Втор 23, 9-14). Слышишь, что те, которые хотят побеждать врагов и получить славу, должны удаляться от всякой скверны: Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к мародержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12); они тщательно наблюдают за человеческою жизнью и следят за поступками каждого. Поэтому нам необходимо вести образ жизни безупречный и безукоризненный, чтоб не подвергнуться обвинениям с их стороны. Ибо отец греха есть наш враг и преследователь. Те, которые в сем мире по закону войны и сражения вступают в бой с врагами, или сами получают раны телесные, или наносят их другим. У нас же бывает не так: оружие бо воинства нашего не плотская (2 Кор. 10, 4), по слову Писания. Оттого мы получаем раны не на теле, но принимаем в душу и сердце похоти и впадаем в страсти плотоугодия; посему нам нужно облечься во всеоружие духовное, оградить себя небесною благодатью и, сколько возможно, держать свою душу вдали от всякой духовной стрелы. Таким образом мы одержим победу над нашими противниками и, победивши всякую страсть, сохраним для Бога красоту души не обезображенною. Посему закон говорит: аще изы-
305
деши ополчитися на враги твоя, и да сохранишися от всякаго слова зла, то есть поставь себя как можно дальше от всякого преступления и да не будет против тебя никакого справедливого обвинения в постыдном и ненавистном деле и избегай обвинения в чем бы то ни было, и пусть не возможно будет никакое злое слово против тебя. А что мы должны избегать пороков телесной нечистоты, на это прикровенно указал закон тем, что осквернившемуся излиянием семени повелевает выйти из стана и вечером омыться водою и тогда уже возвратиться в дом и, если захочет, в самый стан. Теперь постараюсь раскрыть, что это значит и какой смысл заключается в этом. Если человеческое осквернение произошло вследствие того, что душа сделалась склонною к распущенности и доступною нечистым желаниям, то Господь присуждает отлучить от общества святых того, кто впал в это, и не допускает, чтоб Чистый находился в общении с нечистыми; ибо Он никогда не оставляет в нас гибельного греха ненаказанным. По мы можем обрести очищение во Христе, омываемые водою, сообразно с казанным: измыйтеся и чисти будете (Иса. 1, 16). Делающие это делают вечером, то есть в последние времена века; полное же очищение узрят некоторые в обществе святых. Ибо окверненные противоесте-
306
ственными страстями, пребывавшие некогда вне общества и стана святых, бывшие далеко от стада святых, получивши очищение чрез святое Крещение сделались из далеких близкими, общниками святых, согражданами и соучастниками надежды, во время пришествия Христа, бывшего как бы вечером, пред самым концом настоящего века. Итак, закон говорит, что те, которые стремятся к очищению во Христе, должны отвергнуть любовь к плотским порокам. Но да будет тебе, говорит закон, место вне полка, и изыдеши тамо вон: и рылец да будет тебе за поясом твоим, и будет егда сядеши вне и да ископаеши им яму и навратив покрыеши стыдение твое в ней: яко Господь Бог твой ходит в полце твоем избавляти тя и предати враги твоя в руце твои: и да будет полк твой свят и да не явится у тебе стыдение вещи. Ибо желающим одержать победу над духовными врагами, как я сказал, надобно всевозможно удаляться от всякого вида нечистоты; потому что все мы погрешаем во многом и природа человека болит склонностью к злу, но, по слову Псалмопевца, грехопадения кто разумеет? (18, 13.) Если же случится кому быть побежденным какою-нибудь естественною нечистотой и быть увлеченным тем, что противно закону и святой жизни (ибо закон греха живет в членах плоти), то хотя погрешности, проистекающие из слабости,
307
совершаются сначала не явно, по прикровенно и не на виду многих, но сокровенно, как бы вне и вдали стана; потому должны быть скрываемы при помощи исправления их: ибо мудрые будут скрывать постыдныя дела свои, как написано. Когда мы перестаем грешить и при помощи наклонности к лучшему как бы приводим душу к избранию того, что полезно, тогда мы удаляем от себя безобразие преждесовершенных грехопадений и, уничтоживши зловоние греха благовонием последующих добрых дел, мы опять войдем в стан святых, то есть Церковь первородных. И это совершается во Христе. Каким образом? — Если мы, по слову Его, возьмем крест свой с бодростью и готовностью. На это прикровенно указывается нам тем, что мы должны иметь под поясом лопату или дерево. Закон духовен и обыкновенно употребляет видимые предметы для изображения предметов духовных. Ибо мы не нечисты в очах создавшего нас Бога, когда ходим в отхожие места и освобождаем себя от излишеств чрева. Но как я сказал недавно, то что подлежит внешним чувствам, бывает прообразами и знамениями предметов духовных. Поэтому мы должны засыпать землею нечистоты, потому что Господь Бог твой ходит в стане твоем. И в нас живет и пребывает Христос. И когда видит в нас что-нибудь постыдное и безобразное, отвращается от нас тотчас же: свя-
308
тый бо Дух наказания, как сказано, отбежит льстива, и отъимется от помышлений неразумных (Прем. 1, 5). Если же находит нас чистыми и убранными, и свободными от страстей и скверн, — с готовностью поселится в нас и от руки врагов избавит нас. Посему и говорит: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 19, 2). И опять: изыдите отсюду, и нечистоте неприкасайтеся и Аз прииму вы, глаголет Господь (Иса. 52, 12). Ибо тех, которые таким образом очистились, с радостью примет Господь наш Иисус Христос. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
О камнях, помазанных известью.
1. Богодухновенный Павел весьма мудро сказал, что древние чрез писания Моисея были руководимы к познанию таинства Христова. Так и в действительности было и это слово истинно; ибо если мы обратим в истину заповеданное Моисеем, то найдем прекраснейший заключающийся в нем духовный смысл. Строго придерживаясь буквы и не оставляя того, что заключается в образах, послушаем, что говорит пророк: углубитесь в основание. Ибо ничего поистине совершенного и полезного мы не найдем в тенях, а заповедь сделаем
309
совершенно бесполезною. Посему и богодухновенный Моисей полагал покрывало на лицо свое, указывая тем, думаю, людям рассудительнейшим, что закон имеет двоякий смысл, и что во внутреннейшем его содержании заключается истина; тень налагается на лицо наподобие маски и внешнее есть как бы излишний покров на то, что сокрыто. Итак, Моисей во Второзаконии учит нас, что учители Нового во Христе Завета будут изрекать по временам учение чрез Него, будут руководить к истине и будут предлагать более ясное толкование буквы Писания, изъясняя его более духовным образом. Ибо так написано: И заповеда Моисей и старейшины дома Израилева, глаголя: сохраните вся заповеди сия, елика Аз заповедаю вам днесь. И будет в день прейдете Иордан на землю, юже Господь Бог дает тебе во жребий, и поставиши себе камение велико, и обелиши я мелом. И напишеши на каменех тех вся словеса закона сего, егда прейдете Иордан, егда внидете в землю, юже Господь Бог твой дает тебе, землю кипящую медом и млеком, якоже рече Господь Бог отец твоих тебе. И будет егда прейдете Иордан, да поставите камение сие, яже Аз повелеваю вам днесь, в горе Гевал, и побелиши их мелом. И да созиждеши тамо олтарь Господеви Богу твоему, олтарь от камения: да не
310
возложиши на них железа: камением всецелым да созиждеши олтарь Господеви Богу твоему, и вознесеши на них всесожжение Господеви Богу твоему: и пожреши жертву спасения: и яси, и насытишися тамо, и возвеселишися пред Господом Богом твоим: и напишеши на камениях сих весь закон сей (Втор. 27, 1-8). Обрати внимание на то, что он повелел не относиться пренебрежительно к словам, сказанным им, но употреблять возможно большую заботливость о них. Л таковы были слова, сказанные святыми Апостолами. Но теперь я постараюсь сколько возможно лучше уяснить каждое изречение отдельно.
2. Когда вы, говорит, перейдете Иордан, войдете в вожделенную землю обетования, тогда поставивши большие камни на высоте, обмажьте их известью и напишите на них весь закон сей весьма явственно. Итак, великие и положенные на возвышенном месте камни указывают нам на лик святых Апостолов, которые поистине велики, возвышенны и дивны. Что касается добродетели и славной жизни во Христе, то ничто не может сравниться с ними. Ибо мы находим, что они по достоинствам выше и несравненно превосходнее нас. Скажи мне, кто, имея ум, будет стремиться к равенству с сими святыми и славными мужами, которых Христос назвал своими друзьями: не
311
ктому вас, говорит, глаголю рабы; вы друзи Мои есте (Иоан. 15, 15-14); называет их светом мира и солью земли (Матф. 5, 13-14); поставил их благодетелями, назначил врачами вселенной, говоря: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите (Матф. 10, 8). Итак, это — камни великие и как бы лежащие на горе. Ибо блеск славы и великая известность их делает их весьма высокими и как бы поставленными на горе. Но кто суть те, которые поставили эти камни? Те, которые перешли Иордан, — уверовали во святого Христа и получили благодать святого Крещения; учеников нашего Спасителя сии поистине святые и избранные камни — они поставляют себе учителями и наставниками; о них-то говорит нам пророческое слово: зане камение свято валяется на земли его (Зах. 9, 16). Ибо Божественные ученики, обходя вселенную, как бы разбросаны были по всей земле и повсюду показывали красоту свойственного им благочестия и проповедовали об истинной жемчужине, едином и многоценном камне, то есть Христе. Помазанные известью камни имеют на себе весьма ясное начертание закона. Ибо мы можем найти истины, содержащиеся в законе, ясно и наглядно открытыми у святых апостолов, уже не сокрытыми буквою закона и не имеющими темного
312
покрывала тени, но ясными и чистыми. Ибо учение святых духовно: они ясно раскрывают закон; на это, по моему мнению, и указывает то, что камни, помазанные известью, имели ясное начертание закона, как написано. После того как посвящены камни, на которых был закон, повелевает построить жертвенник из других цельных камней, то есть нетесаных и не подвергшихся ударам железа. Какой же может быть смысл этого? Христос есть камень краеуголен, честен (1 Пет. 2, 6); положен же Он в основание Сиона; ибо на Нем мы утвердились и имеем в нем как бы некоторое безопасное и непоколебимое основание; и мы, как живые камни, дом духовный, созидаемся в святой храм, в жилище Бога в духе. А с тем вместе мы — как бы и некоторый жертвенник; соединены вместе единством духовным и благоухаем верою во Христа и приносим чрез Него Богу и Отцу благоухание добродетелей, как самый благовонный фимиам. Поэтому богодухновенный Павел заповедует нам: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Римл. 12, 1). Итак, камни — мы сами, но цельные и неповрежденные; ибо, как я сказал, те, которые издают благоухание самого Христа, всецело посвящают Ему свою душу; они не увлекаются привязанностью к мирскому, и
313
не носят уже на себе язв, причиняемых нечистым и отвратительным грехом. Но как Христос не разделяем, так и они единомудренны и истинны. Они преданы единому Богу, остерегаются, как бы не принять участия в плотском и мирском. Так, посвятивши себя Богу, святой Павел пишет: мне еже жити Христос, и еже умрети приобретение есть (Филип. 1, 21). Необходимо помнить, как Бог изрек нам тот же закон в другом месте, так говоря: аще же олтарь от камения сотвориши да не устроиши их тесаных: сечиво бо твое аще возложиши на них, то осквернятся (Исх. 20, 25). Итак, как я уже сказал, камни должны быть цельные и нетесанные. Но, говорится, яси и насытишися тамо и возвеселимся пред Господом Богом твоим (Втор. 27, 7). Ибо те, которые достигли такой славы, что в состоянии благоухать Христом, вполне справедливо насыщаются святою Божественною пищей и духовно радуются в очах Бога. Но это дано будет тем, которые получили духовные благословения и в церквах уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Об избрании Иисуса.
1. Весьма правильно уразумевши и таинство Христа и меру служения Моисеева, премудрый
314
Иоанн провозгласил: закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина — Иисусом Христом бысть (Иоан. 1, 17). Но закон готов был на гнев и на преступающих его тотчас и без сожаления налагал тяжелые наказания; он всегда обвинял во зле и производил вменение греха: ибо, сказано, грех не вменяшеся, не сущу закону (Римл. 5, 13). И опять: греха не знах, точию законом. Христос же освобождает нас от грехов; ибо Он оправдывает благодатью и освящает тех, которые уверовали и приводит в исполнение то, что древле обетовано было отцам. А что то и другое истинно, это объясняет опять Павел, написавший так: писмя убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Буквой же называет он тень закона, а духом — служение в духе и истине, то есть евангельское, которое Христос распространил по всей вселенной; ибо если первое служение не было безукоризненным, то необходимо нужно было дать место второму; и сам Бог объявлял его ветхим, обещавши новое. Итак, как бы устранивши Моисея и удаливши от среды, некоторым образом произошел и прославился и вождь наш Христос. Чрез Него и в Нем введенные в Небесное Царство мы получим продолжающееся нескончаемые веки счастье, проводя жизнь чистую, святую и свободную от всякого порока. К тем же мыс-
315
лям и чувствам руководят нас данные древним чрез Моисея установления. Ибо написано так: И призва Моисей Иисуса и рече ему пред всем Израилем: мужайся и крепися: ты бо внидеши пред лицем людей сих в землю, юже клятся Господь отцем вашим, дати им, и ты в наследие разделиши ю им: и Господь, идый с тобою не отступит от тебе, ниже оставит тя: не бойся, ни ужасайся (Втор. 31, 7-8). Когда доблестный Моисей был близок к удалению от дел и переселению в вышние обители, тогда некоторым образом противопоставляется ему и принимает начальство боговдохновенный Иисус. Ибо когда прекратилась ветхая и древняя буква и служение по закону, как я уже сказал, было в упадке, тогда сошел к нам с небес Единородный и явился в образе нашем. Будучи владычествующим над вселенной Богом и обладая самым старейшим и несомненным достоинством в этом отношении, Он чрез уподобление нам так смиряется, что как будто впервые призывается к Царской власти. Поэтому Он и сказал: Аз поставлен есмь Царь от Него (очевидно от Бога и Отца) над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне (Псал. 2, 6). Итак, да не выводит никто на средину Моисея, уступающего в славе Христу: да не владычествуют образы и да не превозно-
316
сится кем-либо тень: первая мимоидоша се нова вся быша (Апок. 21, 5). А если бы кто решился делать это; тот стал бы бесчестить Божественное домостроительство и явился бы противящимся Богу и разрушителем святого и великого таинства. Ибо привязанный к образам после явления Иисуса будет весьма далек от собрания святых и явится совершенно лишенным наследия и участия в дарованиях, подаваемых чрез Христа. Страдавших этим некоторых жителей Галатии божественный Павел ясно обличает, говоря: О несмысленнии Галате, кто вы прелстил есть не покоритися истине, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят. Сие едино хощу уведети в вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры? Тако ли несмысленни есте, наченше духом, ныне плотию скончаваете? (Галат. 3, 1-3.) Потом к сему присоединяет: упразднистеся от Христа, иже законом оправдастеся: от благодати отпадосте. Мы бо духом от веры упования правды ждем (5, 4-5). Ибо великий Моисей был поистине верным и превосходнейшим из людей; но он был рабом и его достоинство состояло в том, что он был посредником и служителем закона, изрекающего суд. Но пришел Господь его и принес нам оправдывающую благодать. Итак, да уда-
317
лится закон, обвинитель во грехе, служитель осуждения, чрез который Бог все заключил под грех, дабы всех помиловать, по Писанию.
2. Но что говорит великий Моисей Иисусу: мужайся и крепися: ты бо внидеши пред лицем людей сих в землю, юже клятся Господь отцем нашим, дати им, и ты в наследие разделиши ю им. Обрати внимание на предсказание закона. Моисею не неведома была слава Спасителя, несравнимое превосходство святого паче всего, лучше же, всякой разумной твари, он знал непобедимую десницу, эту всемогущую и непреоборимую власть; он почти не удивился, видя падение врагов, бессилие смерти, бегство сатаны; древле непобедимого и непреоборимого дракона видя робким и побежденным, пасть греха — загражденною, прокаженных — очищенными, демонов — трепещущими от ужаса, бурное море — усмиряемым одним словом. Ему не неведомо было, что закон сам по себе не оправдал никого, ибо кровь быков и козлов не могла уничтожить грех. Но Господь наш Иисус Христос освободил вселенную от древних преступлений; если же Он Сам есть истина и по естеству свят; то Он освящает собственною кровью тех, которые уверовали в Него, делает их победителями смерти и тления; вводит их в самое Небесное Царство, поистине вожделен-
318
ную и святую землю вышней обители, прекрасный город на небесах, в Церковь первородных, которой художник и устроитель — Бог. А что Бог Отец будет во всем помогать и содействовать сделавшемуся подобным нам Сыну, — это ясно утверждает Моисей, прибавляя: и Господь идый с тобою не отступит от тебе, ниже оставит тя. Итак, Сын — всемогущ и имеет непобедимую власть; ибо Он — Бог по естеству; если же говорится, что Отец помогает Ему, то это говорится об Его человечестве; в подобном же смысле говорится о явлении Его в зраке раба и о самом образе воплощения Его. Итак, чтоб возбудить в нас веру, Сын сделался подобным нам человеком, принял свойственную человеку немощь, говоря Небесному Отцу и Богу: яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления (Псал. 15, 10). А что учение закона, понимаемое духовно, почти никому не было известно прежде пришествия Господа и наконец возбудило удивление после того, как воссиял Христос, и положено было как бы пред глазами малых и больших после того, как сошел на нас Дух Святый, чрез Которого мы уразумеваем и глубины Божии, — это ясно опять из дальнейших слов; ибо так сказано: И вписа Моисей вся словеса закона сего в книгу, и даде
319
жерцем сыном Левииным, воздвижущим ковчег завета Господня, и старцем сынов Израилевых. И заповеда им Моисей в той день, глаголя: по седми летех во время лета оставления, в праздник кущей, егда сходится весь Израиль, явитися пред Господем Богом твоим на месте, еже изберет Господь, читайте закон сей пред всем Израилем во уши их. Соберите люди, мужи и жены, и дети, и пришелца, иже во градех ваших, да услышат и научатся боятися Господа Бога вашего, и послушают творити вся словеса закона сего (Втор. 31, 9-12). Ты слышишь, чего требовал закон. Он заповедует избранным жрецам, а также старейшинам, по прошествии седьмого года, в год отпущения, в праздник кущей, собирать всех юношей и старцев, женщин и отроков и собранным таким образом читать его. А что должны были пройти многие и не малочисленные годы прежде, чем воссиял Христос, и открылось время вочеловечения Его, это можно видеть из того, что чтение закона должно было совершаться чрез семь лет. Ибо число семь в Божественном Писании означает множество; поэтому я думаю и сказано: праздна бысть родившая седмь (Иерем. 15, 9). И еще: не веруй врагу твоему вовек, седмь бо есть лукавствий в души его (Притч. 26, 25). И тот же Приточник сказал еще: Седмери-
320
цею падет праведный, и возстанет (Притч. 24, 16). Обрати внимание на то, что в продолжение семи лет до наступления времени отпущения, то есть в продолжение времен до пришествия Христа, закон не был читаем. Ибо ничего не понимать в нем, хотя бы кто случайно и читал его, — это все равно, что совсем не читать его. Но потом, как я сказал, он сделался понятным малым и большим, когда наступило время отпущения. Ибо закон заповедовал древним, говоря: В седмое лето да сотвориши отпущение. И сице заповедь отпущения: да оставиши весь дом твой, имже должен ближний тебе (Втор. 15, 1). И опять: Аще продастся тебе брат твой Евреанин, да поработает тебе шесть лет, и в седмое да отпустиши его свободна от себе (ст. 12). Господь же наш Иисус Христос в конце веков, как бы после семи лет, отпустил долги, и умилосердился над согрешившими, и должникам, по евангельской притче, даровал прощение, и нас рабов греха и порабощенных сатане сделал славными и блистающими духом свободы. Наступило время отпущения в праздник кущей, который знаменует тайну Воскресения, когда храмина или тело каждого из умирающих полагается в земле. Ибо когда Христос воскрес из мертвых, поправши смерть и лишивши ад добычи и гла-
321
голя сущим во узах: изыдите: и сущим во тьме: открыйтеся (Иса. 49, 9), тогда, украшая природу человека Духом Святым, как в начале рода, и природу тех, которые восстановлены во освящение, Он дунул святым Апостолам, говоря: приимите Дух Свят (Иоан. 20, 22). Тогда открылись очи ума нашего; тогда мы просветились и уразумели закон, сокровенный древле и почти никому из древних непонятный. Тогда мы собраны с концов земли в место, которое Он Сам избрал, то есть Церковь, где нам, бывшим среди теней и образов, объясняют закон избранные и святые наставники и учители. Поэтому и Божественный Павел, очень хорошо прелагая образы в духовное созерцание, так пишет: Аще бо кровь козлия и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящают к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова (Евр. 9, 13-14). Тогда как израильтяне закалали агнца и привязаны были к теням, он, образ таинства относя ко Христу, опять говорит: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7). И в другом месте пишет: Глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете? Писано бо есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободныя. Но иже от рабы, по плоти родися: а иже от свободныя, по обетованию. Яже суть
322
инoсказаeма: сия бo eста два завeта: eдин убo oт гoры Синайским, в рабoту раждаяй, ижe eсть Агарь. Агарь бo, Сина гoра eсть вo Аравии, прилагаeтся к нынeшнeму Иeрусалиму, рабoтаeт жe, с чады свoими. А вышний Иeрусалим свoбoд eсть, ижe eсть мати всeм нам (Галат. 4, 21-26). Итак, наставляeмыe духoвнo мы вoспринимаeм в сeбя закoн — Бoжeствeнный страх. А чтo в oпрeдeлeннoe врeмя дoлжна была упраздниться сила служeния в прooбразах и сeни, на этo oпять прикрoвeннo указал Мoисeй. Ибo написанo: чтo кoгда Мoисeй вписал слoва закoна сeгo в книгу дo кoнца, вручил ee лeвитам, нoсящим кивoт завeта Гoспoдня, гoвoря: взeмшe книгу сию, вoзлoжитe ю на краю кивoта завeта Гoспoда Бoга нашeгo. Уразумeй, пoчeму Мoисeй пoвeлeл пoлoжить закoн на oднoй части кивoта, а нe на самoй срeдинe eгo, хoтя eщe нe даны были нoвыe запoвeди, данныe Христoм, кoтoрым дрeвнeйшая запoвeдь дoлжна была уступить и как бы дать мeстo или удалиться сo срeдины, дабы уяснилoсь случившeeся. Ибo закoн нe удаляeтся сoвсeм с святoгo кивoта, пoтoму чтo закoн Мoисeя принимаeтся в цeрквах; oднакo ж и нe пoлагаeтся на пeрвoм мeстe, нo как бы oттeснeн и oстался на краю, уступая мeстo, как я сказал, тoму, чтo нeсравнeннo прeвoсхoднee eгo, т. e. бoжeствeнным и eвангeль-
323
ским заповедям, чрез которые Христос наставил, привел нас к Богопознанию и всякому знанию добродетели. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
324
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.