Поиск авторов по алфавиту

Автор:Киприан Карфагенский, священномученик

Киприан Карфагенский, свщмч. 64. Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопи

Киприан – Немезиану, Феликсу, Луцию, другому Феликсу, Литтею, Помиану, Виктору, Ядеру и Дитиву, со епископом; также сопресвитерам и диаконам, и прочим братьям находящимся в рудокопнях, мученикам Бога Отца всемогущего и Иисуса Христа, Господа и Бога, хранителя нашего, желаем вечного спасения.

Слава ваша, блаженнейшие и возлюбленнейшие братья, налагала на меня долг лично видеть и обнять вас; но сосланного за исповедание имени меня удержали от того пределы назначенного мне места, и потому являюсь к вам, как могу, и, когда мне нельзя прийти к вам телом и стопами, прихожу к вам любовью и духом, открывая в письме свое сердце и восхищаясь доблестями и похвалами вашими, в которых считаю себя соучастником, если не по страданию тела, то по участию любви. И могу ли я молчать, могу ли не говорить, слыша о возлюбленнейших моих так много славного, чем Господь удостоил почтить вас? Уже некоторые из вас упредили других совершением своего мученичества и имеют принять награду от Господа по своим заслугам; а некоторые еще томятся в заключении темничном, в рудокопнях и в узах, и, представляя самою медленностью казней разительнейшие примеры для укрепления и вооружения братьев, медленностью страданий приобретают полнейшее право на заслуги, по которым надеются получить из небесных наград столько воздаяний, сколько теперь числится дней в истязаниях.

351

 

 

Не удивляюсь, мужественнейшие и блаженнейшие братья, что Господь почтил вас возведением на самую вершину почестей славы своей, – вас, которые всегда отличались в Его церкви строгим соблюдением веры, которые не нарушимо храните повеления Господни, – в простоте невинность, в любви согласие, скромность в смирении, прилежание в управлении, неусыпность в помощи немощным, милосердие в призрении нищих, постоянство в защищении истины, осмотрительность в строгости благочиния. Желая быть во всем примером добрых дел, вы и теперь исповеданием имени и страданием тела возбуждаете умы братьев к божественному мученичеству, становясь сами вождями в доблести с тем, чтобы и стадо, следуя за своими пастырями и подражая действиям предстоятелей, своим повиновением также заслужило быть увенчанным от Господа.

Нисколько не должно быть омерзительным для нас то, что вы, прежде избитые палками и изнуренные, освятили благочестивые начатки своего исповедничества такими наказаниями. Не боится палок тело христианина, которого вся надежда в древе. Раб Христов познал тайну своего спасения: искупленный древом для вечной жизни, он древом приведен и к венцу. И что удивительного, если вы – золотые и серебряные сосуды – ввергнуты в рудокопни, то есть, в хранилище золота и серебра, – разве только то, что теперь изменилось естество металлов, и места, которые прежде обыкновенно давали золото и серебро, сами начали принимать их? На ваши ноги наложили путы; досточтимые члены и храмы божии оковали поносными цепями: как будто с телом можно оковать и дух, или осквернить ваше золото' прикосновением к железу! Для людей преданных Богу и свидетельствующих веру свою благочестивою доблестью это украшения, а не узы: они не бесчестят скованных ног, но очищают для венца. О

352

 

 

ноги, столь удачно скованные, которые раскует не кузнец, а Господь! О ноги, удачно скованные, которые спасительным путем направляются в рай! О ноги, связанные теперь в мире сем, чтобы навсегда быть свободными у Господа! О ноги, замедляемые в шествии путями и перекладинами, но которые славным путем быстро побегут ко Христу. Пусть завистливая и коварная жестокость удерживает вас, сколько хочет, своими цепями и узами: вы скоро от этой земли и от этих казней перейдете в царство небесное. Тела не нежит в рудокопнях постель и перина; но подкрепляет Христос своею прохладой и утешением. Утробы, изнуренные трудами, лежат на земле; но лежать со Христом – не наказание. Обезображенные положением и грязью члены остаются нечистыми без бани; но духовно омывается внутри то, что вне осквернено телесно. Мало там хлеба; но человек живет не одним хлебом, а и словом Божиим. Одежда не предохраняет достаточно от стужи; но кто облекся во Христа, тот роскошно одет и убран. Дыбом стоит волос на полуостриженной голове; по так как глава мужу Христос, то какова бы голова ни была, она по необходимости прилична, потому что славна именем Господа. И каким блеском вознаградится все это безобразие, столь ненавистное и страшное для язычников? Какою светлою наградою вечной почести заменится все это мирское и кратковременное истязание, когда Господь, по слову апостола, преобразит тело смирения нашею, яко быти сему сообразну телу славы Его (Филип. 3. 21)?

Не может также, возлюбленнейшие братья, ни сколько составить потери для благочестия или веры и то, что там теперь не позволено священникам Божиим приносить и совершать божественные жертвы. И без того вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоценную, столько же и славную, которая много послужит к воздаянию вам наград не-

353

 

 

бесных, так как божественное Писание говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50. 19). Таковую жертву вы приносите Богу: соделавшись жертвами для Бога, вы беспрестанно совершаете эту жертву и днем и ночью, представляя самих себя святыми и непорочными жертвами, согласно наставлению апостола, который говорит: молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови; и не сообразуйтесь веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что ест воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 1, 2). Вот что в особенности угодно Богу; вот что придает делам нашим большие заслуги на снискание благоволения Божия; вот только чем мы свидетельствуем Господу должную покорность нашей веры и преданности за Его великие и спасительные благодеяния, как в Псалмах возвещает и свидетельствует Дух Святой; что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Честна пред Господем смерть преподобных Его (Псал. 115. 3, 4, 6). И кто же с охотой и немедля не приимет Чаши спасения? Кто, с радостью и веселием, не возжелает того, чем и сам мог бы сколько-нибудь воздать своему Господу? Кто, с мужеством и твердостью, не встретит смерти, честной пред Господем, чтобы угодить пред очами того, Кто, свыше взирая на нас, подвизающихся за имя Его,  –  охотников одобряет, сражающимся помогает, побеждающих венчает, награждая в нас, по своей благости и любви отеческой, то, что сам соделал, и отличая в нас то, что Сам совершил? Ибо от Него наша победа; чрез Него, низложив врага в великой брани, мы достигаем к почестям победным,  –  как это Господь объясняет нам и внушает в своем евангелии, говоря: егдаже предают вы,

354

 

 

не пецытеся, кто или что возглаголете; дастбося вам в той час, что возглаголете, не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мат. 10.19, 20); и опять: положите на сердцах ваших не прежде поучатися отвещавати; Аз бо дам вам уста и премудрость, ей же не возмогут противитися вси противляющиися вам (Лук. 21. 14, 15). В этом то великое упование верующих; в этом –  тягчайшая вина вероломных, которые и не верят Тому, Кто уповающим на Него обещал Свою помощь, и не боятся Того, Кто отвергающим Его угрожает вечною казнью. А вы, мужественнейшие и вернейшие воины Христовы, все это внушали братьям нашим, исполняя самым делом то, чему прежде учили словом; и потому вы будете велики в царствии небесном, но обещанию Господа, сказавшего: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем (Мат. 5, 19). Наконец, вашему примеру последовала значительная часть народа: соединенная с вами узами крепчайшей любви и не быв отделена от своих предстоятелей ни темницей, ни рудокопнями, она, как и вы, принесла исповедание и также увенчалась. В том числе есть и девы, у которых и; шестидесятному прибавился сторичный плод и которых сугубая слава привела к венцу небесному; есть и отроки, в которых обнаружилась доблесть выше возраста, превосходящая их лета похвалою исповедания: так что блаженное стадо вашего мученичества украшается всяким полом и возрастом.

О, какая теперь у вас, возлюбленнейшие братья, сила победоносной совести! Какая возвышенность в духе, – восторг в чувстве, – торжество в сердце! Каждый из вас стоит в ожидании обещанной Богом награды, покоен относительно дня судного; каждый ходит в рудокопнях – невольник телом, но царь духом, зная, что ему присущ Христос,

355

 

 

радующийся терпению своих рабов, которые по следам и путям Его шествуют к вечному царству. Ежедневно вы ожидаете с радостью наступления спасительного для вас дня и, готовые скоро перейти от века сего, спешите и; дарам, предназначенным для мучеников, и в божественные обители, в чаянии после тьмы мира сего, увидеть яснейший свет и получить славу, которая превосходит все страдания и тяготы, –  как свидетельствует Апостол, говоря: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Римл. 8, 18). И потому, так как теперь и слово ваше в молитвах действительнее, и просимое в скорбях вам легче испросить, – просите усердно и молитесь, чтобы Господь удостоил привести в совершение исповедание всех нас, чтобы Бог и нас вместе с вами освободил от этой тьмы и сетей мира непорочными и славными, – да возрадуемся вместе в царствии небесном и мы, которые, быв соединены здесь узами любви и мира, вместе стояли против наветов еретических и против озлоблений язычников. Желаю вам, блаженнейшие и возлюбленнейшие братья, здравствовать о Господе и нас всегда и везде помнить.

 

В ОТВЕТ НА ЭТО ПИСЬМО СВ. КИПРИАН ПОЛУЧИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ ПИСЬМА:

 

1)      НЕМЕЗИАНА, ДАТИВА, ФЕЛИКСА И ВИКТОРА ОТВЕТ КИПРИАНУ.

 

Киприану брату Немезиан, Датив, Феликс и Виктор желают вечного спасения о Господе. Ты всегда, с великим благоразумием и сообразуясь с обстоятельствами, беседовал в письмах твоих, возлюбленнейший Киприан, так что от внимательного чтения их и порочные направляются и люди честные укрепляются. Ибо по той мере, как ты не престаешь раскрывать, в сочинениях своих, сокровенные тайны, ты и нас возращаешь в вере и от мира приводишь людей к вере. Сам и не догадываясь о том, ты обозначил себя нам в тех прекрасных мыслях и чувствованиях, которые находятся во многих сочинениях твоих, и показал, что в истолковании ты выше всех,

356

 

 

в изложении – всех красноречивее, в мнении – мудрее, в терпении простодушнее, в делах плодовитее, в воздержности праведнее, в послушании смиреннее, в добром делании непорочнее. Знаешь и сам, возлюбленнейший, как сильно желаем мы видеть тебя, наставника и любителя нашего, достигшим венца великого исповедания. Ибо ты, наш истинный и добрый учитель, при допросе у Консула первый провозгласил то, что мы – ученики, в след за тобою, должны были отвечать там, и, как бы возглашая в трубу, возбудил к брани воинов Божиих, облеченных в небесное оружие. Сражаясь впереди всех, ты поразил диавола мечем духовным и словом твоим везде устроил ополчения из братьев, чтобы со всех сторон окружить врага засадой и попрать сокрушенную силу самого трупа вражеского. Поверь нам, возлюбленнейший, что не недостойна сторичной награды невинная душа твоя, которая не убоялась ни первых нападений от мира, ни отказалась подвергнуться ссылке, ни усомнилась оставить город, ни устрашилась жизни в глуши: заявивши пред многими свое исповедание, она сама первая вступила в подвиг мученичества и чрез то не только вошла в товарищество мучеников, уже отходящих от века сего, но и связала себя небесным содружеством с будущими мучениками. Итак, возлюбленнейший Киприан, осужденные вместе с нами усерднейше благодарят тебя пред Богом за то, что ты письмом своим оживил удруженные сердца, истерзанные бичами члены уврачевал, тяготевшие на ногах путы разрешил, выровнял волосы на полуостриженной голове, осветил мрак темничный, рудокопные горы обратил в равнину, усладил обоняние благоуханием цветов и прогнал противный запах дыма. Присланное от тебя и любезнейшего нашего Квирина вспоможение, которое передали нам для раздела, Геренниан иподиакон н аколуфы: Луциан, Максим и Аманций, пособили нам в наших телесных нуждах. Затем будем помогать друг другу молитвами нашими и будем просить, по заповеди твоей, чтобы Бог, Христос и Ангелы содействовали нам во всех деяниях наших. Желаем тебе, господин и брат, всегда здравствовать и помнить о нас. Приветствуй всех, находящихся с тобою. Все наши, которые находятся с нами, любят тебя, приветствуют и желают видеть.

 

2)      ОТВЕТ ЛУЦИЯ И ПРОЧИХ МУЧЕНИКОВ.

Киприану, брату и товарищу, Луций и все братья, находящиеся со мной, желают спасения о Господе. В то время, когда мы предавались торжеству и радости о Боге за то, что Он вооружил нас к борьбе и удостоил нас выйти из нее победителями, пришло к нам, возлюбленнейший брат, письмо твое, посланное чрез Геренниана иподиакона и аколуфов: Луциана, Максима и Аманция. Прочитавши его, мы получили облегчение в узах, утешение в угнетении, помощь в нужде и сделались крепче, бодрее и одушевленнее к подъятию, если то случится, и больших мучений. Еще до начала страданий мы были воз-

357

 

 

званы к славе чрез тебя, который, идя впереди, указал нам путь к исповеданию имени Христова и, следуя по пути исповедания твоего, надеемся получить равную благодать с тобою. Опередивший всех на поприще, первый достигает и к награде; и – ты, достигнувши предначатого тобою, уделил из того и нам, показывая этим нераздельную любовь, которою всегда любил нас и по которой желаешь, чтобы при тех, у коих был один дух в союзе мира, была и благодать молитв твоих и один венец исповедничества. Но у тебя, возлюбленнейший брат, к венцу исповедничества присоединилось еще воздаяние за дела в широком размере, по которому Господь воздает тебе в день воздаяния; ибо в письме своем ты сам предстал нам, чтобы явить нам уже известное, чистое и блаженное сердце твое и от всей полноты его воспеть вместе с нами славословие Богу, в той мере, в какой ты можешь высказать это, а не в той, в какой мы стоим слышать. Слова твои и придали красоту тому, что было у нас несовершенно, и укрепили нас к перенесению тех страданий, которые терпим, имея твердую надежду и на награду небесную и на венец мученический и на царство Божие – по пророческому обещанию, которое ты, вдохновенный от Святого Духа, изрек в письме своем. Все это сбудется, возлюбленнейший, если ты будешь воспоминать нас в молитвах своих (в чем не сомневаюсь), как и мы делаем это. Присланное от Квирина и собственно от тебя, вожделеннейший брат, приношение от, всякого чистого дела мы получили. И как Бог принял жертву, принесенную Ноем, в воню благоухания и призрел на приношение его; так да призрит Он и на ваше приношение и благоволит воздать вам награду за это столь доброе дело. Прошу тебя распорядиться отсылкой к Квирину письма, написанного нами. Желаю тебе, возлюбленнейший и вожделеннейший брат, всегда здравствовать и нас помнить. Приветствуй всех, находящихся с тобою. Прощай.

 

3)      ФЕЛИКСА, ЯДЕРА, ПОЛИАНА И ПРОЧИХ МУЧЕНИКОВ ОТВЕТ КИПРИАНУ.

 

Дражайшему и возлюбленнейшему Киприану, Феликс, Ядер, Полиан, вместе с пресвитерами и всеми, находящимися в Сигийском руднике, желают вечного спасения о Господе. Приветствуем взаимно и тебя, любезнейший брат, чрез Геренниана иподиакона, Иудиана и Максима братьев наших, которые остаются бодры и невредимы при пособии молитв твоих. От них мы получили не мало приношения, вместе с письмом от тебя, в котором благоволительно подкрепляешь нас, как сынов твоих, словами небесными. Мы благодарили и благодарим Бога Отца всемогущего, чрез Христа Его, за то, что так одобрены и укреплены твоею беседою, и просим тебя – по чистоте души твоей воспоминать о нас в непрестанных молитвах твоих, да довер-

358

 

 

шит Господь подвиг вашего и нашего исповедания, какой благоволил назначить нам. Приветствуй всех живущих с тобою. Желаем тебе, возлюбленнейший брат, всегда здравствовать о Господе. Писал Феликс. Ядер подписался. Лолиан читал. Приветствую господина моего Евтихиана.

 


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.