Поиск авторов по алфавиту

Автор:Киприан Карфагенский, священномученик

Киприан Карфагенский, свщмч. 4. Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа

Киприан брату Рогациану желает здоровья. Тяжкою скорбью поражены были – я и находившиеся здесь мои товарищи, когда прочитали, возлюбленнейший брат, письмо твое, в котором ты жалуешься на своего диакона, за то, что он, забывши о твоем священническом звании и о служебной своей обязанности, огорчил тебя ругательствами и своими неправдами. Между тем, ты поступил с ним почтительно в отношении к нам и сообразно с твоим обычным смирением, признав за лучшее пожаловаться нам на него тогда, как, по власти епископской и по важности кафедры, ты мог и сам наказать его немедленно,

28

 

 

будучи уверен, что мы, твои товарищи, одобрили бы все, что ты ни сделал бы с этим буйным диаконом по священнической власти, имея касательно подобных людей божественные наставления. Так Господь Бог говорит во Второзаконии: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той, и вси людие услышавше убоятся и не будут нечествовати ктому (Втор. 17, 12-13). А что эти божественные слова с истинным и высочайшим величием Божиим произнесены с тем, чтобы священники Божии были почитаемы и отмщеваемы, видно из того, что Хорей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только дерзнули  восстать на него, гордиться пред ним и считать себя равными начальствующему священнику, немедленно, будучи поглощены и пожраны разверзшеюся землею, восприяли наказание за святотатственную дерзость. И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие в их возмущении, были пожраны нисшедшим от Бога огнем, чтобы стало очевидным, что священники Божии отмщеваются Тем, Кто поставляет священников. Также в книге Царств говорится, что когда иудейским народом оказано было презрение священнику Самуилу за его старость, как теперь тебе, Бог во гневе сказал: не тебе уничижиша, но Мене уничижиша (1 Цар. 8. 7), и в наказание за это воздвиг им царя Саула с тем, чтобы тот, угнетая их тяжкими неправдами, смирил и уничижил разными озлоблениями и наказаниями гордый народ; и таким-

29

 

 

то образом было воздано этому гордому народу божеское отмщение, за уничиженного священника. Соломон, наставленный Святым Духом, тоже свидетельствует о священническом достоинстве и власти, давая наставление в следующих словах: всею душею твоею благоговей Господеви, и иереи Его чти. И еще: всею силою твоею... бойся Господа и прослави иерея 1). Помня эти заповеди, блаженный апостол Павел, как чатаем в Деяниях апостольских, когда ему сказали: архиерею ли Божию досаждаеши? отвечал: не ведах братие, яко архиерей есть: писано бо есть: князю людей твоих да не речеши зла (Деян. 23, 5). Сам Господь наш Иисус Христос, Царь, Судья и Бог наш, даже до дня своих страданий оказывал почтение архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания Христа. Так, когда Он очистил прокаженного, то сказал ему: шед покажися иереови, и принеси дар (Матф. 8, 4). По смирению, которое внушал и нам, Он все еще называл иереем того, кого знал как святотатца. Также, когда во время страданий Его ударили в ланиту и сказали: тако ли отвещаваеши архиереови? – Он не сказал ничего оскорбительного для лица архиерея, но только, защищая свою невинность, отвечал: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши? (Иоанн, 18, 22-23). Во всех случаях поступал так терпеливо для того, чтобы и нам подать пример кротости и терпения.

1) Первый из этих текстов находится в книге Сир. 7, 31; последний Сир. 7. 32-33, а не у Соломона.

30

 

 

Будучи почтителен к священникам лживым, Он этим учил нас оказывать истинным священникам законное и полное уважение. Притом диаконы должны помнить, что апостолов, то есть, епископов и предстоятелей избрал сам Господь, а диаконов, по вознесении Господа на небо, постановили апостолы, как служителей своего епископского звания в Церкви. Итак, если бы мы дерзали  восставать против Бога, который поставляет епископов; то могли бы  восставать и против нас диаконы, поставляемые нами. (Деян. 6, 5-6). И потому диакон, о котором ты пишешь, должен раскаяться в своей дерзости, признать достоинство священства и полным смирением загладить вину свою пред епископом, своим начальником. Ибо усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие. Если этот диакон будет и впредь огорчать и оскорблять тебя своими бесчинствами; то употреби над ним власть своего сана, низложив его или усмирив. Апостол Павел, пиша к Тимофею, сказал: нитоже о юности твоей да не радит (Тим. 4. 12); тем более должны сказать о тебе твои товарищи: никтоже о старости твоей да не радит. А как ты писал, что к диакону пристал еще кто-то и сделался сообщником его гордости и дерзости; то а сего, а также и всех других, если есть такие,  восставшие на священника Божия, нужно

31

 

 

или отлучить или усмирить. Мы же увещеваем и просим: пусть они лучше познают свой грех, пусть загладят вину свою, признав за нами наше право; потому что мы желаем и стараемся скорее милосердием и терпением побеждать оскорбления и обиды каждого, нежели наказывать за них по власти священства. Желаю тебе, возлюбленнейший брат, всегда быть в добром здоровье.

 


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.