Поиск авторов по алфавиту

Автор:Федотов Георгий Петрович

Федотов Г.П. Изучение России

Разбивка страниц сделана по: Г. П. Федотов, I т.,  Лицо России. Статьи 1918 – 1930.

2-е издание. YMCA-PRESS, Paris, 1988

 

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ФЕДОТОВ

 

ИЗУЧЕНИЕ РОССИИ

 

(«Вестник Р.С.Х.Д.», № 2, Париж, 1928 г.)

 

Христианская жизнь в миру — процесс двусторон­ний. Углубление в Церковь, погружение в ее таинст­венную глубину, замыкание, свертывание, питание в безмолвии, оплодотворение в таинстве, — и выход из себя, развертывание, труд, созревание плодов и жатва. От мира в Церковь — от Церкви в мир. Это похоже на двойной ритм дыхания. Движение от Церкви не есть еще отрыв от Церкви. Не выход из Церкви, но исхождение от нее, в смысле отправления от Начала. Движение в мир не есть рабство и плен в мире, но борьба с миром, его преодоление, преображение. Рус­ское Христианское Студенческое Движение всегда сознавало неразрывную двойственность своей задачи. Спасающиеся в потоке наших дней на церковном корабле не могли не соединяться в некое общество спа­сания на водах. Только в порядке времени и личной биографии «вхождение» в Церковь сначала должно было заслонить все другие задачи. Это вхожде­ние — процесс, не имеющий конца, абсолютный, как вся духовная жизнь. Но уже на первых шагах пути можно сказать себе: «Я в Церкви. Я живу ее жизнью», хотя бы эта жизнь была весьма слаба и элементарна. И это сознание уже налагает ответственность не только за свою судьбу, но и за весь погибающий мир.

Только монах — и то лишь отшельник, затворник, молчальник — может и должен отрешиться от гложу­щей боли о мире. В этом его подвиг, требуемый ду­ховной иерархией призваний. Для нас, в миру, его уста-

255

 

 

новка к миру была бы одновременно гордыней и нера­дивостью, знаком охлаждения любви.

Ныне сознание это забило в Движении с непроиз­вольной стремительностью, пугающей многих. Постав­лены новые задачи, привлечены новые работники. Возникает даже опасение, чтобы Движение не потеряло равновесия, не сделало «крена» налево, в сторону чисто мирских задач.

Опасности существуют реально на всяком пути. Но они преодолеваются не пугливым отходом от дела, не сторонними предостерегающими голосами, а вну­тренним блюдением, постоянной самопроверкой, судом над собой.

В этих строках мы хотим осветить задание новой секции «Изучения России». Не о ее конкретной работе, достижениях и промахах идет речь, а именно о ее за­дании, ее идее, о том духе, с каким она подошла к своей задаче.

Мир, обступающий Церковь, бесконечно сложен. Работа в нем столь же сложна и разнообразна. Каж­дый из нас призван трудиться на своей полосе: в хозяйстве, науке, искусстве, воспитании, общественной жизни. Но есть и призвания общие для всех.

Все мы дети одной родины, боль о которой объ­единяет нас. Будучи христианами, мы не перестаем быть русскими. Больше того, для нас здесь, в изгнании, почти неразличимо сливается Россия и русская Цер­ковь. Мы не знаем христианства бесплотного, отрешен­ного от исторической жизни народов. Каждый народ, не только каждая душа, призван исповедать Христа своим языком, своим гением, своим особым служением в мире. Отсюда ясно, что мы подходим к задаче «изучения России» религиозно и церковно. Это дает нам возможность в отношении России освободиться от всяких партийных и кружковых традиций, объединить людей всех направлений, монархистов и республи­канцев, левых и правых в общем усилии и любви. На-

256

 

 

ше усилие направлено к разгадке лица России, зату­маненного революционной бурей. Мы стремимся разглядеть его в настоящем — сквозь разделяющие нас пространства, сквозь новый, чуждый нам язык; разглядеть его в прошлом, в культуре, в исторических судьбах России, в ее самосознании, разглядеть и в ее будущем, поскольку это будущее определяется ее приз­ванием. Мы не ставим себе задач чисто образователь­ных, не думаем конкурировать с «Народным Универ­ситетом», хотя момент информации, изучения входит и в современное и в историческое постижение России, Но наше изучение подчинено задачам деятельного служе­ния. Идея России, которая опознается нами, должна определить путь нашего будущего служения ей. Мы не выдвигаем конкретных задач этого служения, — осо­бенно избегаем политических тем. Мы предвидим, что общность идеи не создает еще единства служенья. На пути к реализации лежат бесконечные трудности и блуждания. То, что мы можем уже сейчас ставить своей задачей — это работа над новым национальным сознанием. У нас есть незыблемое начало — Правосла­вие. Есть изменчивая, становящаяся, постигаемая нами материя — Россия в ее исторической жизни. Мы на­деемся, что этот расплавленный ныне металл скоро отольется в твердую форму национального самосо­знания.

Нас не могут удовлетворить господствующие среди нас, в зарубежье, ответы на национальную боль. В них мы видим слишком много ветхого язычества, не пере­горевшего в огне испытаний. Мы хотим подчинить слу­жение родине — служению ее идее, «интересы» Рос­сии — ее призванию. В национальном сознании должна быть восстановлена законная иерархия ценностей, ко­торую мы все признаем для отдельной личности. Наш путь лежит по средине — между отрешенным, космо­политическим христианством и конкретным националь­ным язычеством. Вот, что объединяет нас, пришедших

257

 

 

из разных политических станов, чтобы делать общее христианское и национальное дело.

Скажут: это утопия. Вы создаете новую поли­тическую группировку. Нынче многие спекулируют на Православии. Евразийцы тоже исходят из Православия и тоже не хотят быть партией.

На это можно ответить: разница в установке. Мы не спешим действовать. Мы не вырабатываем методов действия, — а только лишь новое мировоззрение. Мы знаем, что люди, работающие с нами, в жизни разой­дутся по разным дорогам, и это не страшит нас. Но мы хотим, чтобы, работая всюду, они унесли с собой искру того огня, которым горим мы: просветленную во Христе любовь к России.

Конкретно: как мы работаем? Но это вопрос о материале. Материал может быть чрезвычайно разнообразен. В нынешнем году у нас работают 3 семи­нара. Семинар по изучению марксизма, конечно, лишь одной стороной связан с познанием России. Это изуче­ние одной из самых страшных болезней русского духа — вместе с тем и школа борьбы с нею. Школа, необ­ходимая для всякого, кто хочет работать — сейчас или в будущем — в России. Литературный семинар ставит себе двоякого рода задачи: раскрытие русского на­ционального самосознания в русском слове и изучение духовного состояния современной России в ее худо­жественной литературе. Третий семинар, «историософ­ский» работает над философией русской истории в лице наших мыслителей и историков XIX века. Смысл этой работы — пересмотр традиций, западнической и славянофильской, установление связей с отцами и освобождение от исторических предрассудков. Собст­венно, главной нашей задачей было бы философское изучение самой истории, русского исторического процесса. Но такая работа над историческим материа­лом требует научной школы, подготовки, которой нет у большинства. Изучение историков, философов, публи-

258

 

 

цистов, которые уже переработали, худо или хорошо, этот исторический материал, облегчает нам подход к нему, приучает нас к постановке исторических проблем.

Разумеется, эти первые три семинара не исчерпы­вают круга возможных проблем. И современную Рос­сию можно изучать не только по художественной ли­тературе. И русское самосознание раскрывается не только в политической истории России, но и в ее фило­софии, искусстве, прежде всего, в ее религиозности.

Одной из первоочередных задач мы считаем изуче­ние национальных проблем современной России с на­шей точки зрения: православного понимания нации, как личности со своим историческим призванием. Отчасти эти темы затрагиваются (не изучаются) нами в общих собраниях секции, или кружка, в свободных беседах на «русские» темы.

Когда-нибудь мы поделимся с читателями «Вест­ника» опытом нашей работы, расскажем о наших успехах и неудачах. Но уже сейчас можно сказать одно. Дело это живое и благодарное. Оно отвечает требова­ниям жизни, оно вливает в Движение новые силы, не отрывая их от других отраслей работы. В ошибках вините нас, но не отвергайте нашего дела.

 

259


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.