Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Описание открытия мощей св. Тихона, епископа Воронежского

XVIII.

Описание открытия мощей св. Тихона, епископа Воронежского

(из книги: Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца, в двух частям, изд. 7. Спб. 1874, части 2-й стрр. 50—72).

«4-го Августа прибыл в Задонскую обитель Высокопреосвященный Митрополит Исидор, осмотрел приготовления, разрешить некоторые недоумения относительно церковных приготовлений и отправился 5-го числа в Воронеж к празднику открытия мощей Святителя Митрофана.

При гробе Святителя Тихона, день и ночь, непрерывно совершались панихиды, а при находящейся в Задонском монастыре чудотворной иконе Владимирския Божия Матери молебны, по желанию богомольцев.

9-го числа, после вечерни, возвратился Высокопреосвященный Исидор, вместе с Архиепископом Воронежским Иосифом. Присутствовать при открытии мощей назначено было еще Курскому Епископу: но как 10-го (Августа ожидали приезда Государя Императора в Курск, и местный Епископ, по долгу звания, должен был встретить Его Величество, что могло воспрепятствовать благовременному прибытию Преосвященного Сергия в Задонск, то Святейший Синод вызвал Тамбовского Преосвященного Феофана, который и прибыл в Задонск, 11-го числа утром, а в тот же день ночью прибыл и Курский Епископ. Из разных мест прибыли шесть Архимандритов, много Протоиереев, Иеромонахов, Священников и Диаконов. Духовных лиц собралось до 300 человек, кроме причетников и послушников; прибыли  они не по наряду, а по собственной воле. Начальство оделило только распоряжение, чтобы не препятствовать духовенству уездов; Задонского, Елецкого и Лакейского, если оно пожелает прибыть в Задонск и присутствовать при открытии Св. мощей. Были духовные из Перми, Екатеринославля, Вятки, Саратова, с Афонской горы и Греки из разных мест.

497

 

 

Всего прибывшего к открытию Святых мощей народа насчитывают до 300,000 человек. Экипажей было 12,600 (считая и простые телеги).

Большая часть простолюдинов прибыли из дальних мест, шли и ехали с большою поспешностью в жаркое время, со всеми лишениями, неразлучными с скудными их средствами и трудностями дальнего пути. Город, постоянно вмещавший в себе 7000 человек, был тесен для принятия посетителей. Простой народ не затруднялся в выборе помещений: привыкший к простой жизни, онеще менее заботится об удобствах ее, когда посвящает себя на молитвенные подвиги. Задонское торжество представляет очевидное тому доказательство. Нельзя было без особенного уважения к нашему православному народу смотреть, как он, после трудного пути, терпеливо отдавал себя и зною дня, и холоду ночи, расположившись на голой земле, под открытым небом. Те, которые имели возможность приехать в Задонск, расположились е лошадьми и повозками на обширной площади пред монастырем, на покатости, склоняющейся к Дону, и на берегу самой реки: здесь в повозках они имели помещение, ночлег и стол из привезенных с собою запасов А пешеходы, составлявшие большинство богомольцев, помещались где пришлось; ими покрыты были, и днем и ночью, не только все пространство внутри монастыря и между наружными и внутренними его стенами (с западной стороны), но и за монастырской оградой, площади и ближайшие улицы,—все места, где только можно было на ночь приклонить голову. Пищей для них служили большею частью сухари, принесенные из дому; жажду утоляли водою, которую черпали принесенными с собою чашечками. В городских колодцах недоставало воды для собравшегося народа; водовозы останавливались с бочками воды из Дона на дороге и довольствовали ею народ; они должны были возвращаться иногда несколько раз к реке и с большим трудом проезжали в дома. Надобно заметить здесь, что, по молитвам Угодника Божия, во все время Задонских праздников погода стояла самая благоприятная для жизни под открытым небом, какую проводила большая часть пришедших в Задонск богомольцев: все дни были ясные и дождь только однажды смочил землю, именно в то самое время, когда были подняты из-под спуда мощи Святителя Тихона, так что крестный ход, пришедший в теплую церковь по сухой земле, возвращался оттуда уже по земле, значительно увлаженной, хотя небо по-прежнему было ясно.

498

 

 

Калек всякого рода, расслабленных, слепых, бесноватых и всяких недужных привезено и прибыло множество—в чаянии небесной помощи по молитвам и заступлению Угодника Божия. День и ночь они оставались на открытом воздухе; не все имели запас пропитания, многие постились добровольно, но два и по три дня, очищали совесть покаянием и освящались принятием Святых Христовых Таин, чтобы достойно узреть и облобызать Святые мощи новоявленного Чудотворца. С 8-го по 15-е Августа в церквах: градской, соборной, скорбященской, кладбищной и больничной исповедано и приобщено Св. Таин более 7 тыс., да в Задонском монастыре, каждодневно, на четырех обеднях были сотни причастников, так что всего приобщено было Св. Таин 20 т. человек, преимущественно вольных и убогих.

Во всех монастырских церквах и вне храмов народ представлял сплошную движущуюся массу.

Все жаждали благоговейно коснуться устами раки, в коей почивал Угодник Божий. Сделано было распоряжение преимущественно допускать к святым мощам больных и увечных, и достойно замечания, что народ, не смотря на непомерную тесноту и на общее стремление приблизиться к церковным дверям и проникнуть в храм, к мощам угодника Божия, что еще более увеличивало тесноту, всегда очищал, хотя с большим усилием, путь больным и увечным, которых большею частью несли на руках родные и усердствовавшие. Младенцев и детей отцы и матери вверяли неизвестным людям, передавая их, на дальнее расстояние, через головы, чтобы приложить к раке. Их прикладывали и тем же порядком возвращали назад 1). Многие несли расслабленных на своих плечах; некоторых бесноватых подводили окованных железными цепами, для обуздания яростных порывов гнева во время пароксизмов и недостижимой, являвшейся в них, силе противления по мере приближения к раке Святителя.

Накануне открытия Св. мощей, в субботу, 12-го Августа, Преосвященный Феофан совершил Божественную литургию в Богоро-

1) Любопытно также было видеть, как через головы перекидывались—еще до открытия Св. мощей—куски холста, принесенные усердными богомольцами. Владетельницы холстов, стоя где-нибудь у стены, бросали их в толпу народа: те, «а кого они падали, перебрасывали далее и таким образом куски холста постепенно достигали церковной паперти, где их собирали в кучи. И это продолжалось непрерывно с утра до вечера.

499

 

 

дице-Рождественской церкви, в которой почивали под спудом мощи Святителя. По окончании литургии Митрополитом Исидором, с трема Архиереями и духовенством, совершено было молебствие с водоосвящением пред находящеюся в той же церкви чудотворною иконою Пресвятые Богородицы Владимирския. Все приходившие в город Задонск на поклонение Св. мощам Святителя Тихона,, прежде всего обращались с молитвою к Божией Матери. Этому обыкновению последовали Святители. Они обратились с молитвою к Божией Матери о ниспослании им благословения свыше на совершение порученного им великого дела.

В час пополудни начался благовест с перезвоном в монастыре ii в городском соборе. По предварительному распоряжению монашествующие собрались в соборную Богородицкую церковь и облачились для встречи градского крестного хода; белое духовенство было собрано в градском Успенском соборе.

В половине второго часа начался в монастыре звон во все колокола, за которым последовал звон в градском соборе и открылось шествие крестного хода из градского собора в монастырь, в сопровождении Архимандрита.

Настоятель монастыря с братиею, также крестным ходом, вышли за святые ворота на встречу соборному крестному ходу и, состава общий крестный ход, пошли в главный монастырский собор.

Народный говор огромной массы притих и занимался общею молитвою. Слышны были лишь вопли и крики бесноватых, искавших освобождения от злого духа. Без содрогания нельзя было смотреть на их мучения: иной рвал на себе волосы, другой трясся в ужасных конвульсиях, иной грыз свое тело и рвал, в исступлении, на себе одежду.

По многочисленности народа крестный ход двигался медленно.

Вслед за ним вошли в собор Митрополит и три Архиерея, в мантиях, с обычною свитою, и, приложась к Св. иконам, облеклись в полное облачение в алтаре.

Духовенство стояло в том порядке, какой следовал по чину крестного хода. Митрополит и Архиереи, вышед из алтаря на средину церкви, роздали духовенству и народу зажженные свечи. По предначинательном молитвословии, Высокопреосвященным. Митрополитом Исидором прочтена с коленопреклонением молитва к Господу Иисусу Христу о благословении к неосужденному совершению открытия честных мощей Угодника Его:

500

 

 

Во святых почиваяй, Всесвятый Господи Иисусе Христе, Боже наш, иже неизреченным Твоим милосердием благоизволил еси показати нам честныя мощи Угодника Твоего Святителя Тихона, освяти нас грешных и недостойных рабов Твоих, и благослови нас неосужденно касатися честным мощем Его, и показати я людем Твоим, всевожделенно желающим видети я. Ей, Господи, не посрами нас в деянии нашем, но сотвори, да совершенно умилится сердце наше, и да мы вси, зряще святую жизнь и прославление Угодника Твоего, сами соделаемся и пребудем святи Тебе, Господу нашему и Богу, молитвами Его и твоею неизреченною благодатию. Твое бо есть святити нас, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим и Всеосвящающим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

За сим при умиленном и протяжном пении псалма: «Помилуй мя Боже», начался торжественный крестный ход из главного «обора западными дверьми по южной стороне оного, в теплую церковь, где покоились Св. мощи.

По вшествии в сию церковь воспет псалом: «Благословлю Господа на всякое время» и проч. Митрополит кадил Св. престол, Св. иконы, Св. мощи и предстоящих.

Потом все Архиереи и Священнослужители, назначенные к несению Св. мощей, стали вокруг гробницы. Митрополит, окропив Св. водою гробницу Святителя, лентионы, приготовленные для поднятия гроба, и покровы для Св. мощей, читал с коленопреклонением молитву к Святителю и Чудотворцу Тихону, прося его милости ко всем с верою к нему прибегающим:

Угодниче Божий! Святителю Отче Тихоне, призри с высоты святые на нас смиренных, грешных и недостойных братий Твоих и чад, рабов Господа Бога нашего Иисуса Христа, пришедших подъяти нечистыми и грешными руками нашими честные и святые мощи Твоя, да почивают они пред очами всех людей возлюбленного Тебе православного земного отечества, России, да воспоминают они всем нам святые Твоя наставления в вере, паче же в жизни по святой вере: да вси православнии людие поклоняются Тебе, Святителю Божий, и Ты моли Христа Бога нашего, да никто же от прибегающих к тебе отъидет тощ, но да устроится всякому с верою к Тебе притекающему, и просящему Твоея помощи,—полезное и благое ко спасению Всем же нам пришедшим прияти всечестные мощи Твоя, моли Господа Бога нашего, освятитися и пребыти отныне в нерушимей святости вся дни жизни нашея. Аминь.

501

 

 

По прочтении молитвы Архиереи стали на своих местах при раке, а семь Архимандритов и пять Иеромонахов приблизились к гробнице и стали поднимать металлическое надгробие.

От потрясения тумбы послышался металлический звук и все предстоящие устремили внимание и взор на гробницу. Настала всеобщая тишина. Скрип и глухой треск поднимаемого надгробия потрясал как бы электрически душу и тело. Восторженная радость и слезы умиления смешались вместе в действовавших и присутствовавших.

По снятии надгробной, пятнадцати-пудового веса, тумбы и верхней крыши, на которой чеканью изображен Святитель Тихон, Митрополит снял печать и шнур, опоясывающий гробницу, прочие Архиереи подложили под оную лентионы и, с сослужащими, подмяли гробницу (раку), при многократном и непрерывном пении всего духовенства: «Господи помилуй!» Перенесли гробницу на средину церкви и поставили на устроенное возвышение; после сего возложилина оную покровы и сверх их архиерейскую мантию Святителя Тихона.

Архиереи и все сослужащие, став на свои места, воздали благоговейное чествование новоявленному Чудотворцу земным поклонением.

Благоговейное внимание народа и пламенное моление выражалось шепотом их уст, крестным знамением или прижатием рук к груди, иногда взыванием: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!»

Началось молебное пение Святителю. После молитв: «Царю небесный, Трисвятой лесни и Отче наш», совершено каждение окрест Св. мощей по чину святительскому; после того, при пении тропаря Святителю Тихону:

От юности возлюбил еси Христа, блаженне, образ всем был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением: тем же и вселился еси в небесные обители, идеже предстоя престолу Пресвятые Троицы, моли, Святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Архиереи и все сослужащие и присутствовавшие снова поклонились Святителю до земли. По возгласе Митрополита: «С миром изыдем» начался крестный ход со Святыми мотами, около алтаря и северной стороны Богородичного собора, в следующем порядке:

Причетники с фонарями рядом; причетники с хоругвями по два в ряд (30 пар диаконов и 70 пар причетников); два послушника с большими свечами; Диакон с кадилом; Священники с иконами по два в ряд (до 80 пар); Иеромонахи с иконами также; Протоиереи с иконами также; хор певчих по два в ряд;

502

 

 

два Диакона с кадилами; Священник кропящий путь; два Протоиерея с чудотворною иконою; два Диакона с кадилами; два Диакона с дикирием и трикирием.

Несколько священнослужителей с балдахином.

Семь Архимандритов и пять Иеромонахов несли на раменах раку со Святыми мощами. По бокам их несли свечи и рипиды.

За гробницею шли Митрополит и три Архиерея.

В продолжение крестного хода пели тропарь Святителю Тихону

Сподобившиеся держать Священную ношу почитали себя счастливыми, и многие, хотя на один миг и одним перстом желали коснуться к гробнице. Десятки тысяч народа, помещавшиеся на монастырском дворе, плакали от умиления и мысленно лобызали Святые мощи.

По обнесении гробницы около собора, внесли оную западными дверями в Богородицкий собор и поставили Св. мощи среди церкви, на возвышенном месте пред алтарем.

Молебное пение Святителю продолжалось по церковному чину.

После чтения Евангелия Митрополит и Архиереи прикладывались к гробнице, за ними сослужащие и потом народ.

Молебствие заключено возглашением многолетия Государю Императору со всею Августейшею фамилиею, Святейшему Синоду, властям и всем православным.

Началось малое повечерие. Митрополит, Архиереи и старшее духовенство вошли в алтарь и разоблачились, а крестный ход градского собора прежним порядком возвратился в свои церкви.

В шесть часов пополудни начался благовест ко всенощному бдению, которое совершали Митрополит, 3 Архиерея, 7 Архимандритов и Протоиереи с прочим духовенством.

После первой кафисмы Преосвященный Иосиф, Архиепископ Воронежский, произнес слово, приличное торжеству открытия Св. мощей... (слово, приводимое в книге сполна, опускаем).

По второй кафисме Митрополит, Архиереи и сослужащие вышли на средину церкви к гробнице. Когда запели: «Хвалите имя Господне», все сделали земной поклон святителю Тихону и Митрополит приступил к открытию Св. мощей.

Это была одна из самых торжественных минут; в храме водворилось глубокое безмолвие. С величайшим вниманием и благоговением. удерживая, можно сказать, самое дыхание, все ожидали открытия Св. мощей.

503

 

 

Митрополит, сотворив крестное знамение, отпер верхнюю доску гробницы, которая была заперта внутренним замком, и поднял верхнюю крышку.

Архиереи, Архимандриты и Иеромонахи приблизились к гробнице и вынули вложенный в оную настоящий гроб со Святыми мощами, который и оставили посреди церкви, а гробницу приняла в сторону и поставили на место, приготовленное для всегдашнего пребывания Св. мощей, под великолепным балдахином, на левой стороне храма. Служащие и нес народ воздали Святителю земное поклонение. В церкви распространилось благоухание, услаждающее душу.

Гроб, в котором почивает Святитель Тихон, сделан из простых досок, неокрашенный, без верхней доски.

Вслед за сим Митрополит. Архиереи и духовенство, заняв свои места, начали хвалебную песнь: «Величаем тя, Святителю, Отче Тихоне, и чтем святую память Твою, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!» Песнь сия повторилась на клиросах и в то же время началось каждение Святителю. Митрополит и три Архиерея в ряд обходили кругом Св. мощи со всех четырех сторон, и кадили оные троекратно; потом все вместе кадили алтарь и Св. иконы. Во время их каждения на обоих клиросах продолжалось величание. Митрополит и Архиереи, возвратясь к прославленному Угоднику Божию, воспели опять величание.

По Евангелии прикладывались к Св. мощам· Митрополит, Архиереи, духовенство и народ.

Все Преосвященные, стоя на возвышенном месте по углам гроба со Св. мощами, помазывали освященным елеем подходящих богомольцев.

Всенощное служение окончилось в час пополуночи.

Тринадцатого Августа литургия началась в 9 ½ часов. Совершали ее: Митрополит, 3 Архиерея, 7 Архимандритов, Протоиереи и Иеромонахи, в числе 24 человек.

На малом входе со святым Евангелием, при пении: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», сослужащие Священнослужители подняли гроб со Святыми мощами и внесли его через царския двери в алтарь, где поставили на горнее место, лицем к престолу; глава была возвышена; Святитель как бы вступил в начальствование Воронежскою паствою и обителью, в которой смиренно провел последние годы своей жизни. Митрополит и 3 Архиерея стояли по сторонам его, как сослужащие. В продолжение всей литургии иподиаконы держали над Святителем с обеих сторон рипиды, дикирии и трикирии.

504

 

 

В обычное время Митрополит произнес с одушевлением и с сердечною теплотою слово, вполне соответствующее духовному значению праздника по своему содержанию и силе... (слово, приводимое в книге сполна, опускаем).

По окончании литургии, честные мощи Св. Тихона взнесены из алтаря прежним порядком и поставлены на уготованном для них месте посреди храма. Пред Св. мощами началось молебное пение. Служащие и весь народ держали зажженные свечи.

При пении тропаря Святителю Тихону поднят был теми же священнослужащими гроб со Св. мощами и поставлен на предварительно устроенные для того носилки: свяшеннослужащие подняли их на рамена и обычным порядком начался крестный ход со Св. мощами вокруг монастырских стен, при колокольном звоне в монастыре и в градских церквах. В предшествии Св. икон, собор духовных длился на пол версты. Во время крестного хода шествие останавливалось на четырех сторонах для совершения литии, продолжался молебен и путь окроплялся Св. водою.

Крестный ход с мощами Св. Тихона вокруг обители, в которой он подвизался, в которой почил от трудов своих и за труды восприял прославление от Господа Бога,—представлял поразительное, до глубины души потрясающее зрелище! Кто сам не был свидетелем этого великого торжества, тому никакое описание не может передать не только тех благодатных впечатлений, какие оно производило в душе каждого, участвовавшего в священном шествии, но даже и внешней торжественности, которая невольно поражала зрителя.

Весь монастырский двор, все кровли и огради различных монастырских зданий были унизаны народом. Высокая монастырская колокольня, с стоявшими на кровле ее, по всем выступам, решеткам и отверстиям, представляла собою украшенную живую пирамиду из людей; в некоторых местах ее из стоящих снаружи людей образовались как бы поясы, опоясывающие 4-этажную колокольню в разных, возвышенных на несколько сажен от земли, местах. Острая монастырская ограда, в несколько аршин вышины, также унизана была народом, который сидел на ней, держась друг за друга. Нельзя не подивиться усердию и терпению простолюдинов: они заняли эти места, слишком неудобные для сидения, с пяти и шести часов утра, и сидели на них непрерывно до второго часа пополудни. в большом монастырском саду народ помещался на деревьях м висел, держась за сучья. В городе на многих домах были раз-

505

 

 

обраны черепичные крыши и народ помещался щи чердаках; на кровлях стояли на коленях—все с горящими свечами. Вся сплошная масса народа представляла как бы одно тело, проникнутое одним духом любви и усердия к Святителю и благодарности к Богу, прославляющему Своего Угодника.

Как только вынесли честные мощи Св. Тихона из церкви, прекратилось всякое движение в народе, воцарилось глубокое молчание и молитвенное внимание всех обратилось к Святителю. Многие плакали, рыдали, иные стояли на коленях, другие с воздетыми кверху руками. Многие ощущали в дальнем расстоянии благоухание. По мере приближения крестного хода в разных местах слышались возгласы: «Святителю Отче Тихоне, моли Бога о нас!»

Народ бросал убрусы, полотна, платки и деньги по всему протяжению крестного хода, устилая приношениями путь, где следовало проносить мощи Святителя. Некоторые, не имея при себе приготовленных вещей, снимали с себя одежду и бросали: вуали, шляпы, бурнусы, поясы, шапки, жилеты, кафтаны и шинели. Деньги бросали, завернув их в угол платка или полотенца. Принявший такую посылку часто влагал в другой угол от себя серебряную или медную монету, я через головы перебрасывал далее. Простолюдины искренно верили, что приношения их достигают самого Святителя Тихона.

Со второй половины крестного хода жертвования сыпались как дождь. Один из народной массы, быв в дальнем расстоянии от дороги крестного хода, оросил через головы других кусок холста. Пример этот возбудил подражание, и с отдаленных мест стали кидать холстину, полотенцы, деньги, кушаки, поясы, кафтаны, шапки, бурнусы, кички. Все это делалось от теплой веры и усердия к Святителю; усердие так было велико, что, казалось, народ готов был собою устлать путь, где были несены Св. мощи, да целебный гробь великого Угодника Божия осенит некоего от них (Деян. V, 15). Вещей было накидано на протяжении версты или более, на пол аршина толщины и на 6 аршин ширины, так что путались между ними ноги несших Св. мощи я участвовавших в шествии. После крестного хода было собрано одного холста более 50 т. аршин, платков несколько тысяч, медных и серебряных денег 600 рублей и множество разного платья

1) Высокопреосвященнейший Исидор выразил желание, чтобы пожертвованный холст и вещи розданы были бедным: «пусть святитель Тихон оденет ими

506

 

 

Крестный ход возвратился в собор и мощи Св. Тихона вложены в гробницу (раку), в коей почивал, и поставлены не левую сторону церкви.

По уставлении раки с Св. мощами, Архидиакон возгласил: «паки и паки преклонше колена, Святителю и Чудотворцу Тихону помолимся!» Лик воспел: «Святителю и Чудотворче Тихоне, моли Бога о нас!» Митрополит прочитал пред Св. мощами молитву Святителю:

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступите Святителю Тихоне, услыши нас с верою призывающих Тя, и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей Твоих! Поминай нас у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают между вами и Тобою, и недостойны есмы толикого отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу: испроси предстательством Твоим у Всемилостивого Бога нашего мир Церкви Его, на земле воинствующей, пастырям ее силу ревностно подвизатися о спасении людей, Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Николаевичу благопоспешение в устроении благоденствия царства Его, и всему Августейшему Дому милость Божию и долгоденствие. Умоли Небесного Отца и всем нам подати дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира уширение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцам благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблудшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово в благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой, и царствие небесного наследником быти, идеже Ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимого Отца и Сына я Святого Духа. Аминь.

нищих!» С теплою верою народ принимал приношения. Одна больная, живущая в Задонске женщина, несколько лет подвержена была тяжкой болезни. Получив кушак, принесенный в дар Святителю, она опоясалась им, с молитвою к Угоднику Божию, и выздоровела.

507

 

 

По обыкновению возглашено было многолетие. Затем прикладывались к Св. мощам духовные и светские.

Митрополит, Архиереи и прочее духовенство в мантиях вышли из собора. Первосвятитель благословил приготовленную на монастырском дворе трапезу для богомольцев, ходил по рядам между столов и окроплял Св. водою пищу. Простолюдины протягивали руки с хлебом для благословения и почитали особенною радостью принимать в пищу хлеб, окропленный чрез Митрополита Святою водою. Кроме сей трапезы для неимущих, на несколько тысяч человек была приготовлена пища в городе и в странноприимном доме, близь Задонской обители.

После сего Митрополит возвратился в свои покои. К обеденному столу его были приглашены старшее духовенство и многие гражданские лица.

Колокола во всем городе звонили целый день и разносили духовно-радостное торжество по окрестностям».

508


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.