Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Чин открытия мощей св. Митрофана, епископа Воронежского

XVII.

чин

открытия мощей св. Митрофана, епископа Воронежского, по которому совершены были открытия мощей и двух последующих святых— Тихона, епископа Воронежского, и Феодосия, архиепископа Черниговского.

(Из книжки: Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлеченное из актов и донесений, имеющихся в Святейшем Синоде, напечатанное по определению Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в типографии Святейшего Синода, 1833 года, стрр. 46—57).

«Шестый день Августа, праздник Преображения Господня, в котором подобострастная нам, кроме греха, плоть Богочеловека, предварительно пред Воскресением из мертвых, прославлена была просиявшим сквозь нее светом Божественным, избран был для нанесения ив мрака могилы нетленных мощей благоугодивших Христу Господу, последователя и служителя Его,—нетленных не по другой причине, как потому, что они проникнуты и освящены невидимым благодатным светом Христовым.

«Чрез краткое время после Литургии Праздника Преображения Господня, благовест при Воронежском Кафедральном Соборе возвестил начатие нового торжества, которого уже ожидали около пятидесяти тысяч народа, собравшагося из нескольких Губерний.

«По сему знаку, из всех Церквей города Духовенство шло в Собор крестными ходами, с церковными Хоругвями, святым Крестом и святыми Иконами. Сии Крестные ходы, при вступлении в Собор, встречал назначенный для сего Архимандрит.

«В конце второго часа по полудни Преосвященные, Синода Член Григорий, Архиепископ Тверский и Антоний, Епископ Воронежский, в мантиях шествовали в Архангельский Собор, в предшествии сослужащих по установленному Церковному чину. Поклонясь

491

 

        

Святому Алтарю, и целовав святые иконы, они облачились в полное священное облачение.

«По изнесении из алтаря святого Евангелия, святого Креста, и святых икон, для общего крестного хода, и по предначинательном молитвословии, вся Церковь преклонила колена: и Первенствующим Архиереем произнесена

 

Молитва.

Во Святых почиваяй, Всесвятый Господи Иисусе Христе Боже Наш, иже неизреченным Твоим милосердием благоизволил еси показати нам честные мощи угодника Твоего Святителя Митрофана. Очисти нас грешных и недостойных рабов Твоих; и благослови нас неосужденно касатися честным мощен его, преложити я в новый гроб, созданный любовию чтущих святую память его, и показати я людем Твоим, всевожделенно желающим видети я. Ей Господи! не посрами нас в деянии пашем, носотвори, да совершенно умилится сердце наше, и да мы вси, зряще святую жизнь и прославление угодника Твоего, сами (сделаемся и пребудем святи Тебе Господу нашему и Богу, молитвами его и Твоею неизреченною благодатию. Твое бо есть святити нас, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцем и всесвятым и благим и животворящим и всесовершающим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

«За сим последовал, при умиленном пении псалма н. общий крестный ход из Архангельского в Благовещенский Собор, в котором находится могила Святителя Митрофана

«Склеп был открыт в навечерии сего дня: и близ оного приготовлена новая кипарисная рака; но святые мощи оставались на месте векового своего покоя.

«Начатое в прошедшем году, и еще продолжающееся исправление ветхостей Благовещенского Собора сделало необходимым пренесение на время святых мощей из сего Собора в Архангельский.

«Когда шествие вступило в Благовещенский Собор, тогда воспет псалом 33. В сие время Первенствующий Архиерей кадил святые Иконы, и святые Мощи, обходя могилу с трех сторон; и окропил священною водою новую раку, покров для святых Мощей, и лентионы, приготовленные для поднятия оных из могилы.

«Потом все собрание преклонило колена, и Первенствующим Архиереем произнесена

492

 

 

Молитва святителю Митрофану.

Угодниче Божий! Святителю Отче Митрофане! Призри № высоты Святые на нас смиренных, грешных и недостойных братий Твоих и чад, рабов Господа Бога нашего Иисуса Христа, пришедших подъяти нечистыми и грешными руками нашими честныя и Святыя мощи Твоя, положити я в новем гробе, уготованном любовию чтущих Святую память Твою, и поставити а в матери Церквей, бывшие Паствы Твоея, да почивают они пред очима всех людей возлюбленнаго тебе православнаго земного Отечества, России; да воспоминают они всем нам Святыя Твоя наставления в вере, паче же в жизни по святой вере; да вси православнии людие поклоняются Тебе, Святителю Божий; и ты моли Христа Бога нашего, да никтоже от прибегающих к Тебе отидет тощь, нода устроится всякому, с верою к тебе притекающему и просящему Твоея помощи, полезное и благое ко спасению. Всем же нам, пришедшим прияти всечестные мощи Твоя, моли Господа Бога нашего, освятитися и пребыти от ныне внерушимей святости вся дни жизни нашея. Ей, Угодниче Божий. Аминь.

«По молитве два Священнослужителя, взяв благословение от Архиерея, сошли в могилу, и, подложив под сохранившуюся в целости исподнюю дску гроба лентионы, подали концы оных стоящим вверху. Один из Архиереев стоял противу главы Святителя Митрофана, другой противу ног, а прочие сослужащие по сторонам. Когда при многократном и непрерывном пении всего Освященного Собора: Господи помилуй, святые мощи на лентионах вознесены были из могилы; тогда Архиереи приняли их руками, один у главы, а другой у ног; и с помощию сослужащих, положили в новую раку, и покрыли приготовленным покровом.

«Став на свои места Архиереи и все сослужащие воздали благоговейное чествование новоявленному Чудотворцу земным поклонением; и началось молебное пение Святителю Митрофану. В продолжение протяжно воспеваемого предначинательнаго молитвословия и трисвятой песни Архиереи, раздав предстоящим свещи, кадили святые мощи окрест, по чину Святительскому.

«Когда воспет тропарь святителю Митрофану Архиереи и сослужащие паки поклонились ему до земли; и тогда двенадцать священнослужителей приступили поднять раку для пренесения. По возглашению первенствующего Архиереи: с миром изыдем, в преднесении хо-

493

 

 

ругвей всех градских Церквей, и в предшествии всего собранного Духовенства, святые Мощи вынесены из Благовещенского Собора южными вратами; и, при продолжающемся пении тропаря Святителю Митрофану, несены под балдахином, в сопровождении Архиереев, около Благовещенского Собора, чрез площадь, к Собору Архангельскому. По действию народного благоговения к Святителю, при осмотрительном распоряжении местного Гражданского Начальства, во все время шествия, не смотря на неисчислимое множество народа, не произошло ни малейшего шума, ни смятения. Народ стоял по всюду в мире и благоговении, смотрел и молился.

«По внесении в Архангельский Собор, святые Мощи поставлены были среди Церкви пред Алтарем, на возвышенном месте; и молебние пение продолжалось по чину.

«После чтения Евангелия, Архиереи прикладывались к святым Мощам, потом сослужащие и народ.

«Молебствие заключено возглашением многолетия Благочестивейшему Государю Императору со всею Августейшею Фамилиею, и Святейшему Синоду.

«Потом всоборе началась малая вечерня; а крестные ходы прочих Церквей возвратились в свои Церкви.

«В 6 часов вечера началось всенощное бдение, совершаемое обоими Архиериями. На нем, в обычное время, Преосвященный Епископ Воронежский произнес слово в похвалу Святителя Митрофана.

«Со времени чтения Евангелия на всенощном бдении, благоговейное целование святых Мощей сперва освященным Собором, а потом народом, и помазание освященным елеем, продолжалось до окончания всенощной службы, которая совершалась особенно медленно. В остальную часть ночи, между тем как народ продолжал прикладываться к святым мощам, было читано завещание Святителя Митрофана к своей Пастве. Замечено и в сие время, что, по действию глубокого благоговения, народ подходил к святым Мощам без замешательства и взаимного утеснения.

«На другой день, который был Воскресный, Божественная Литургия при Святых Мощах совершаема была обоими Архиереями.

«Когда приспело время вшествия Архиереев во святый Алтарь; тогда и честные Мощи Святителя Митрофана внесены в оный царскими вратами: и поставлены на горнем месте, лицем к святому престолу 1). Таким образом он вновь начальствовал в Соборе

1) На это внесение мощей святителя Митрофана в алтарь, сколько знаем,

494

 

 

своея Паствы. Два Архиерея стояли по сторонам его, как сослужащие.

«В обычное время литургии, Первенствующий Архиерей говорил слово о православии Восточной Греко-Российской Церкви, и о наших обязанностях к ней.

«По окончании Литургии, при пении тропаря Святителю Митрофану, честные Мощи его взнесены из Алтаря: и поставлены на уготованном месте, на правой стране Собора, при самом иконостасе.

«По каждении оных, вся Церковь преклонила колена; и Первенствующим Архиереем произнесена

 

Молитва

иже во святых отцу нашему Митрофану.

Святителю отче Митрофане! нетлением честных Мощей Твоих и многими благодеяниями, чудесно содеянными и содеваемыми Тобою с верою к Тебе притекающим уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси, и молимся Тебе, моли о нас Христа Бога нашего, да ниспослет всем чтущим Святую память Твою и усердно к Тебе прибегающим, богатые милости Своя; да возродить во Святей Своей Православной Церкви живый дух правые веры и благочестия, дух ведения и любви, дух мира и радости о Дусе Святе, да вси члены ее чисты от мирских искушений и плотских похотей и злого действия злых духов и истиною поклоняются Ему, и усердно пекутса о соблюдении заповедей Его, ко спасению душ своих: Пастырем ее да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православные Церкви обратят в Святые недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвиг-

должно смотреть как на нововведение против предшествующего времени· Если же так, то вероятно думать, что оно взято с примера погребения патриаршеского, см. чин погребения патр. Иоасафа II-го в Вивлиофике Новикова, VI, 332 sqq (на выходе с евангелием архимандриты, игумены, протопопы и священники взяли тело святейшего патриарха и понесли в алтарь царскими дверями, а служащие архиереи шли за телом; в продолжение литургии телу, поставленному за престолом, к горнему месту главою, а к престолу ногами была воздаваема честь как живому патриарху: по окончании литургии для отпевания тело было вынесено из алтаря и поставлено на амвоне).

495

 

 

нут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни, и тако всех введут указанным от Него путем во уготованное вечное Царство Святых Его. Благочестивейшему же, Самодержавнейшему Великому Государю Императору Николаю Павловичу да дарует мужество, мудрость, одоление на вся враги, благопоспешение в устроении благоденствия Царства Его, и всему Августейшему Дому Его радость и долгоденствие; избранным от Него для управления и суда Царства Его да ниспослет усердие, прозорливость, мудрость и верность, да управляют и судят к спокойствию и радости всех; всем же в державе Его людем да дарует мир, тишину, безмятежие, усердие в исполнении заповедей Божиих, установлений Св. Церкви и закона Гражданского, и изобилие в потребном для сея жизни; и да избавит Царствующие грады, град сей и вся иные грады Царства Его, и веси и селения от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междуусобные брани, смертоносные язвы и от всякого ала. Ей, Святителю Божий, да устроиши молитвами Твоими благая душам и телесам нашим. Аминь.

«По молитве Первенствующий Архиерей прикладывался ко святым Мощам, приемля от Святителя Митрофана благословение к своему возвращению.

«Оба архиереи вышли из Собора в мантиях, по обычаю, долго благословляя многочисленный народ.

«Вседневный колокольный звон продолжал возвещать радость Церкви.

496


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.