Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ириней Лионский, святитель

Ириней Лионский, свт. «Различные рассуждения».

XV.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

Когда 19) Валаам в древние времена говорил это посредством притчей, то он не был признан; и ныне, когда Христос явился и исполнил это, не был уверован. Посему (Валаам), предвидя сие и удивляясь, говорит: «увы, увы, кто будет жив, когда Бог положит это» 20)?

 

XVI.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

Снова излагая Закон поколению, следовавшему за теми, которые были убиты в пустыне, (Моисей) обнародывает Второзаконие,—не так, как будто он давал другой закон отличный того, который прежде установлен был их отцам, но тот же самый восстановляя, дабы они, слыша о том, что было с их отцами, от всего сердца боялись Бога.

19) Этот и следующие восемь отрывков могут быть относимы к «различным рассуждениям» св. Иринея (см. выше примеч.). Они находятся в трех рукописях Парижской библиотеки, содержащих свод объяснений (Catena) на Пятокнижие, кн. Навина, Судей и Руфь.

20) Числ XXIV, 23.

 

 

537

XVII.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

Ими Христос был преобразован, и признан, и рожден в мир, ибо преобразован в Иосифе; от Левия же и Иуды родился по плоти, как царь и священник, а Симеоном во храме был признан; чрез Завулона был уверован среди язычников, как пророк говорить: «земля Завулонова 21), и чрез Вениамина, т. е. Павла, проповедан и прославлен по всему миру.

 

XVIII.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

И это было не напрасно, но, чтобы посредством числа десяти мужей 22) он (Гедеон) явился имеющим с собою помощника Иисуса, как как было договорено с ними. И когда он не хотел участвовать с ними в их идолослужении, они возводят на него вину, ибо «Иеровоал» значит судилище Ваала.

 

XIX.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

«Возьми к себе Иисуса сына Навина 23). Ибо надлежало, чтобы Моисей вывел народ из Египта, а Иисус ввел его в наследие, и чтобы Моисей, как и закон, имел конец, а Иисус, как слово и неложный прообраз ипостасного слова, был проповедником для народа, и Моисей дал манну в пищу отцам, а Иисус—хлеб 24), как начатки жизни, прообраз тела Христова; как и писание говорит, что манна Господня прекратилась тогда, когда народ стал есть хлеб от земли.

21) Исаии IX, I.

22) См. суд. VI, 27, где говорится о Гедеоне, с десятью рабами истребляющем храм Ваала. Не ясно, калим образом Ириней в них находит указание на Иисуса; вероятно, что поводом к нему было начальная буква имени Иисуса—йота, в греческом счислении означаются «десять».

23) Числ ХXVII, 18.

24) Гарвей предполагает, что здесь следует читать «новый хлеб, и видит в этом намек на сноп из нового зерна, приносимый в храм в утро» Воскресения Христова.

 

 

538

XX.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

«Ты не ходи с ними и не проклинай народа» 25). Он внушает это не о народе, ибо все простерты (пред Ним), но в отношении к предуказуемому таинству Христа. Ибо как Он имел по плоти родиться от отцов; то Дух предостерегает мужа (Валаама), дабы он действуя по неведению не проклял народ,—не потому, чтобы проклятие могло подействовать вопреки воле Божией, но в доказательство промышления Божия, которое Он имел о них ради их праотцов.

 

XXI.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

«И Он воссел на ослицу Свою» 26). Ослица была прообразом тела Христова, на котором все люди, успокоиваясь от трудов своих, везутся как будто на колеснице. Ибо Спаситель принял на Себя 27) бремя наших грехов. Ангел же, явившийся Валааму, был Самое Слово: Он держал в руке меч, т.-е. власть, которую имел свыше.

 

ХXII.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

«Бог не как человек» 28). Сам Он показывает, что все люди лгут, изменяясь с одного на другое, а Бог не так: Он всегда пребывает истинен, исполняя, что Он хочет.

 

ХXIII.

[РАЗЛИЧНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ]

«Воздать мщение от Господа на мадианитян» 29). Ибо он (Валаам), так как говорит уже не в Духе Божием, но противно закону Божию, установляя другой закон относительно блудодеяния, не будет уже почитаться как пророк, но как лжепрорицатель; ибо не пребывши в заповеди Божией он получил праведное воздаяние за свои злые дела.

25) Числ ХXII, 12. 26) Числ XXII, 22. 23.

27) Штирен на основании одной рукописи дополняет: на Своем собственном теле (1 Петр. II, 24).

28) Числ ХXIII, 19. 29) Числ XXXI, 3.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.