13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель
Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 19.
19.
Быстро летящее время уже приблизилось в грани 1847 года, скоро перелетит чрез эту грань, и год, который мы доживаем, поступит в число лет минувших, невозврати-
464
мых. Из бесчисленных событий его некоторые запишутся на скрижалях истории на память долговременную человечеству, некоторые сохранятся в воспоминании на столетие, на полустолетие, некоторые сохранятся еще на менее продолжительное время;—большая часть погрузится в бездну забвения,—в ней потонут, погребутся, исчезнут.
Скоро промчался 47-й год; также скоро промчится и 48-й; скоро протекут многие годы, пожирая друг друга, приходя на смену друг другу. И мы незаметно пролетим пространства жизни на крыльях времени, незаметно прилетим к самым вратам в вечность!... Стареюсь, — мне представляется, что время сделалось торопливее! Спешит, спешит!... Остановись! Дай нам вглядеться в себя, и подробнее узнать волю Божию, приготовить себя к вечности, как в вечности!—Не внимает неумолимое! Неудостаивает умоляющих его – ниже взгляду! Летит!... Человеки! вам заповедал Бог: «бдите!» вам сказал Бог о времени: «дние лукави суть».
Пред вступлением в поприще 48-го года приношу вам искреннейшее, сердечное желание всех возможных благ, в особенности тех истинных и духовных благ, доставляемых верою Христовою, которых Бог внушил искать вам. Приобретайте их, приобретайте всеми делами благочестия! В основании же всех дел должна лежать истина; так в основание здания кладут твердый, краеугольный камень! Хранится богодарованная, богооткрытая человекам святая истина в священном и святом писании. Здание добродетелей, когда зиждется не на этом основании, вполне непрочно, непотребно.
Очень рад, что вам так нравится в Москве, особливо по причине Святынь, которыми богат этот древний христианский город. Но и в таком прекрасном месте должно наблюдать за своим сердцем, при свете, который издают из себя священное писание и писания святых отцов, а отнюдь не при нашем собственном свете, поврежденном падением, зараженном прелестью, или при каком-нибудь другом ложном свете. Пишете: вы не можете знать, что в душе моей происходит. Мне кажется, что человек сам, если желает освидетельствовать душу свою и вникнуть по совести в ее движения, может лучше всех себя узнать». На первое я согласен: по грехов-
465
ности моей и слепоте ума, происходящей от греховности, я не вижу себя,—тем менее вижу других. Поэтому стараюсь вникать—и вникать в учение сращенного писания, принимая его в том смысле, в каком объясняют его святые отцы, в каком принимает святая церковь, а не в том, какой ему дают бесы и последователи их. И бесы толкуют писание на погибель, и прельщение внимающим им! Авось при свете, при истинном свете, который издают из себя Евангелие и святая церковь, сколько-нибудь увижу себя, увижу тьму мою, увижу слепоту мою! «Сердце мое заблуждает, и беззаконие погружает мя, душа моя стоит в страсе», говорит видевший себя св. пророк Исаия (XXI, 4). Зрение себя является в нищете духа, а не в самодовольстве и самонадеянности.
Вторая половина вышеприведенных ваших слов испугала меня! В ней что-то опасное! Не останавливаюсь написать вам слова преподобного Дорофея, пришедшие теперь мне на память: «Ненавидит враг глас утверждения: понеже всегда хощет погибель пашу. Виждь—чего ради любит составляющих себе: понеже помогают диаволу сами себе наветы творяще. Аз ино падение не вем иноку, но от еже веровати своему сердцу. Неции глаголют: сим падает человек, или сим. Аз же, яко же рех, ино падение бываемо кому невем, разве от сего. Видел-ли еси кого падша? увеждь, яко себе последова. Ничтоже сего тягчайше, ничтоже губительнейшее и проч. Угодно узнать всю статью? прочитайте ее в книге Аввы Дорофея, под заглавием: «о еже не составляти свой разум».
Господь да хранит вас от всех невидимых сетей миродержителя, и да спасет вас во славу Святого Имени Своего.
1847 г. декабря 27 дня.
Бабайки.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.