Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление о вере

175

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВЕРЕ.

Изливаю глаголы сердца моего, тихо волнуемого радостью нетленною и несказанною. Братия! приникните чистою мыслию в слова мои, и насладитесь пиром духовным! Вера во Христа— жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. Господ сказал: Веруяй в Мя, имать живот вечный 1). Верою угодники Божии претерпели жестокие искушения: имея в персях богатство и наслаждение живота вечного, они вменяли ни во что жизнь земную с ее прелестями. Верою они принимали скорби и страдания, как дары от Бога, которыми сподобил их Бог подражать и причащаться Своему пребыванию на земли, когда Он благоволил единым из Лиц Своих принять естество наше и совершить наше искупление. Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби, так, что во время страданий ощущается только одно наслаждение. Засвидетельствовал это великомученик Евстратий в предсмертной молитве своей, склоняя под меч главу. «Телесные мучения, говорил он Богу, суть веселия рабом Твоим» 2)! Верою святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу—дары Божии в человеке, долги человека, ненужные Богу, необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их. Услышите люди мои, говорит Бог, и возглаголю вам, Исраилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя: Моя бо есть вселенная и исполнение ее 2). Что же имаши егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием 3)? Всякому, ему же дано будет много, много взыщется от него: и емуже предаша множайше, множайше истяжут от не-

1) Иоан. VI, 47. 2) Четьи-Минеи. 13 Декабря 3) Ис. XLIX, 7, 8, 12. 4) 1 Кор. VI, 7.

 

 

176

го 1). Божия святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть,—персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость; язык изнемогает к поведанию. Верою вступили святые в любовь к врагам: око ума, просвещенное верою, неуклонно смотрит на Бога в промысле Его, и этому Божественному промыслу приписывает все внешние наведения. Так Давид, зревший пред собою Господа выну, чтоб пребывать непоколебимым в мужестве при всех скорбях и попущениях, усиливающихся поколебать и возмутить сердце 2), сказал о Семее, когда Семей проклинал его, и кидал в него камнями: Господь рече ему проклинати Давида. Что вам и мне, сынов Саруины, помыслы гнева и мщения! оставите ею, и да проклинает! оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь: негли призрит Господь на смирение мое 3). Душа приемлет искушения, как врачевания своих недугов, благодарит Врача—Бога, и пост: Накажи мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое 4). Притоком рассматривании искушения, люди и прочие орудия искушений остаются в стороне, как орудия. Нет на них злобы, нет вражды! Душа славословящая Создателя, благодарящая Врача Небесного, в упоении несказанными чувствами, начинает благословлять орудия своего врачевания 5). И вот! внезапно возгорается в ней любовь в врагам; человек бывает готов положить душу за врага своего,—видит в этом не жертву, но долг, долг непременный раба неключимого. Отселе небо нам отверзто,—входим в любовь в ближним, ею в любовь к Богу, бываем в Боге, и Бог бывает в нас. Вот какие сокровища заключает в себе вера,—ходатай и податель надежды и любви. Аминь.

1840 года, Сергиева Пустыня.

1) Лук. ХII. 48. 2) Ис. XV, 8. 3) 2 Цар. XVI, 10. 11. 12. 4) Ис. XXV, 2. 5) Преподобный Макарий Великий. Беседа ХХХVII, гл. 2 и 4.

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.